?

Log in

No account? Create an account
описать неописуемое - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

описать неописуемое [апр. 27, 2005|11:18 pm]
Anatoly Vorobey
Так трудно описать неописуемые вещи... обыденные, но неописумые, ускользающие от слов.

Всякий раз, как я иду в душ, у меня есть некоторое странное состояние, что ли, в которое я вхожу. Для того, чтобы войти в него, мне нужно стать под тёплый или горячий душ и стоять некоторое время, секунд десять или больше, под струёй, причём так, чтобы она лилась на голову; если я просто поливаю тело, но не голову, то это не приходит. "Это" - звучит слишком многообещающе, на самом деле речь идёт о чём-то интересном, но незначительном; но я пытаюсь описать то, что описанию не поддаётся, и с трудом нахожу слова.

Вода льётся по голове, лицу, ушам, шее, груди, спине; тёплый пар от неё поднимается вверх; и когда я убираю воронку душа от головы или сам отступаю от неподвижно висящей воронки, как будто что-то щёлкает у меня внутри и я ощущаю, как вступаю в некоторое немного другое состояние. Что значит "другое состояние"? Как будто я всё чувствую немного по-другому; причём это касается всех чувств, особенно осязания и слуха, но не только. Но как именно "по-другому"? это я как раз не могу описать. Струя из воронки льётся по-другому и шум от её падения другой; всё вокруг видится немного другим и запахи чуть-чуть смещаются куда-то; и струи воды на теле и голове осязаются по-другому; но как по-другому? не знаю. Главное, что выделяет это "по-другому" - чувство родства с таким же состоянием бесчисленное число раз в прошлом, и недавно, и давно, и в раннем детстве, память чувств подсказывает мне, что я всегда так ощущаю себя после того, как постою немного под душем. Причём именно так. Как будто бы на невидимой карте душевных и телесных состояний и ощущений есть определённая ложбинка в каком-то месте, и я всякий раз попадаю точно в неё, укладываюсь аккурат в эту ложбинку, а не рядом и не по соседству; в точности переживаю это странное ощущение, странное и этой точностью повторения и тем, что я не могу описать словами, чем же оно отличается от обычного самоощущения. Возможно, есть некий привкус свежести в том, как я "по-другому" ощущаю себя в этот момент; но свежести можно достигнуть, и постояв под холодным душем, или вообще окунувшись в ванну, но там этого ощущения нет. Дежа вю? нет, когда случается дежа вю, то не помнишь, когда с тобой что-то похожее было, и это именно "что-то похожее"; тут явственно ощущаешь, что это то же самое во всех мелких подробностях того, как дышит слышит видит твоё тело. Можно сказать: это обычная память; ведь часто, когда что-то делаешь, что много раз делал раньше, ощущаешь такой вот толчок узнавания, внезапно искрится нить в прошлое вдоль оси лет и так же быстро потухает, оставляя смутные воспоминания о том, как то же самое делал раньше. Но нет, это не то, потому что обычная память чувств, память осязания, которую с трудом можно облечь в слова - не столь точна, не столь дискретна в этом своём ощущении того, что попал именно туда, пережил в очередной раз не примерно, а именно то же самое.

Но, с другой стороны, вопреки тому, что только что об этом написал кучу слов - это не что-то важное. Это не какое-то состояние сознания, действительно глубоким и значительным образом отличающееся от обычного. Это не нирвана, не как от наркотиков; это приятное ощущение, но не более того. Это как бы своё собственное приватное состояние тела и духа, в которое вступаешь на минуту (после того, как вступаешь, оно постепенно рассеивается за минуту). Я несколько раз задумывался о нём, но ни разу - настолько долго, как сейчас, мучительно пытаясь описать его словами, зная заранее, что это невозможно. Но захотелось попробовать.

Удалось ли мне как-то передать то, что словами не могу выразить? Узнал ли кто-нибудь в этом описании что-то знакомое? Может, даже такое же, в тех же условиях? Или, может, совсем другое переживание, но тоже, как это, повторяющееся при каких-то условиях и непонятно чем выделяющееся, кроме вот собственно этого очень явственной памяти точно такого же ощущения много раз в прошлом? Если кому-то это описание чем-то таким знакомым откликнулось, поделитесь, пожалуйста.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: flamenco
2005-04-27 08:20 pm
да; это бывает в том же душе, но в моем случае еще важен момент намыливания. еще - море. еще - вдруг звучащая песня, которая "попадает" в момент. и - надевание духов, которые тоже с моментом как-то "совпадают".


у меня своя специфика переживаний; у любого она будет своя, это понятно. но суть изменения реальности - крайне похожа.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: squadette
2005-04-27 08:42 pm
ха

"May I interjet?" the Lump said.

Ni shrugged again. "Sure."

Jo nodded.

"You will find, during your reading, Jo, that certain authors seem to
have discovered all the things you have discovered, done all you've
done. There was an ancient science fiction writer, Theodore Sturgeon,
who would break me up every time I read him. He seemed to have seen
every flash of light on a window, every leaf shadow on a screen door,
that I have ever seen; done everything I had ever done from playing
the guitar to laying over for a couple of weeks on a boat in Arransas
Pass, Texas. And he was supposedly writing fiction, and that four
thousand years ago. Then you learn that lots of other people find the
same things in the same writer, who have done none of the things
you've done and seen none of the things you've seen. That's a rare
sort of writer. But Ni Ty Lee is that sort. I have read many of your
poems, Ni Ty. My appreciation, were I to express it, I'm sure would
only prove embarrassing."

(Ответить) (Thread)
From: sply
2005-04-27 08:44 pm
Удалось - и про сдвиг запахов со звуками точно.

А то, что нельзя передать словами можно передать очень большим количество слов :) - один из ключевых выводов семиологии
(Ответить) (Thread)
From: sply
2005-04-27 08:55 pm
Вот с запахами происходит даже не сдвиг, а "объемность", что-то похожее на включение "расширения стереобазы" на магнитофонах.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dvor
2005-04-27 09:08 pm
да. очень похоже.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: _amor_fati_
2005-04-27 09:09 pm
узнала с первых слов :) именно душ
и действительно - ни на что иное не похоже, и - изменение чувств, да

Это как бы своё собственное приватное состояние тела и духа, в которое вступаешь на минуту (после того, как вступаешь, оно постепенно рассеивается за минуту).
слово "приватное" сразу срезонировало :))
я бы, возможно, выбрала чуть иное слово, но эффект показательный
единственнно что - со временем, сначала полуосознанно, затем всё более осмысленно, стала растягивать это ощущение...
мне, наверно, минуты мало ::)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_i_z
2005-04-27 09:27 pm
Рисунок Игоря Смиронова, содранный из газеты "Культура":
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_i_z
2005-04-27 09:27 pm
Смирнова, конечно. И о женском душе, конечно. Но...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: sensuobsceno
2005-04-27 09:30 pm

к вопросу о "неописуемом"

Существует анкедот, что однажды на встрече Серапионовых братьев Замятин предложил им упражнение: опишите, госопода, как вы завязываете шнурки на ботинках, и так опишите, чтобы читатель мог воспользоваться этим описанием как инструкцией... по слухам ни у кого не получилось.

А про душ - конечно похоже)
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: aburachil
2005-04-27 09:48 pm

"воронка душа"

Я конечно извиняюсь, но во моему скромному мнению, эта хрень по-русски как-то по другому называется. Осталось, конечно, понять, как именно ;-)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmarck
2005-04-29 06:13 am

Re: "воронка душа"

С точки зрения продавцов хозтоваров оно называется "лейка душа"
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yucca
2005-04-27 10:12 pm
Терпеть не могу, когда мне вода льется на голову :)
Не совсем то же, но напомнило: в детстве и юности, когда меня будил будильник, и до того, как я, наконец, через несколько минут находила в себе силы подняться, я попадала в совершенно прекрасное состоянии уютного полусна, и мне ничего больше так не хотелось, как продлить это состояние, не вставая и не засыпая обратно. Я даже пробовала специально ставить будильник по выходным, но так не получалось, а сейчас и вовсе сама рано просыпаюсь.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: igrok2
2005-04-28 02:59 am
Очень хорошо вас понимаю!

Я даже дошел до того, что несколько раз не спал по 40 часов, чтобы прочувствовать это ощущение в полной мере, медленно засыпая. Это было что-то! Получались осознанные сновидения, не меньше. Слышал такой термин, как "просонное состояние", не знаю, может быть это как раз то, о чем мы пишем.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: timurzil
2005-04-27 10:44 pm
мне кажется, что состояния вообще дискретны, хотя заметно это бывает тогда, когда они а) стабильны во времени и б) отличаются от "обычного", не обязательно сильно, но отчетливо. собственно, стабильность во времени и означает некоторую "ложбинку" на потенциальной поверхности.

на уровне тела вряд ли есть понятие о времени - скорее, совокупность сигналов от органов чувств, картина восприятия внешнего мира и себя.
поэтому, если есть сильное совпадение между актуальным состоянием и тем, которое было когда-то - записано в памяти - то на каком-то уровне это не похожее состояние, это просто то же самое состояние. такое распознавание, скорее всего, имеет условнорефлекторную основу. а постоянное попадание в это состояние в одних и тех же (примерно) условиях еще более укрепляет эту связку внешнего и внутреннего.

почему душ показателен: как правило, никто не мешает и не нарушает своим воздействием это состояние.

лично у меня происходит "только" специфическое расслабление тела, но заметного влияния на восприятие окружающего нет. может, потому, что я стараюсь не подставлять голову под душ :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zanudka
2005-04-28 12:13 am
Совершенно другое, а характерно еще вот чем: у этого переживания есть своё собственное время, как бы параллельное обычному. То есть, попав в это состояние, попадаешь в - как бы это описать - совокупное время таких состояний. Они могут ощущаться как одновременные или последовательные, но всё, что происходило между ними, теряется. Точно так же, как они теряются, если смотришь из "обычного" времени, есть только ощущения типа "было же что-то" и еще словесные описания, которые ты успел составить, будучи там.
Похоже?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: yelloww
2005-04-28 03:14 am
О, это было прекрасно! Этакое ощущательство в стиле Пруста.

Надо сказать, что читать это не менее интересно, чем выдержки из книг, рассуждения об операции в Ираке и прочая, прочая. Только комментов будет меньше.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: igrok2
2005-04-28 03:31 am
А не может ли быть так, что в такие моменты, как тот, что вы описали с душем, повторяются не ощущения (во всяком случае, не сначала), а мысли о них? Или, по крайней мере, эти мысли выступают связующим элементом, который заставляет вас думать, что "все было именно так уже много раз"?

Вы как бы сами себя доводите до этого состояния. Потому что, на самом деле, в каждый такой момент вы начинаете думать об одном и том же: "уже несколько раз я ощущал нечто подобное, особенное состояние" (прямо рекурсия какая-то выходит). А поскольку физические ощущения и "место действия" тоже весьма похожи, то на пересечении всего этого и возникает некое чувство "особенного состояния сознания, не раз уже пережитого".

Не знаю, смог ли сам описать то, о чем думал :) .
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: _yuz_
2005-04-28 05:05 am
точка сборки смещается.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2005-04-28 06:41 am
такое есть в прозе пастернака
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kba
2005-04-28 06:52 am
Ага, часто бывает переход в "другое состояние". В НЛП под это хорошая теоретическая база подведена с кучей возможностей практического использования. Например, научить другого попадать в такое же состояние или попадать в состояние не только под душем.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: organaut
2005-04-30 06:35 pm
Aga, imenno v dushe. Ja eto otkryla dlia sebya v detstve. Potom kak-to zabyla. Spasibo, chto napomnili. Uverena, chto v moem nyneshnem dushe fokus ne poluchitsia--napor vody sil'no slabyi. Po-moemu, ochen' vazhen pravil'nyi napor, i temperatura dolzhna byt' ne slishkom goryachaja.
(Ответить) (Thread)