?

Log in

читательское - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

читательское [фев. 24, 2004|10:52 am]
Anatoly Vorobey
Ведь правда, бывает такое, что вот читаешь какую-то книгу, хорошую книгу, и внезапно натыкаешься на описание каких-то мыслей, или переживаний, или эмоций героя, которые с пугающей точностью и чёткостью совпадают с твоим собственным, тайным, заветным, столь глубоко личным, что никому никогда об этом и не рассказывал. Не что-то такое, что, пусть твоё и личное и глубокое, но по опыту знаешь, что есть у всех в более или менее схожей форме (как, например, первая любовь). Нет, что-то своё, о чём у других никогда не слышал (по крайней мере в таком виде), прячущееся в самых далёких тайниках души, самому до конца непонятное, сложное, такое, что лишь изредка решаешься его извлечь и посмотреть внимательно. Такое, в общем, что привык считать глубоко своим — и вот автор бесцеремонно приписывает его какому-то там герою и всего несколькими меткими строками выворачивает твою душу наизнанку. Ты переходишь от предложения к предложению, от абзаца к абзацу и всё холодеет внутри. И вместо того, чтобы изумляться такому совпадению, или восхищаться мастерством писателя, сумевшего так глубоко проникнуть, и вытащить, и так нестерпимо ярко описать, ты в этот момент ненавидишь автора, ненавидишь его ужасной, душераздирающей, совершенно иррациональной ненавистью. Как он мог? как он посмел?


... случалось когда-нибудь с вами такое?
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: french_man
2004-02-24 12:55 am
Да. И весьма часто.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: un_tal_lukas
2004-02-24 01:00 am

Было такое

(Ответить) (Thread)
From: ex_spuller432
2004-02-24 01:00 am
Часто, только без заключительной ненависти. Скорее завидую таланту. Единственно возможной завистью - черной :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: azot
2004-02-24 02:20 am
Аналогично
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oxfv
2004-02-24 01:06 am

Не могу удержаться

Читаю твой пост - и ненавижу тебя ужасной, душераздирающей, совершенно иррациональной ненавистью. Как ты мог!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dimrub
2004-02-24 02:16 am

Re: Не могу удержаться

.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: piggymouse
2004-02-24 01:08 am
Редко. Без ненависти.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: piggymouse
2004-02-24 01:09 am

Re:

Вот например "Motherless Brooklyn" by Jonathan Lethem. В русском переводе, само собой.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: gershshpraihler
2004-02-24 01:25 am
не, я сначала все прочел, а потом уже стали приходить мысли.
сам по себе я немного недогоняю.

а вообще, нет никакой души и никаких тайников. есть только текст. ага.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lavinya
2004-02-24 01:28 am
Ты будешь смеяться, случилось не далее как сегодня утром (я перечитываю Ромена Гари, "Свет женщины", к слову).
Только вот это никогда не вызывает у меня ненависть к автору. Напротив, восхищение - тем, что он сумел завернуть мои мысли и эмоции в такой вот художественный фантик. И еще - приятно от того, что еще кто-то - а особенно этот вот хороший писатель - чувствовал то же, что и я.
Кстати, вчера в ЖЖ были два поста одной и той же юзерши, вызвавшие у меня точно такие же эмоции и желание подписаться под каждым словом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kototuj
2004-02-24 01:30 am
lea_t за это самое обиделась на Кундеру: "Подглядывает, подслушивает".
А мой первый муж Боря Беркович в свое время сердился на Андрея Битова:
"...Автор залез к нему в душу,
Как в меховое нутро детской перчатки-лисы.
Ткнет его в зеркало лбом, вывернет страхом наружу,
Дернет его за усы,
Бросит его на весы..."
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kleo
2004-02-24 01:38 am
Со мной - не случалось. Никогда. У меня - наоборот.
Ненависти, возмущения, зависти ... - нет ни на шекель.
Я испытываю признательность автору, который смог почуять.
Да, благодарность, восхищение, доверие; целая гамма позитивных чувств.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: maitreyi
2004-02-24 02:43 am
аналогичено
никакного негатива не вознивает никогда
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lakedaemon
2004-02-24 01:44 am
Никогда. Особенно в последнее время. Скорее, рад этому очень. И лишний повод смотреть на произведение и на себя -- со стороны. То есть оказаться в ситуации некоей тотальной рефлексии %)
Или, наоборот, окунуться в описываемое переживание полностью... %)
Впрочем, одно другому не мешает... Всегда можно вернуться и попробовать посмотреть по-другому.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: seann
2004-02-24 01:50 am
Да.
Гле кончается писатель и начинается вуайер?
(Словно кто-то чужой вторгся в жизнь, подсмотрел.)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: china_cat
2004-02-24 01:59 am
Я знаю один случай и, кстати, автор теста пользователь ЖЖ, когда атвор придумал всё от первой до последней буквы, а потом, через несколько лет, полдучил письмо от человека, который пожелал выяснить, откуда автор узнал его историю, и нет ли у них общих знакомых.

А есть и ещё один случай. Некий достаточно нашумевший и весьма скандальный по жизни автор, чьего имени я называть не хочу, кстати, у него тоже есть ЖЖ, организовал литературный конкурс. И на этот конкурс подали рассказ, который был написан под псевдонимом. Так вот, у организатора конкурса оказался некий знакомый, который рассказал организатору свою историю. Так вот, в поданном на конкурс рассказе описано было настолько точно, что этот знакомый заподозрил организатора в подлоге и нечистоплотности, что и послужило к разрыву отношений.

Такие вот истории. :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: levkonoe
2004-02-24 02:04 am
Ненавистью - нет...
Но чувства очень сильные. Что-то вроде обиды: какое он имеет право?...
Очень сильное было при чтении "Степного волка", и при этом ужасная досада, что нельзя написать Гессе письмо и строго указать.

Когда первый раз (очень, очень давно) смотрела фильм "Начало" (Панфилов, Чурикова), казалось, что все лицо горит, будто он лично мне по морде надавал или выставил без юбки, как во сне бывает... Правда, не столько лично за себя, а скорее как бы "за всех женщин и девушек": мол лткуда он, панфилов, может про нас ТАКОЕ знать?!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mila_milova
2004-02-24 02:53 am
Однажды, читая в дачном гамаке "Ластики", обиделась на Роб-Грийе настолько, что ушла плакать. И с дачи от солнышка уехала. И вообще - из города. Переждала обиду и вернулась :)
Но это обида на идеи, которые воплотились не тобой. А ощущение идетичности переживаний... нет, пожалуй, такое ненависти не может вызвать...
Это у Вас какой-то детский синдром жадности... как у Цветаевой в "Мой Пушкин" и бла-бла-бла... :)
Нате-ка платок. Не плакайте.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: frau_derrida
2004-02-24 02:53 am
про себя не говорю

но вот точно такой казус случился у нас на Дериба... т.е. у Макара Девушкина в "Бедных людях".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: marinba
2004-02-24 03:29 am
Весьма часто. Но ненависти не возникает абсолютно. Во-первых, потому, что у меня, почему-то не получается воспринимать писателей, как отдельную реальную личность, со всем вытекающим отсюда отношением, скорее, как некую универсальную субстанцию, генерирующую мысли и умело оформляющую их в нужное словесное обличье. А во-вторых, как подобает истинному лентяю, я скорее благодарна, за то, что кто-то сделал за меня всю "черную работу" - ярко и доходчиво сформулировал то, что у меня б, скорей всего, осталось на уровне смутных обрывков и ощущений.:)
А вот зависть - это да, бывает. Вот пример: http://www.livejournal.com/users/marinba/22095.html?nc=7
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: 3d_object
2004-02-24 03:38 am
Да! О да, случалось! Особенно когда читал Баркова.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sevetra
2004-02-24 04:23 am
Совпадения такие случались.
Без ненависти к автору.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: jinxli
2004-02-24 04:26 am
угу
только ненависти нет
пусть проникает :)

когда живёшь, всем ветрам открывшись - заходи, вобщем-то, кто хочет, в твою голову - такое не пугает, а вызывает улыбку :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: iliat
2004-02-24 05:07 am

Ага

Чаще всего, когда читаю А. Битова.
(Ответить) (Thread)
From: enotische1
2004-02-24 06:23 am
У меня так было с Набоковым, Татьяной Толстой, Улицкой... А вот с Сэлинджером, к примеру, - нет. Хотя казалось бы... Но ненависти нет ни в коем разе, напротив - ощущение растущей в груди радости-гордости, что я не одинока и что изложенное в письменном виде МОЕ возвращается в более оформленном, очерченном, структурированном виде - уже не забудешь!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: oort
2004-02-24 06:35 am
Бывает и хуже. Писатель пишет очередную книгу. В ней герой помимо прочих приключений попадает в довольно неприятную жизненную ситуацию, но очень элегантно ухитряется с нею справиться. Потом, через несколько лет после выхода этой книги, после того, как вышло еще несколько книг, я замечаю, что этот писатель, с которым я знаком лично, вдруг становится какой-то не такой. Он явно чем-то мучается, но никак не решится мне об этом рассказать. И наконец в какой-то момент решается. И описывает мне ситуацию, довольно неприятную, в которую он попал. Я слушаю его с приоткрытым ртом, потом молча встаю, достаю с полки его книжку, вышедшую несколько лет назад, нахожу в ней нужное место и протягиваю ему. Он следит за моими весьма неожиданными действиями с квадратными глазами, но послушно читает фрагмент. Молча. Читает, захлопывает книгу, встает, ставит ее на место, садится обратно и смотрит на меня совершенно пустым взглядом. Он мог бы справиться с этой ситуацией еще несколько месяцев назад. Он знал выход, он сам описал его несколько лет назад. Но описал не он. Описал он-писатель. А он-человек не смог соотнести эту описанную ситуацию с описанным выходом с той ситуацией, в которую попал сам. И лишь подсунутая ему под нос его собственная книга помогла ему справиться с его напастью.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: llasta
2004-02-24 06:54 am
совпадения бывают, но от них возникает не ненависть к (якобы) вору (писателю), а наоборот: именно этот автор и нравится более остальных, ищешь его другие тексты, хочешь ещё больше найти совпадений. Это как будто искать оправдание собственным переживаниям, поддрежку что ли.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tata_batona
2004-02-24 07:12 am
да, случалось. Но ненависти никогда при этом не испытыавла. Скорее все таки безграничное удивление : " Как же это так, мысли- чувства то мои???"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lxe
2004-02-24 07:14 am
Нет. Всегда радовался, когда меня понимали.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: elina_w
2004-02-24 07:53 am
А в другой раз откроешь ту же книгу и ничего такого не обнаружишь.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2004-02-24 08:02 am
Да, возможно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sarcastic
2004-02-24 10:28 am
Было, вызывало исключительно приятное ощущение неодиночества.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: serezhka
2004-02-24 10:33 am

Случается

Сплошь и рядом. Вызывает чувство упоительного восторга, когда спирает дыхание.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: manaev
2004-02-24 10:37 am
Гончаров, "Обыкновенная история".

Без ненависти к автору. Был просто поражен мастерством.
(Ответить) (Thread)
From: ignat
2004-02-24 12:35 pm
У меня было только раз -- когда читал "Вероника решает умереть" Коэльо. Мысли Вероники, да.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: natalie_kn
2004-02-25 10:22 am

Ха!

А вот неча считать глубоко своим! Каждому кажется, что он в чем-то уникален, что какие-то мысли и чувства есть только у него. А на самом деле мы все очень похожи. Нет ничего нового ни под солнцем, ни в душах. Описанное явление - доказательство тому.
(Ответить) (Thread)