?

Log in

No account? Create an account
сартр и камю - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

сартр и камю [мар. 27, 2004|07:21 pm]
Anatoly Vorobey
Рассел Джакоби рецензирует в The Nation две недавних книги о ссоре Сартра с Камю, и рассуждает подробно и небезынтересно о различиях и разногласиях между ними — политических разногласиях. Написано с радикально левой точки зрения (The Nation всё-таки), но добросовестно, так что можно просто не обращать внимания на всякие рассуждения о том, "как лучше нам, левым".

Конечно, с политической точки зрения выбрать между ними легко. Камю успешно избавился от почти неизбежного для французского интеллектуала тех времён увлечения коммунизмом. Сартр же провёл последние 30 лет своей жизни в лихорадочных поисках всё более и более отвратительных режимов и идеологий, которые можно было бы воспеть.

Но в конце концов важнее политики — литература. Не помню, у кого (может, у Кундеры где-то?) я прочитал пару лет назад хорошее сравнение Сартра с Камю: Сартр — философ, притворяющийся писателем, а Камю — писатель, притворяющийся философом. Метко и верно схвачено. Интересна ли кому-то сейчас Тошнота? я не могу представить себе обстоятельства, при которых мне захотелось бы её перечитать. А Слова? А эти настойчиво-дидактические пьесы? Всё это — философские трактаты в литературной обложке, но философия их истрепалась и потрескалась; неудивительно, что они теперь попросту неинтересны. Камю же — нет, не могу перейти к Камю, не упомянув справедливости ради, что для Стены и ещё нескольких рассказов, но главным образом Стены, я не могу не сделать исключения... Камю же был писателем в первую и вторую очередь, писателем с философским гарниром. Его книги населены — нет, не "живыми людьми", обойдёмся без этого клише, но как минимум персонажами, которые что-то делают и как-то живут, а не воплощают тот или иной философский тезис, как у Сартра. Поэтому и Чуму, и Падение, и Калигулу можно читать и перечитывать (Калигулу я как раз перечитал пару недель назад, просто открыл случайно как-то и не смог остановиться).
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: shurko
2004-03-27 09:33 am
да, точно, я тоже постороннего и падение с удовольствием перечитывал... а как замечателен этот персонаж в чуме - старичок в окне, который привлекал кошек бумажками, а затем плевал на них! чуму читал лет 10 назад - надо перечитать (видел еще аргентинскую экранизацию - действие не в алжире, в аргентине по фильму)

а сартра тошноту так и не дочитал - впрочем, по-украински тошнота и есть "нудота". однако есть и хорошие, на мой вкус, рассказы у него. герострат, например.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: asnat
2004-03-27 11:01 am
А я бы, думаю, перечитала бы сейчас пьесы Сартра, именно пьесы, если бы оказались под рукой. "Тошноту" - нет, я ее и в первый раз с трудом прочла, хотя и в ней есть пара интересных образов. К чему там героиня стремилась? К идеальным мгновениям? Как-то так. Мне это понравилось, когда читала.
А за пристрастие к коммунизму упрекать западных интеллектуалов не поворачивается язык, когда советские люди, включая интеллектуалов, только недавно при этом коммунизме жившие, голосуют за коммунистов, и когда то же делают эмигранты, от этого коммунизма пострадавшие и бежавшие.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: m_mirrel
2004-03-27 11:08 am
Месяц тому назад обозреватель радио "Свобода" рассуждал о ссоре Сартра с Камю и правильном отношении к ней. Выходило, что Сартр проповедовал терроризм, Камю -- общечеловеческие ценности. А автор книги (к сожалению, не помню какой из двух) был очень сильно не прав, поскольку закончил свою книгу примирением двух философов. В голосе обозревателя звенело возмущение: как можно мириться с терроризмом...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2004-03-27 04:34 pm
Да, это, конечно, очень примитивное рассуждение. Но, тем не менее, зерно истины в нём есть. Сартр действительно оправдывал и поддерживал терроризм против "проклятых европейских колониалистов". А Камю действительно был протие терроризма.

Но сравнительную ценность их философских систем или художественных произведений этот факт, конечно, не может сам по себе определить.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasferus
2004-03-27 11:11 am
согласен со всем высказанным, кроме обтрепанности философии Сартра.С ней можно (и имхо нужно )спорить но абсолютни невозможно ее не замечать или бойкотировать . между прочим в основе всего современного "антиглобализма" лежит экзистенциалистский взгляд на жизнь :свобода вопреки.так что Сартр все же актуален.Хотя Камю просто симпатичней будет. правда я х вижу в первую очередь как политических философов...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: natalie_kn
2004-03-27 02:06 pm
А я-то всё собиралась прочитать "Тошноту". Говорите, не стоит?
А Камю я что-то не люблю: кажется скучным.
Сартра я прочла только "Портрет антисемита": там роман "Юность вождя" - тоже мура, и эссе о еврейском вопросе - довольно спорное, но зато там очень правильная позиция - в смысле, юдофильская.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pingva
2004-03-27 03:20 pm
читайте, "Тошнота" -- отличная. Просто пинать Сартра -- это круто.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2004-03-27 04:31 pm
Спасибо за столь уверенное объяснение мне моей же мотивации.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pingva
2004-03-27 04:43 pm
Анатлий, я про Вашу мотивацию ничего не писал. То, что "пинать Сартра -- круто", я могу проиллюстрировать, например, тем, что про "Жан Соль Партра" и его "блевотину" лично я прочел много раньше, чем "Тошноту" Сартра. Это одна из оч. многих возможных иллюстраций.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agavr
2004-03-28 06:41 am
да-да, прекрасная фраза :) "спасибо, доктор, мне уже легче" :)

но знаете, толь, я вот пару лет назад - и имея примерно такое же отношение к камю и сартру - впервые прочитал "слова", показавшиеся мне прекрасной и трогательной книгой. в большой мере именно "словами" сартр, как мне кажется, подписал себе-взрослому-философу приговор: невозможно себе представить этого мальчика (главного героя "слов"), заинтересованно и сочувственно относящимся к литературе трибуна и вождя ЖПС. разрыв между этими образами, между этими двумя позицими стал для меня главнм событием книги - и образ её остался в душе очень яркий.

что же до "тошноты", то сегодня это в чистом виде "возрастная" книжка, которая должна перейти в подростковое чтение - как вальтер скотт, как жорж занд, как по большей части дюма. как "герой нашего времени". странно и стыдно взрослому человеку всерьёз её читать. а человеку лет 15-14 - в самый раз. самый сильные из них (как школьный учитель говорю) мучимы такми же в точности tedium vitae в степени превосходной.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sanches
2004-03-27 06:42 pm
У Сартра есть совершенно гениальная пьеса "Мертвые без погребения". Независимо ни от чего другого, что он писал, - ее одной достаточно, чтобы закрыть вопрос о том, был ли он писателем, окончательно и бесповоротно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: grifel
2004-03-27 08:00 pm

Ну что Вы!

В Тошноте, на мой взгляд, есть одна из самых прозрачно-грустных сцен в литературе 20 в. -встреча гл. героя с бывшей гёлфрэнд. Образы, созданные Камю (просто типичного журналиста, ушедшего в литературу, что-то вроде Достоевского), слабее все вместе взятые этих сартровских (правда только в этой сцене).

о да! совершенные мгновения... ради этой теории можно перечитать и весь роман.

ну и Сартр в Словах честно признавался, КАК он стал "писателем". Никогда и не считал себя им. (Еще похожие примеры искреннего признания собственной бездарности, на мой взгляд, это В. Набоков и Ромен Гари-Ажар).

А совершенно отдельная тема- это атмосфера интеллектуально-богемной жизни Парижа времени Сартра, блестяще переданная в Пене дней Виана.

Спасибо, вспомнилось много приятных совершенных мгновений)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: proforma
2004-03-28 05:08 am
и ведь как хорошо, когда политическое так хорошо соответствует стилистическому. Нет нет да и поверишь в незыблемое единство законов гармонии
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cartesius
2005-10-20 09:43 am
Камю - лучший прозаик, Сартр - лучший драматург.
(Ответить) (Thread)