?

Log in

No account? Create an account
о богах - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

о богах [июн. 22, 2006|10:49 am]
Anatoly Vorobey

Вот праздный вопрос, на который я не знаю ответа.

Вот есть древнегреческие боги - Гера, Арес, Афина, Гефест... в общем, Зевс и его команда.

Я думаю, можно согласиться с тем, что сейчас, в наше время, нет ни одного человека, который "честно", "по-настоящему" верит в их существование, за исключением ну там душевнобольных людей итп.

С другой стороны, когда-нибудь в пятом веке до нашей эры, скажем, очевидно, что есть много людей, которые "честно", "по-настоящему" верят в их существование. Что вот они действительно есть и сидят там у себя на Олимпе, а не просто какие-нибудь метафоры.

Значит (подсказывает нам математика :)), между пятым веком до нашей эры и нашим временем есть какой-то момент, какое-то время, когда жил последний человек - ну или, чтобы исключить крайние случаи, давайте скажем, последнее нетривиальное количество людей, больше, чем одна семья - которые "честно", "по-настоящему" верили в существование Зевса ипр.

Какое это время?

СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
From: ex_ex_ex_ma
2006-06-22 07:52 am
1-2 века нашей эры.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: scolar
2006-06-22 02:16 pm
Нет, разумеется. Христиантво стало официальной религией Рима только при Константине, а потом ещё был и Юлиан Отступник, а это 4-й век.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: kouzdra
2006-06-22 07:53 am
в наше время, нет ни одного человека, который "честно", "по-настоящему" верит в их существование

Учитывая количество любителей всякого язычества-сотонизму-уфологии - думаю, что и сейчас есть.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: _glav_
2006-06-22 09:50 am
ага.
исходная посылка ошибочна, значит вывод тоже :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evocator
2006-06-22 07:56 am
Очевидно, эпоха императора Константина.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: davidaidelman
2006-06-22 05:16 pm
Но и после этого мог жить какой нибудь "последний язычник среди христиан Византии"
http://davidaidelman.livejournal.com/16452.html

Коржавин относит его к VI веку
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: vinopivets
2006-06-22 07:58 am
Гм. А непрерывность доказать? :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadimkle
2006-06-22 08:02 am
а зачем?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: lvalien
2006-06-22 07:59 am
"Я думаю, можно согласиться с тем, что сейчас, в наше время, нет ни одного человека, который "честно", "по-настоящему" верит в их существование"

Ошибаетесь. В Греции есть небольшая религиозная община, поклоняющаяся богам Олимпа. Некоторое время назад они отсудили (кажется, не доходя до ЕСПЧ) то ли право проводить какие-то церемонии, то ли ещё что-то (точно не помню).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2006-06-22 08:33 am
Не, ну это как русские "неоязычники" - политическая секта, которая рассматривает христианство как иудейскую экспансию и пытается придумать что-то более сермяжное :) Сомневаюсь, что эти ролевики таки всерьез верят.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: evvgraf
2006-06-22 08:03 am
Евгений Головин "честно" верит в них. Но конечно, это особого рода "вера"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-06-22 08:07 am
Вот да, "особого рода" не хочется рассматривать, потому что понятно, что тут возникает континуум разной степени "вер". Ясно, что довольно проблематично разграничить, где именно кончается "честно", "по-настоящему" верить и начинается "особого рода", культурные самовнушения, идеология итд., но тем не менее, хочется эту границу постулировать и за нее не выходить.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_ex_lesog
2006-06-22 08:03 am
я в детстве культивировал в себе веру в античных богов и добился неплохих результатов
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-06-22 08:03 am
Я думаю, что вопрос не так прост, как кажется. Дело в том, что мы не можем чётко отделить древнегреческий пантеон от прочих божеств. Та же Астарта в Малой Азии легко идентифицировалась с Артемидой (если я не ошибаюсь). Верно ли, например, что верить в Юпитера — всё равно, что верить в Зевса? Я вполне допускаю, что какие-нибудь зoроастрийцы (например) верят в божеств, которые можно удалённо сопоставить каким-нибудь из древне-греческих божеств.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vvagr
2006-06-22 09:10 am
Отлично! Про зороастрийцев даже есть кого спросить.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: liveuser
2006-06-22 08:04 am
Анатолий, ваш пост оскорбляет мои религиозные чувства. Мое имя - Денис - таки от древнегреческого бога происходит.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gdy
2006-06-22 10:14 am
+1
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dimrub
2006-06-22 08:08 am
когда-нибудь в пятом веке до нашей эры, скажем, очевидно, что есть много людей, которые "честно", "по-настоящему" верят в их существование. Что вот они действительно есть и сидят там у себя на Олимпе, а не просто какие-нибудь метафоры.

Ну, не совсем очевидно. А потом, тогда вопрос веры (тем более в антропоморфность богов) был куда менее важен: важнее было, как мне кажется, соблюдать обычаи, часть которых носила религиозный (по нашим понятиям) характер - и тогда можно было ожидать хороших урожаев, здоровья и благополучия.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-06-22 08:17 am
Ну, антропоморфность здесь не очень важна, важен онтологический статус божества. Если каким-то грекам выпяченный антропоморфизм мифов и Гомера казался вульгарным и они предпочитали представлять богов в качестве сферических коней в вакууме, это тоже годится, главное, чтобы они были реальными существами, а не метафорами.

А откуда у тебя впечатление, что "вопрос веры был куда менее важен"? В одном смысле его легко обосновать тем, как именно вера, вера и ничто другое, даже вера вопреки другому, спасает в христианстве, и что это было религиозным новшеством; но это не то же самое, что сказать, что вера в существование богов как реальных существ не была важной до христианства.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: dixi
2006-06-22 08:15 am
Эти размышления построены на предположении, что картина мира тех (условно назовём их древними) людей была такая же как у современных.
Думаю, что это не так.

Вы вот верите в электричество? Явно верите, потому что рукой за голый провод не берётесь.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: _niece
2006-06-22 08:16 am
Как же, как же, у Свинберна на эту тему специальное стихотворение есть. Ну или вот у автора попроще: Когда умрет последний христианин, уйдет из мира и Христос, когда умрет последний марксист, исчезнет вся объективная реальность, и ничто не скопируется и не сфотографируется ничьими чувствами, и ничто не дастся никому в ощущении, существуя независимо, как не происходило этого ни в Древнем Египте, ни в Византийской империи. Сколько осиротелых демонов носятся уже над ночной землей!

Что до исторического периода, то Гиббон определяет его пост-пятым веком. При детях Константина языческая религия была вполне alive'n'kicking. Но и это относится скорее к городскому населения и организованным формам культа - инквизиторы тоже ведь не только воображаемых ведьм ловили. На лоне природы искаженные греко-римские ритуалы практиковались еще довольно долго.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dimrub
2006-06-22 08:31 am
Гиббон определяет его пост-пятым веком.

Гиббон довольно подробно описывает гонения на язычников, которые носили когда местный, когда глобальный характер, и шли волнами, но что-то я не припомню, чтобы он упоминал момент, когда люди перестали верить в богов. Скажем, верил ли Юлиан отступник в Зевса? Гиббон об этом молчит.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: i_shmael
2006-06-22 08:19 am
Ну, непрерывная вера точно сохранялась до времён Юлиана Отступника и позже (Аммиан Марцеллин). Юстиниан, по-моему, ещё боролся с греческим и малоазийским язычеством кое-где.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: viesel
2006-06-22 08:19 am
математические методы не всегда работают.
"Ты веришь, что дочь Иаира
воскресла, и дали ей есть,
и, вставши, поела девица?
В благую ты веруешь весть?"
"Не знаю, все как-то двоится..."

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2006-06-22 08:31 am
Конечно, был момент... Откуда слово "поганый" происходит? "Паганус" был селянин и одновременно язычник. Т.е. было время, когда христианство уже победило в городах Римской империи, а прежние боги еще сохраняли позиции на селе. Потихоньку это дело давили, думаю, где-то к 5-му веку додавили окончательно.

Кстати, это же не только греков-римлян касается. На Руси тоже следы язычества долго сохранялись, хотя бы в виде водяных-леших-русалок...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: little_orange
2006-06-22 08:43 am
На Руси и сейчас следы язычества есть. Взять хоть того же Ивана Купалу или Ильин день. Смешной ведь, чтобы библейский Илия писал в реку и от этого дождь шел :))
(Ответить) (Parent) (Thread)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>