?

Log in

метафоры - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

метафоры [май. 21, 2006|12:23 pm]
Anatoly Vorobey

Камю называет русский народ "закваской мира", "world leaven" в английском переводе (в этом интервью: Ни жертва, ни палач).

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: mike67
2006-05-21 10:14 am
А что в этом хорошего? Когда в разговоре о народе сразу вспоминают "О да, Толстой" (Гомер), то это свидетельствует о кризисе нации.
При разговоре о немцах никому в голову не придет вспомнить Баха, об англичанах - Шекспира.
Как про нас - Толстой, Гагарин, балет. Вот, кстати, хороший пример на "среднюю температуру по больнице" - она низка, несмотря на вышеперечисленные достижения.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-05-21 10:26 am
Не скажу, что это хорошо или плохо. Мне всего лишь хотелось отметить необычную метафору.

Кроме того, я не был уверен до конца, что такое закваска, ну или как минимум из чего она состоит. Побужденный этой цитатой, пошарил по Гуглю и Википедии и что-то новое для себя узнал. Являясь созданием последней четверти 20-го века, я, кажется, ни разу в жизни и не видел закваску перед собой, а не на телеэкране.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oryx_and_crake
2006-05-21 10:33 am
Я думаю, Камю сам тоже закваски не видел (откуда ему?), а фраза - аллюзия на евангельское "Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё." (Мф. 13:33)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-05-21 10:35 am
Да, пожалуй. Спасибо.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike67
2006-05-21 10:58 am
Зато навели на интересную мысль, которую я потом у себя попробую разработать :)
Как не встречали закваску? неужели не сталкивались с дрожжевым тестом? Или еще были до появления йогуртов такие грибы - молочный и чайный.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-05-21 12:20 pm
Чайный видел пару раз, но разве это закваска? Т.е. я понимаю, что там дрожжи и всякие бактерии, но он же выращивается сам по себе для питья, а не для того, чтобы заквашивать тесто или другие продукты.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike67
2006-05-21 12:49 pm
Молочным грибом можно заквасить. Опять же остатки кисломолочного продукта могут использоваться как закваска для молока.
По старинным рецептам тесто для куличей не просто совмещали с дрожжами, а готовили предварительную закваску (например, дрожжи и молоко). Я и сам так делал пару раз
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ullr
2006-05-21 05:40 pm

что бы расставить точки над i

дрожжи и молоко называется уже опара, а не закваска.
Опара = закваска(простокваша, дрожжи и т.д.) + питание для дрожжей(молоко, сахар)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-05-21 07:15 pm

Re: что бы расставить точки над i

Пожалуй, да. Но кисломолочную закваску я упомянул. Главное для меня было показать, что закваска - не такая уж архаическая и вышедшая из употребления вещь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-05-21 10:39 am
Что же касается познаний Камю в русской литературе, не припомню свидетельств того, что они были как-то особенно глубоки или необычны, по сравнению с "джентельменским набором" левого французского интеллектуала его поколения. Кроме того, он называет подряд Толстого и Горького, что с моей точки зрения - все равно что сказать "Шескпир и Бульвер-Литтон".

Тем не менее, есть, подозреваю, немало людей, которые при упоминании англичан вспомнят Шекспира одним из первых...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: e_g
2006-05-21 10:54 am
Вы не учитываете эпоху. В 1940-х такое соположение казалось вполне правомерным.

Между прочим, у Камю есть пьеса Les Justes про русских нигилистов. Не знаю, переведена ли на русский.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: e_g
2006-05-21 10:56 am
Зато отыскался английский перевод:
http://www.segnbora.com/justes/
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike67
2006-05-21 11:05 am
Да, кто-то сразу вспомнит Шекспира, но немногие. Американцам же и вовсе не нужна "поддержка" со стороны великих людей, они и так воспринимаются вполне великими.
Формула "Шекспир и Достоевский" (применительно к эпохе увлечения коммунизмом - и Горький) показывает, что русских меряют "суммой высших достижений", поскольку средний уровень никого не впечатляет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: e_g
2006-05-21 10:42 am
Опечатка: должно быть leaven.

По смыслу синонимично "соли земли". Ср.: "leaven of the world, salt of the earth"; "true salt and light for the world, leaven in the mass".

Ссылка на Толстого и Горького наводит на мысль, что в оригинале имелся в виду "народ" в смысле "мужиков", а Камю, как водится, экзистенциально расширил.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-05-21 10:45 am
Спасибо, исправил. Слово очень малознакомое, потому и не бросилось в глаза.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: moro
2006-05-21 12:16 pm
Это как соль земли?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-05-21 12:19 pm
Наверное, нет. Соль земли - опора; закваска - то, что вызывает брожение, волнение, развитие.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: moro
2006-05-21 02:33 pm
я не читала весь текст, поэтому мне сложно говорить. Здесь словарных значений недостаточно. Соль земли может быть соль=суть, ( "в этом вся соль"), а может быть этакая "пуэнта", согласись (дувдеван,извините, ше ба кацефет).
А закваску я видела своими глазами - в пекарне у Володи Бродянского, близ Агриппас, когда он еще был здесь и пек свой знаменитый хлеб собственноручно.

Обычно, объяснял он, на больших заводах пекут хлеб на дрожжах - это гарантированный результат, и большой завод не может себе позволить риск. Дрожжи - это 100 процентов, а закваска более капризна. Но вообще я ничего нового не изобрел, в деревнях именно так часто и пекут - а именно, замешивают тесто и остаток отщепляют. Из теста пекут хлеб, а остаток лежит себе и бродит. Когда замешивают новое тесто через несколько дней, к нему добавляют забродивший кусок старого. В результате тесто поднимается.

То есть да, тоже бактерии, но другие.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: mutabore
2006-05-21 02:39 pm
Грамота.ру говорит, что в переносном смысле закваска это "Основы характера, заложенные воспитанием, средой." Так что "закваска мира" в принципе может быть и "солью земли", разница там в тонких нюансах.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: riftsh
2006-05-21 02:16 pm
Я не знаю, на какую закваску Толстого и Горького ссылался Камю, но цитата из "Жидовки" Куприна - знаменитый монолог Кашинцева, где закваской мира назван еврейский народ, широко известна:


Удивительный, непостижимый еврейский народ! -- думал Кашинцев.-- Что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смеши­ваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огром­ная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бре­дом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только сущест­вует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелоч­ных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновен­ных божественных книг, сохранил свою мистическую азбу­ку, от самого начертания которой веет тысячелетней древ­ностью! Что он перенес в дни своей юности? С кем торго­вал и заключал союзы, с кем воевал? Нигде не осталось сле­да от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амаликитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выпол­няя чье-то сверхъестественное предопределение. Его исто­рия вся проникнута трагическим ужасом и вся залита соб­ственной кровью: столетние пленения, насилие, ненависть, рабство, пытки, костры из человеческого мяса, изгнание, бесправие... Как мог он оставаться в живых? Или в самом деле у судьбы народов есть свои, непонятные нам, таин­ственные цели?..

Почем знать: может быть, какой-нибудь высшей силе было угодно, чтобы евреи, потеряв свою роди­ну, играли роль вечной закваски в огромном мировом бро­жении?
(Ответить) (Thread)
From: mutabore
2006-05-21 02:56 pm
Камю, будучи твердым социалистом-атеистом, не верил в такие дремучие вещи как "мистика" и "таинственные цели".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mkay422
2006-05-21 06:11 pm
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: arno1251
2006-05-22 08:09 am
Весьма интересно звучит рядом с "с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших" (Исх. 12:15)
(Ответить) (Thread)