?

Log in

об улыбке - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

об улыбке [фев. 5, 2008|02:06 pm]
Anatoly Vorobey
Улыбка в русском коммуникативном поведении

Почитайте, если интересна тема. Мне многое показалось верно сказанным (но это со стороны, и учитывая, что я в России не был 17 лет). А как вам кажется?
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: amigofriend
2008-02-05 10:10 pm

всё проще

Просто не смотрели мультфильм про Крошку Енота.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: seminarist
2008-02-05 10:17 pm

Re: всё проще

Так. А теперь пойдите и поищите человека старше двадцати и моложе пятидесяти, кто не смотрел этот мультфильм по советскому телевидению :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: m_elle
2008-02-05 10:13 pm

Повседневный же быт русского человека, его повседневная жизнь были на протяжении многих веков тяжелой борьбой за существование; жизнь рядового русского человека была крайне тяжелой, и озабоченность закрепилась как нормативная бытовая мимика русского человека. Улыбка же отражает в этих условиях исключение из правила – благополучие, достаток, хорошее настроение, а все это может быть у немногих и в исключительных случаях, это всем заметно и может вызвать вопросы, зависть и даже неприязнь – “чего разулыбался?”.

да, многое объясняет.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tacente
2008-02-05 10:57 pm
Это как раз ничего не объясняет. Повседневный быт любого человека, не только русского, на протяжении многих веков был тяжелой борьбой за существование. Африканские негры, насколько я понимаю, очень даже улыбаются ("в Африке климат лучше, но люди едва ли проще, чем я и вы").
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: seminarist
2008-02-05 10:16 pm
Интересно. Но пословица о смехе без причины не уникальна - это перевод с латинского. И в Писании где-то сказано "буй в смехе возносит глас свой, муж же мудр едва мало осклабится". Т.е. в древнем мире тоже было настороженное отношение к улыбкам.
(Ответить) (Thread)
From: 9000
2008-02-05 10:38 pm
...как и к буйному проявлению эмоций вообще. Эмоции совершенно буквально неразумны :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: seminarist
2008-02-05 10:18 pm
Улыбаются русские реже американцев, а вот смайлы используют так же часто. Не выльется ли навык использования смайлов в конце концов в привычку улыбаться при разговоре?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_bronx
2008-02-06 12:48 am
Низко голову наклоня... :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
From: ex_cheran
2008-02-05 10:19 pm
Зато Россия -- родина смайлика.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2008-02-05 10:32 pm
[необходима ссылка]
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
From: ex_olexiy
2008-02-05 10:19 pm
По схожей причине, видимо, не принято извиняться в транспорте и говорить вежливым голосом - пусть окружающие знают, что я бык, чего стесняться-то?.
(Ответить) (Thread)
From: 9000
2008-02-05 10:33 pm
Уж не знаю -- отчего-то в транспорте, в котором езжу я (московское метро и маршрутки) люди вполне себе говорят вежливо и извиняются, если что. Возможно, не церемонно -- но не хамски в огромном большинстве случаев.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hleg
2008-02-05 10:29 pm
Первое, что сработало -
"Она улыбается всем
Нет, только тебе
Но как-то невзаправду
И очень издалека"

"Достойной (и фактически единственной) причиной для улыбки в русском общении признается текущее материальное благополучие улыбающегося".

Есть улыбка в сторону детей. Есть улыбка пожилых. Есть идиотская (по себе сужу) улыбка влюблённых.

"У русских наблюдается нечеткое различие между улыбкой и смехом" - это от невнимательности, выше только одна причина из действительно многих.
(Ответить) (Thread)
From: 9000
2008-02-05 10:31 pm
В общем, весьма правильно, кроме разве п. 10.

Улыбка в русской культуре -- "честный" индикатор хорошего, даже весёлого самоощущения. Она *не* имеет чисто коммуникативных черт (как вежливая улыбка японца), а распознаётся окружающими как индикатор, подделывать показания которого нехорошо (т.е. как раз невежливо).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mama_ari
2008-02-05 10:38 pm
это - оба абзаца! - буквально дословно тот коммент, который я набирала, а потом решила проверить, что за это время накомментили, чтобы не повторяться.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: monomyth
2008-02-05 10:32 pm

написаное о непринятости

мне кажется фальшью высосаной из пальца. Стоит всего лишь взглянуть на старые киноленты, там улыбки повсюду.
(Ответить) (Thread)
From: ex_bladerun
2008-02-05 10:34 pm

Re: написаное о непринятости

документальных?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: kutuz_off
2008-02-05 10:33 pm
Живут не для радости, а для совести.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: hari_tc
2008-02-05 10:37 pm
О!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2008-02-05 10:34 pm
Например, привычно улыбчивую американку в Ленинграде в 1991 году незнакомая старушка схватила за рукав и воскликнула: “Чего ты лыбишься?” Американка была в шоке еще и потому, что не нашла это слово в своем карманном словаре.

Похоже, что отношение к улыбке - это лишь симптом более глубокой проблемы.
(Ответить) (Thread)
From: 9000
2008-02-05 10:36 pm
Хоть убей, не вижу проблемы, вижу только разницу в коммуникационном протоколе.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: amigofriend
2008-02-05 10:41 pm
"Если наш оператор вам не улыбнулся, заявите об этом швейцару, он вам так выдаст, что уж не до смеха будет!"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: seminarist
2008-02-06 05:30 am
Если наш оператор Вам не улыбнулся - заявите об этом швейцару, и он над Вами посмеется!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_bladerun
2008-02-05 10:45 pm

true story

иду я как-то по манежной площади, улыбаюсь
подходит мент:
-чего это ты улыбаешься?
-???
-я тебя спрашиваю
-(в легком шоке от вопроса) настроение хорошое, вот и улыбаюсь, а что???
-пройдемте

поэтому и не улыбаются незнакомым, просто так, без видимой причины и так далее - мало ли что, лучше не привлекать лишнего внимания. сами понимаете, история у страны более, чем богатая ;-)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2008-02-05 10:45 pm
Ну, примерно так и есть, да.
Кроме пп. 5, 8, 10 и 12.
П.14 - тоже спорный.

Но эти пункты не очень важные. В целом - более-менее верно. Как мне кажется.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: moon_aka_sun
2008-02-05 10:47 pm
Всё так. То же самое - про спасибо, пожалуйста, будьте добры.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dollyli
2008-02-05 11:10 pm
вот, кстати, да
все эти мягкие would you like please...sorry, could you please...
can I have please...
и непременные "спасибо, вы так любезны, очень приятно" - которых нет в русской бытовой коммуникации практически вообще.
И (у меня в качестве примера не самая деликатная страна, конечно не с самыми деликатными исторически сложившимися паттернами коммуникативными, но тем не менее) - народ впадает в недоумение и расстраивается, когда русские ребята, не имея в виду ничего плохого, просто по привычке - говорят без этих всех спасиб-пожалалуйста-здравствуйте.
I need that, I want this, give me those - это калька прямая, но это настолько странно звучит в другой стране)
продавец думает, что он человека чем-то обидел, что что-то не так, раз на его приветствие не отвечают и говорят рублеными фразами в императиве и лицо при этом суровое и важное.
И не всегда люди понимают, что ничего плохого никто в виду не имеет, просто 2 совершенно разные системы общения.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lolaley
2008-02-05 10:52 pm
а в моем детстве в семидесятых, вполне себе улыбались. Я так по инэрции до сих пор и улыбаюсь.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tacente
2008-02-05 11:00 pm
Общее впечатление - все правильно, но очень поверхностно; любой наблюдательный человек мог бы так написать, нет анализа, нет осмысления.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: macide
2008-02-05 11:01 pm
по-моему, в целом верно - но выводы какие-то совсем странные.
то есть наблюдения, по пунктам, мне показались гораздо более верными, чем заключительные абзацы :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: 0qwerty0
2008-02-06 01:43 pm
definitely.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: seminarist
2008-02-05 11:03 pm
Кстати, у меня такое ощущение, что "американская улыбка" - сравнительно недавнее приобретение. Не зря же Дэйл Карнеги и Норман Винсент Пил так много писали о необходимости улыбаться. Посмотрите, скажем, довоенные фильмы: много ли там улыбаются? Был на рубеже веков какой-то психолог, чуть ли не Джеймс, который утверждал, что эмоции - суть состояния лицевых мускулов, и как раз доказывал это тем, что если на лице немного подержать улыбку без всякого повода, то и настроение улучшится, а если сделать кислую мину - настроение пропадёт. Кажется, от этого всё и пошло: улыбка полезна для здоровья, улучшает настроение, помогает приобретать друзей, оказывать влияние на людей и не стоит ни цента. Давайте же улыбаться!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2008-02-05 11:05 pm
А если ещё учесть сколько Норман Винсент Пил...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_bladerun
2008-02-05 11:04 pm
мое резюме и выводы - свойство улыбаться обратно пропорционально ощущению угрозы и прямо пропорционально ощущению безопасности
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ubeschur
2008-02-05 11:34 pm
Похоже, автор статьи не был в России ещё дольше ;)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: katja_i
2008-02-05 11:48 pm

Русские люди настолько суровы ...

Тема не раскрыта. Например в статье ни слова не сказано про так свойственные русскому человеку ироничную и грустную улыбки, которые не являются как ни признаком хорошего расположения духа, так и ни признаком особенно благожелательного отношения к собеседнику.

Edited at 2008-02-05 23:49 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lykhin
2008-02-06 02:07 am
интересно, а как улыбаются в Израиле? :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: elenat
2008-02-06 03:30 am
В Европе тоже никто в здравом уме незнакомым не улыбается.
А в Калифорнии меня первые годы спрашивались, что случилось, почему без улыбки ходишь.
(Ответить) (Thread)
From: shurskiy
2008-02-06 04:56 am
Да. Конечно. Основная проблема русских в том, что они никогда не станут ни европийцами на американцами. Именно потому, что просто так не будут улыбаться.
Все мы тут знаете ли со своим изюмом.
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>