?

Log in

свечи - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

свечи [окт. 19, 2006|04:48 pm]
Anatoly Vorobey

Вот со свечами не очень понятно. Я задумался после того, как прочитал в каком-то блоге по-английски процитированный афоризм насчет того, что единственное, что есть общего во всех религиях - то, что они все пользуются свечами.

Кажется очевидным, что символизм свечи изменился после внедрения электрического освещения. Если ты вырос в мире, где свечи - нормальный и обычно единственный способ осветить помещение вечером или ночью, то свечи в церкви для тебя - тоже нормальный и обычный способ осветить помещение. В них нет ничего "духовного", ничего "волнующего". Или я неправ? Или играет роль то, что свечку ставят за кого-то, или то, что в церкви их очень много?

Как, по-вашему, изменилось восприятие и отношение к свече по сравнению с доэлектрической эпохой?

СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: avva
2006-10-19 03:05 pm
Гм, огонь-то я и не приметил!

Буду думать :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ne_goya
2006-10-19 02:53 pm
Думаю, что Вы не правы. Дело не стоько в самой свече, сколько в горящем огне. А идет это, видимо, еще от аж дозороастрийского поклонения богине огня (самому огню) Агни.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2006-10-19 02:55 pm
аперидили
и Линор о том же
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: postumia
2006-10-19 02:53 pm
может я чего-то не понимаю, но по-моему это абсолютно необоснованное и глупое обобщение.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-10-19 02:56 pm
Не понял. Что именно глупое обобщение?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: malpa
2006-10-19 02:55 pm
Следует учесть, полагаю, что в доэлектрическую эпоху в быту пользовались не только свечами, а лучиной, масляными светильниками, керосиновыми лампами, газовыми рожками и т.д. - в зависимости от времени и места.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: russ_dilettante
2006-10-19 03:08 pm
Лампады сохранились. Наверно, это те же масляные лампы, только маленькие.

Лучина -- это нечто северное, а свечи и лампады -- наследие древнего восточного Средиземноморья.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: _pk_sly
2006-10-19 03:01 pm
свеча гораздо более романтична, чем электролампочка.

огонь вообще вводит в транс.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mbravo
2006-10-19 03:02 pm
Свечу можно задуть, а даже если и нет - она конечна, и обязательно догорит. И тогда света не будет.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: russ_dilettante
2006-10-19 03:06 pm
Почему-то просится сравнение немецкого или английского, где лексика богослужения близка к обыденной (а 200 лет назад была еще ближе), и русским с его церковнославянской параллелью.

Кстати, задача свечи (и лампады) -- не "волновать", тут другое. Восточное христианство вообще не приветствует "волнение", т.к. это страстное, подлежащее утишению.
(Ответить) (Thread)
From: mutabore
2006-10-19 03:06 pm
Ничего не слышал о свечах в исламе. Тоже используют?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2006-10-19 03:20 pm
Я как раз о том же подумал. Не знаю!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: lord666
2006-10-19 03:10 pm

Мне каждый вечер зажигают свечи...

Насколько мне известно, свечи, которые использовались для освещения помещений существенно отличались от свечей, которые использовались в религиозных целях. И сегодня, в иудаизме, например, пользуются различными свечами в различных целях - шаббатние и поминальные свечи, например.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nechaman
2006-10-19 03:24 pm

Re: Мне каждый вечер зажигают свечи...

Разница лишь в том, что поминальная может гореть круглые сутки. Функциональная так сказать.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: lilli_marlene
2006-10-19 03:15 pm

свечка как средство сбора денег

Будучи туристом в Монреале я зашла в какой-то католический собор. Так вот свечки там были электрические... Надо было положить в щель монетку и нажать на кнопку, чтобы свечка загорелась и твоя молитва была лучше услышана Б-гом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: liveuser
2006-10-19 03:20 pm

Re: свечка как средство сбора денег

"В другой церкви встретилась промежуточная модель — деньги можно не опускать, зато к каждой свече есть свой выключатель. Я пару зажег, пару потушил, — исключительно, прости господи, проверяя интерфейс". (Артемий Лебедев в Риме).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panin
2006-10-19 03:21 pm
думаю, что в нынешнем православии свеча имеет два смысла - правильный - символ присутствия на церк.службе - т.е. в совсем доэлектрические времена люди просто приходили на церк.службу со своими свечами, лампадами; и языческий - символ некой жертвы - типа поставить свечку кому-то за что-то и т.д. и т.п.

про другие религии совсем не в курсе.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: perebeia
2006-10-19 05:37 pm
Нет, вовсе нет. Литургия утром совершается. Никакой жертвы, это просто символ света, горения в вере, света Христа.
И языческий символ в христианстве - это что-то странное совсем.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: nechaman
2006-10-19 03:28 pm

Изменение восприятия

Мне кажется, что разница в восприятии свечки и электричества в том, что электрический свет гораздо более сильный и воспринимается почти как свет дня, т.е. об его искуственности мы забываем.
В свечах же главное то, что мы сами этот свет зажгли, и это символ нашего участия, позитивной деятельности в этом мире.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: liveuser
2006-10-19 03:31 pm
Яндекс быстренько принес пару ссылок, где не все так просто.

Раз: "Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) так объясняет значение свечи: чистый воск означает чистоту и не скверность людей, его приносящих; мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи - символизирует обожение человека, его превращение и очищение огнём Божественной любви. Таким образом, горящая свеча указывает на нашу причастность к Богу".

Два: "Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, - говорил учитель Церкви Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, - литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа - свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме".

Знали ли об этом "нормальные люди"? По второй ссылке утверждают, что да.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mingbai
2006-10-19 03:34 pm
В буддизме не используют свечи. Даосы те же.. да и вообще все восточные религии. Синтоизм..

только палочки.
(Ответить) (Thread)
From: ex_ex_annut
2006-10-19 03:55 pm
символизм свечи изменился после внедрения электрического освещения

Не могу себе представить, что
Out, out, brief candle!
Life's but a walking shadow, a poor player
в индустриальной эре звучал бы как
Out, out, little lamp
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dennett
2006-10-19 03:57 pm
Я недавно про свечу писал
http://dennett.livejournal.com/134733.html
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: marina_de
2006-10-19 04:31 pm

ответ из XXI века

И все же свеча - предмет культовый. Электричество - светская штучка...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: wingover
2006-10-19 04:32 pm
В Болонье мы видели электрические свечки, которые включались, когда их ставили в гнезда. (1 свечка - 50 евроцентов).

Для нас конечно странно - но тут свечка осталась именно источником света.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: wingover
2006-10-19 04:34 pm
Да, видели - в соборе, конечно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alta_voce
2006-10-19 04:58 pm
Свеча - тоже веСЧь относительно новая.
В светильниках было масло.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ypq
2006-10-19 06:03 pm
изменилось.
когда отключают электричество, первым делом бегаешь - пытаешься сообразить некий светильник. первым делом, конечно, масляная коптилка получается, после чего я обычно даю себе зарок сходить в хозяйственный и купить свечку. и так до следующего отключения.

а вот ходить куда-то, "ставить" - бррр... атеисты мы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: brem
2006-10-19 07:17 pm
Поговаривают, что в римской империи появлению императора где-либо предшествовали свеченосцы. В этом смысле в христианской традиции свечи при богослужении символизируют присутствие Бога - который превыше императора.
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: jared_lj
2006-10-19 08:28 pm

О свечах

В пламени свечи своя магия. А если смотреть сквозь пламя свечи, слегка расфокусировав взгляд, то пламя свечи как бы утраивается и получается движущаяся фигура огненной птицы. Зрелище, затягивающее на часы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: khein
2006-10-19 08:48 pm
1. Не всегда свет - иногда символ огня.
2. В древности просто освещали храм и храмовые иконы. Приходили,зажигали.
3. При молитве у иконы прибавляли освещения в знак внимания именно к ней. Кстати и сейчас свеча именно в этом смысле, так как вкручивать новую лампочку технически неудобно.
3. Покупают и зажигают свечу, как малую посильную жертву храму. Продажа свечей для многих храмов - основная статья дохода.
4. Во время крестного хода держат в руках свечи как символ ("и свет во тьме светит, и тьма не поглотит его")
5. В православных храмах М. П. иногда придают сакральный смысл именно свече, как некоему специальному предмету. Но это вещь того же порядка, что и придание сакрального смысла церковно-славянскому языку.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mkptzv
2006-10-19 11:17 pm
Свечи в православных церквях ничего не освещают, так как ночью не моляться (за небольшим исключением). Также и лампаду в доме зажигают во время молитвы, но осветить она ничего неможет.
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>