?

Log in

No account? Create an account
шахматная диалектика... - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

шахматная диалектика... [дек. 20, 2001|05:14 am]
Anatoly Vorobey
[Настроение |thoughtfulthoughtful]

...или как количество переходит в качество.

На шахматных серверах я в основном играю в молниеносные (lightning) шахматы. Это значит, что каждому из соперников даётся одна минута на всю партию (это самый обычный вариант, хотя есть и чуть более щадящие варианты).

Обычной доской и фигурами, в реальном мире, такую партию вообще невозможно играть - пока рука прыгнет к фигуре, двинет её, оттуда прыгнет к часам и нажмёт на кнопку, пройдёт вечность по меркам молниеносных шахмат. Удобные интерфейсы и быстрые движения мышкой позволяют играть так через Интернет (на всякий случай поясню - время путешествия сигнала по Интернету в эту минуту не входит, считаются только мгновения от момента, в который на экране передвинулась фигура противника, до момента, в который мышка drag-and-drop-нула твою фигуру).

Это уже не блиц - блицем это называть некорректно. Блиц - это пять, четыре, ну может три минуты на партию. Меньше этого - молния. Диалектика тут заключается в том, что количественное уменьшение времени даёт качественный эффект - по сути дела, совершенно новую игру, которую собственно шахматами назвать трудно.

В молниеносной игре можно зевнуть ферзя и выиграть, придумывая изобретательные странные ходы, заставляющие противника терять драгоценные секунды и проиграть в результате по времени. Собственно, это не так уж и редко происходит. В принципе невозможно строить долгие стратегические планы, обдумывать сложные комбинации. Едва-едва хватает времени на то, чтобы не зевать фигуры и развивать атаки, а когда времени остаётся меньше десяти секунд, размышлять уже вообще не приходится.

Удивительно, как быстро и естественно столь резкое изменение условий игры приводит к созданию своего собственного, отдельного концептуального мира - созданию новых понятий, правил вежливости, видов поведения. Появляются новые термины: to premove означает
особый вид хода, когда игрок, угадывая ход противника, помечает на экране свой следующий ход ещё до того, как противник пошёл - и этот следующий ход делается программой автоматически после любого хода противника, отбирая у игрока таким образом минимальное количество времени. С другой стороны, это и опасно: умный противник догадается, по быстроте ответных ходов, что его соперник пользуется премувом и создаст какую-нибудь неожиданную одноходовую угрозу, которую заранее выбранный соперником ход не сможет предотвратить.

Множество игроков считают премув неспортивным и нечестным поведением. Множество других считают его вполне нормальным. На ровном месте возникла серьёзная этическая проблема.

Или, например, особые правила поведения, когда у противника осталось буквально несколько секунд. Тут очень ценится какой-нибудь неожиданный шах (пусть даже, чтобы сделать его, надо потерять материал), потому что он выбивает противника из баланса, не даёт ему сделать следующий быстрый ход, к которому он уже приготовился.

Вот это поражает: как быстро и естественно вокруг любого набора внешних, жёстко заданных условий игры (в самом широком смысле слова) хомо сапиенсы строят сеть социальных кодов поведения, новые слова для обозначения новых вещей и понятий, новые идеи "крутизны" и "ламерства" (опять же в самом широком смысле) - новое всё.


А почему я играю именно в молниеносные шахматы - а не в блиц или "обычные" игры? Это я как раз хорошо понимаю. Во-первых, фактор времени: за полчаса можно запросто сыграть двадцать игр. А времени ведь очень мало, и долго на сервере сидеть я не могу себе позволить. А во-вторых, адреналин: это, наверное, самая азартная и энергичная из всех разновидностей шахмат. По сравнению с ней обычные шахматы - как по сравнению с обычными шахматы по переписке.
СсылкаОтветить

Comments:
From: 9000
2001-12-20 12:26 am

Что ж удивительного?


как быстро и естественно вокруг любого набора внешних, жёстко заданных условий игры (в самом широком смысле слова) хомо сапиенсы строят сеть социальных кодов поведения, новые слова для обозначения новых вещей и понятий, новые идеи "крутизны" и "ламерства"


А вокруг *чего ещё* эти социальные коды поведения хомо сапиенсы могут строить? Вокруг ограничений. Условий. Отсюда чисто грамматически один шаг до "условностей".

"Первичные" поведенческие коды и модели строятся вокруг ограничений т. н. "реального мира". Без ограничения общности "реальный мир" можно считать одной из разновидностей "модельного мира", к которому относятся, в частности, и разные игры, хоть шахматы, хоть quake, хоть стихосложение, при всём их несходстве. (В вашем последующем посте как раз упоминается об ограничениях как о фундаментальном принципе игры.)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: henic
2001-12-20 12:33 am
Ну дафай-дафай, где играешь-то? kasparovclub? Или chessclub? И как зовешься?.. Не откажусь пошлепать в качественно новую игру, хотя мыша у меня клиторная, 1 0 тянет плохо, однако, лапы чешутся поиграть...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: levg
2001-12-20 01:44 am
И в реале вовсю играют блиц по минуте-две. Однако эта игра к шахматам имеет весьма отдаленное отношение.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: qub
2001-12-20 03:13 am

по минуте --

это все же накроманское ИМХО. По три был стандартный блиц-контроль.

Году в 77-ом, правда, он такой был у меня.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lom
2001-12-20 11:55 am
Eсть разныe спoсoбы развлeкаться... Я знаю людeй кoтoрыe играют пo слeдующим правилам: у игрoкoв сначала на часах нули. За каждый сдeланный хoд дoбавляeтся 1, 2, 3 или 5 сeкунд. Oтсчeт начинаeтся пoслe пeрвoгo сдeланнoгo хoда.В принципe, такая систeма лучшe, чeм минутный кoнтрoль, пoскoльку заставляeт думать быстрo ( или oчeнь быстрo ), нo исключаeт
дурацкиe ситуации с тeми жe шахами или кoгда врeмя заканчиваeтся в тoт мoмeнт, кoгда oстаeтся пoставить мат гoлoму кoрoлю фeрзeм.
Кстати, в oписаннoй тoбoй систeмe кoнтрoль врeмeни вooбщe странeн, пoскoльку eсть eщe дoпoлнитeльныe сeкунды на oбдумываниe пoслe сдeланнoгo хoда .... Кстати, скoлькo врeмeни в срeднeм трeбуeтся на нeучитываeмую трансляцию ?
Я личнo нe люблю блиц. Мнe интeрeснee всeгo играть с 10-15 минутами на часах. Тут ужe начинаeтся пoзициoнная игра с "интуитивными" прoблeмами... А так - сплoшныe нeрвы. Да и - признаться - думаю я сравнитeльнo мeдлeннo. Тo eсть, слoжныe задачи рeшаю быстрee срeднeгo, а прoстыe -наoбoрoт.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kukutz
2002-05-07 03:38 am
Vy tak i ne ispravili kommenty v svoem zhurnale...
(Ответить) (Thread)