?

Log in

No account? Create an account
мимоходом, о фамилиях - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

мимоходом, о фамилиях [июл. 5, 2005|06:37 pm]
Anatoly Vorobey
Вообще-то принадлежный падеж, скажем так, русских женских фамилий я не осознаю обычно. То есть, умом понятно, что, скажем, женщина по фамилии Крючкова - её фамилия отвечает на вопрос "чья жена? Крючков-а".
Есть Крючков, и есть его жена, жена Крючкова по фамилии Крючкова. Но хоть это понятно умом, это не мелькает у меня в голове всякий раз, когда я слышу или произношу или читаю фамилию "Крючкова", или другую какую-нибудь русскую женскую фамилию.

И тем не менее есть одна фамилия, в которой эта связь не только понятна умом, но и странным образом вклеилась в само слово, стала для меня неотъемлемой его частью, так что всякий раз, как я встречаю эту фамилию, у меня она - мельком, мимоходом, не как что-то важное или сознательно продуманное, но непременно - в голове как бы разделяется на мужскую фамилию и принадлежный суффикс -а. Может, это мой личный заскок? Если это не у меня одного такое, то кто-то наверняка назовёт эту фамилию ;-)

Update: Я почти было потерял надежду, но тут tacente правильно назвал.
СсылкаОтветить

Comments:
From: (Anonymous)
2005-07-05 03:48 pm
Путина?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 03:49 pm
Ой, нет ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_bulatych796
2005-07-05 03:51 pm
Всё-таки родительный падеж, кажется.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 03:52 pm
Да. Принадлежного падежа не бывает, это я его whimisically выдумал для этой записи ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: tom_ohawk
2005-07-05 03:52 pm

НЕВОПРОС :)))

Вагина
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 03:52 pm
Ну ничего себе ;) но нет.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ira_k
2005-07-05 03:54 pm
Говядина? :-)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 03:56 pm
Гм ;) а есть вообще такая фамилия? Но нет ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: rasemon
2005-07-05 03:57 pm
Ленина.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:01 pm
А такой и нету просто. Но по времени и правдоподобию уже ближе других отгадок.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: zaw
2005-07-05 03:58 pm
горбачёва?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:09 pm
Нет ;) наверное, это всё-таки мой личный заскок, раз никто не называет. Неудобно даже как-то, если напряг людей отгадыванием частной ассоциации, если её отгадать в принципе невозможно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dimrub
2005-07-05 03:58 pm
Ананова?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:03 pm
Не, это совсем другое, наверное? Совпадение женской фамилии с иностранным словом, "мужская часть" тут ни при чём.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: matrimc
2005-07-05 04:03 pm
Хрущёва. Эта фамилия у меня вызвала именно такие ассоциации :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:05 pm
Любопытно. Хорошо, что не у одного меня такое наблюдается, но всё-таки в моём случае фамилия совсем другая ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: bars_of_cage
2005-07-05 04:06 pm
Сталина, что ли?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:08 pm
Увы, нет, наверное, я не политическое животное совершенно, как говорят американцы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: gigienishvili
2005-07-05 04:07 pm
Неужели есть фамилия Мужнин?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:08 pm
Мне вроде никогда не попадалась.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: odalizka
2005-07-05 04:08 pm
неужели Родина?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:10 pm
Ух ты, какие варианты замечательные ;) но нет, совсем не в ту степь.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: (Anonymous)
2005-07-05 04:14 pm
Воробьева?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:16 pm
Отличная попытка, но совсем нет ;) С фамилией "Воробьёв" у меня сложные отношения исключительно потому, что её то и дело с моей путают и меня так называют.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nechaman
2005-07-05 04:19 pm
Ну, какая-нибудь Федина или Васина
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:21 pm
Как ни странно, нет, они так не воспринимаются. Это одна определённая очень известная фамилия.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: bars_of_cage
2005-07-05 04:22 pm
я так понимаю, что дело не в "знаменитой фамилии" и женскому отпрыску от нее - как, скажем, Любовь Менделеева. Такой простой феномен Вы не удостоили бы поста. Тут какой-то выверт интересный скрыт... М.б., фамилия от псевдонима. М.б., сверхкраткий какой варьянт, или от украинской фамилии. ... забавно
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:23 pm
Да, действительно, это не женский вариант знаменитой фамилии. Но и особо хитрого выверта тоже нет.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: anjey
2005-07-05 04:28 pm
Должна быть такая фамилия, которая сама по себе является самомтоятельным словом и окончание "а" изначально есть неотъемлемая часть слова.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: odalizka
2005-07-05 04:29 pm
ну, тут были варианты Вагина и Родина и даже Говядина :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tacente
2005-07-05 04:28 pm
Каренина?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-05 04:29 pm
Да, да, да!

Ну слава богу ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: xygou
2005-07-05 04:39 pm
Например, муж Хреновин.
А мне кажется оскорбительной притяжательность жены к мужу в старых английских романах, когда и имя мужа втуляли в ID жены.
Миссис Сомс Форсайт. Бабу Сомсом звать? Далия Ицик?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: _bonnie_parker
2005-07-06 05:47 am
Угу, меня это тоже всегда смущало.
Миссис Чарльз Гамильтон)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rakshas
2005-07-05 06:38 pm
Был уверен, что ответ -- Гуськова. Это было бы логичней ;)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: fridka
2005-07-05 06:50 pm
Так мужские тоже - принадлежный. Чей - иванов, чей - царев, чей - кошкин.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kotofey
2005-07-06 09:16 am
Как-то слышал версию, что якобы Иванов, Петров и т.д. - по принадлежности крестьян барину - деревня Петровых - там Петровы люди.
Кстати, насчёт Кошкина интересно...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: odalizka
2005-07-06 08:52 am
а Ростова у Вас не вызывает таких ассоциаций? и уже упомянутая Ларина?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2005-07-06 08:55 am
Увы, нет ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shigin
2005-07-06 11:35 am
Однажды я понял, по какому принципу давались фамилии.

Знал я одну Машу, у которой среди прочих отличительных особенностей фамилия была Мишина (из--за чего она дергалась на оклики Мишка и вообще не очень любила косолапых).

А суть в том, что вышла она замуж за Мишу. И вот тут--то я все понял. Фамилию она, правда, все же сменила.
(Ответить) (Thread)
From: ruthus
2005-07-06 04:22 pm

И ещё немного мимоходом

Мужская фамилия Конычев и фамилия его жены.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sgustchalost
2005-07-08 11:33 am

Запоздалые, но еще не заданные вопросы:

1. Муж - Иванов, жена - Иванова. "Понятно умом".
Муж - Берг, жена - Берг. Ладно, не "Берга" же? Иноязычное.
Муж - Кривой, жена - Кривая, а не Криваго. Что-то не сходится в консерватории. Ладно, это "прилагательные".
Муж - Медведь, жена - Медведя? Ну, нет!
Никакого "принадлежного падежа" в женских фамилиях нет?

2. А вот в отчествах явно есть (?).
Иван, сын Ивана - Иванов.
Но!
Марья, дочь Ивана - Ивановна.

3. А как у наших соседей литовцев?
Во там, вроде, "принадлежный падеж" в женских фамилиях.
Причем разный. В девках - по отцу - один. В женках - по мужу - другой.
Или ошибаюсь?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: maugletta
2005-07-10 04:41 pm
Со мной вместе училась Маша Родина
(учитывая, что дело было в Волгограде, иначе как "мать-Родина" ее не звали весь первый курс:))Надо ли говорить, что замуж она вышла самой первой, и разумеется сменила фамилию. На Андерс ( наши дотошные немки перевели это как "другой".
Мужской вариант "Родин"-ни к чему не обязывает. А вот женский...
(Ответить) (Thread)