?

Log in

No account? Create an account
беспорядочные мысли о знаниях - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

беспорядочные мысли о знаниях [сент. 15, 2008|08:22 pm]
Anatoly Vorobey
Предупреждение: коэффициент сумбурности этой записи выше обычного.

В последние месяцы у меня лучше, чем раньше, получается читать и учить то, что мне хочется узнать. Мне свойственно вообще-то начинать и бросать, увы; и наверняка это случится с чем-то и на этот раз, но - уверен - не со всем; что-то во мне изменилось к лучшему, какие-то попытки лучше организовывать себя и свое время стали давать результаты; в чем-то я, надеюсь, поумнел и узнал себя и свои ограничения лучше, итд.

Но я вообще-то не об этом, а о том, что я сейчас читаю в той или иной стадии:

Несколько книг по математике уровня первых лет graduate school: алгебра, алгебраическая топология, теория вероятностей (это на более элементарном уровне, но у меня всегда было туго с пониманием здесь, а теперь улучшается). Несколько книг по физике (курс Фейнмана - я когда-то читал только часть его, сейчас хочу прочитать весь; две более продвинутые книги соответственно по общей теории относительности и квантовой механике - когда-то, год назад, мне дали в ЖЖ несколько хороших рекомендаций на эту тему, но тогда я начал и забросил; теперь двигаюсь медленнее, но отношусь к этому серьезнее). Вспоминаю Хаскель (и собираюсь изучать связанные с ним теоретические основы, в том числе хотелось лямбда-исчисление, которого я знаю только самые начала, и Curry-Howard понять). Готовлю себя к тому, чтобы более серьезно, чем в прошлые разы, заняться французским. Хотелось бы найти время и для не менее серьезной атаки на латынь, опять-таки - раньше пытался и бросал, на этот раз продумаю лучше и если начну, то (наверное) не брошу.

Предыдущий список - не для бахвальства (скорее всего, через год мне будет стыдно это перечитывать и думать о том, что из этого я бросил, не доделав), а вот для чего: интересно, есть ли вообще смысл как-то пытаться организоваться и учить такие вещи вместе, например через ЖЖ? (необязательно именно конкретные из списка выше. Какие-то сообщества для совместного изучения - серьезного изучения, по-настоящему - такое пробовали? работает или нет? Есть ли люди, заинтересованные в таком совместном изучении, или его организации? Очень может быть, что нет, или что это не работает, или что правильный ответ - "идите в университет и учите все в формальных рамках" (на самом деле очень хороший совет, просто не всем подходит; мне, например, в ближайшее время не подходит). Я не знаю, мои вопросы не риторические. Просто вот на работе у нас собираются сейчас организовать группу для изучения теории категорий, что очень хорошая идея по-моему, и я надеюсь, что получится. Вот я и подумал - а удавалось ли/удается кому-то спонтанно организовывать качественное совместное обучение через сеть, например, в ЖЖ? Есть ли желание такое организовать? Хотим ли мы все об этом поговорить?
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: shabunc
2008-09-15 07:34 pm
у меня есть ощущение, что не работает ничего кроме индивидуального обучения.
в плане, теоретически можно найти отличный форум специалистов и задать какой-то вопрос, получить ответ и повысить свой experience.
можно ходить на лекции, где сидит масса народу.

но коллективные самоорганизованные формы обучения - боюсь, что это утопия.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: janatem
2008-09-16 08:20 am
Если имеются в виду дистанционные формы коллективного обучения, то соглашусь. Я как раз собирался написать комментарий, что наличие виртуального "специально" организованного сообщества не очень-то помогает. И так можно, в рамках самообучения, посещать разнообразные тематические форумы и другие "не специально" организованные сообщества.

Другое дело -- в реале. Никто ведь не усомнится в эффективности университетского обучения (лекции+семинары). Единственное отличие в том, что университет -- "официальная" организация (а мы вроде обсуждаем "неофициальные"), и, соответственно, стимулы к обучению разные. Но главное ведь -- наличие хоть каких-нибудь стимулов!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: roman_kr
2008-09-15 07:36 pm

re: izychat'

IMHO- Effektivnost' izucheniya rezko vozrastaet (ya bi skazal kak exp(exp(x)) esli izycheniye svyazano s resheniyem zadach. analog - ychit' programmirovaniye bez debuggera/vne raboti... Ydachniy primer - Arnol'd - Teorema Abelya. Ya bi zadal vopros tak - a pochemy bi Vam ne xodit' na kursi/seminari po matematike v Weizmana?
(Ответить) (Thread)
From: roma
2008-09-16 01:30 am

Re: izychat'

Alekseev, ne Arnol'd?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: roman_kr
2008-09-15 07:38 pm

sorry

Zabil chto Vi v Ierusalime. Togda chelovek tipa Ripsa mog bi ochen' pomoch'.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2008-09-15 07:46 pm

Re: sorry

Я уже год как в Тель-Авиве, и если ходить куда-то, то естественно в тель-авивский университет. Я помню о такой возможности, но в ближайшее время вряд ли выйдет.

(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: putj
2008-09-15 07:50 pm
у меня какое-то время назад появилась идея вести специальное ЖЖ для ознакомления себя и других людей с изобразительным искусством.
Просто я заметил, что большинство школьников и студентов (в том числе и я) очень слабо знакомы с художниками, стилями и вообще историей искусства.
Появилась такая идея - самому покопаться, да и заодно людей познакомить.
Некоторые события немного отсрочили этот проект, но все-таки ЖЖ зарегил и стал по-тихоньку собирать информацию.
Надеюсь получится.
Сам бы тоже с удовольствием что-то похожее почитал. Правда я сомневаюсь, что такое будет работать с языками.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: emily_entropy
2008-09-16 03:15 pm
А как называется ЖЖ?`Я бы с удовольствием почитала. :-)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mad_ghost
2008-09-15 08:02 pm
иногда почитываю intuit.ru много интересного и полезного, на почту приходит инфа о новых курсах. По поводу учиться, да да и ещё раз да. Мозги ато киснут без учебы. Сейчас вот сижу усиленно пытаюсь английский изучить.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vodianoj
2008-09-15 08:02 pm
Хотим.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dimrub
2008-09-15 08:41 pm
Через ЖЖ - не знаю, может у кого-то и получается, я знаю, что есть группы, которые изучают ту же латынь или древнегреческий через форумы, наша же попытка читать вместе книги, как ты помнишь, провалилась. А вот в группах заниматься живьем - да, это может сработать (так что жду с нетерпением обещанное начало занятий), это, пожалуй, должно мотивировать и дисциплинировать, не говоря уже о совместном понимании сложных мест. В университетские занятия верю все меньше и меньше, после того, например, как посмотрел на продвинутый университетский экзамен по латыни: три или четыре семестра, чтобы достигнуть уровня, которого я за примерно то же время брутто (и за меньшее - нетто) достиг сам (ну и вспоминая свою учебу - без балласта из n десятков студентов, задающих тупые вопросы, можно было бы продвигаться быстрее).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: postumia
2008-09-15 09:37 pm
Не согласна.
В одиночку ученик обычно сильно искажает слова (неправильно читает, неправильно ударяет) и даже не подозревает об этом (!) так как некому его поправить.
У меня такая штука случилась с немецким. (По Франку) Было очень обидно.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: tilbert
2008-09-15 10:10 pm
Любая система обучения предполагает методику. Кто ее для жещечки будет делать? Нужен преподаватель, контролер полученной суммы знаний, если хотите.

А второй вопрос, мотивация. Помните было и есть такое сообщество all_japan, организованное дюжиной любителей? Тогда каждый взял себе тему по душе, стал давать уроки языка, про историю, про культуру. Их вроде хватило на пол-года. Кто-то сдулся раньше, кто-то позже. И хотя это не было в прямом смысле дистанционное или совместное обучение, две проблемы стали очевидны. Постоянный интерес от пользователей (быстро угасает) и мотивация лектора-ведущего.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: barabash
2008-09-15 10:43 pm
Мне кажется, что что-то вроде коллоквиума (для людей сходного background-а и уровня подготовки) можно было бы организовать, и, наверное лучше очно.

Предложения для тем: квантовые компьютеры; последние достижения теории сложности; Ramsey theory; по математике (алгебре, топологии) можно взять, например, программу Миши Вербицкого; физика -- QED.

Кстати, я думаю, что можно даже приглашать в качестве лекторов людей, которые этим занимаются профессионально.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zavr
2008-09-16 01:42 am
Програма Вербицкого годится только для одного - ростить клонов Вербицкого
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: manque_monkey
2008-09-15 11:45 pm
я часто задумываюсь над этим вопросом; пока что оптимальный вариант для меня - это бесплатные университетские вебкасты и подкасты
на ocw.mit.edu и berkeley.edu довольно большой выбор - стэнфорд и йель тоже выкладывают некоторые курсы
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: archiffa
2008-09-16 12:31 am
Мне это интересно. Хочется попробовать.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: prosto_tak
2008-09-16 01:29 am
Мне хочется здать один вопрос, который может показаться идиотским и/или ужасно высокомерным. Но я все-таки рискну. Если что - заранее прошу прощения.

А зачем ты все это учишь? (Вот, минздрав предупреждал). Мне в последнее время неочевидна ценность знания как такового. Речь идет, разумеется, не про деженую ценность, но про какую тогда? Мне кажется довольно очевидным, что ты все это *можешь* выучить, правда? Ты понимаешь, условно, *как* работают математика, физика, computer science. Не снижает ли это в какой-то степени радоать познания?

Мне чем дальше тем больше хочется что-то *делать* а не *изучать*. Совместно - еще лучше. Через сеть, ЖЖ, неважно. Любой проект, коммерческий, некоммерческий, образовательный, неважно. Но чтобы сделать, и чтоб был какой-то результат, и кто-то этим пользовался. О таком бы я с удовольствием поговорил.

Еще раз прошу прощения за общий идиотизм и сумбурность вопроса :)
(Ответить) (Thread)
From: roma
2008-09-16 01:30 am
a zachem i kak vashi kollegi sobirajutsja uchit' kategorii (esli ne sekret)?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: fregimus
2008-09-16 05:23 am
Давайте! Я тоже думал о чем-то подобном; мне это реальностью не показалось, но а вдруг заработает? То есть идея здесь немного отличается от обычного сообщества тем, что в нем как бы происходит куст обучения — можно присоединяться, но догонять до той точки, до которой в данный момент все доучились, надо самому. То есть — ограничение не темой сообщества, а курсом, во времени? Я Вас правильно понимаю?

Только интенсивность должна быть умеренная, люди по-разному загружены, так, чтобы не торопясь, но и чтобы другим не скучно было. Вот здесь удастся ли нам найти золотую середину?

Основной учебник курса должен быть доступен: или в сети, или недорогая книга, которую практически все могут купить. А дальше можно и обсуждать и теорию, и задачи и упражнения. По моему, так замечательно заработало бы! Чего мне бы не удалось, так это найти сообщников по обучению, а Вы это можете: у вас тысячи подписчиков, может быть, и наберется группа по интересам?

Я записываюсь на латинский язык, ОТО, лямбда-исчисление. Квантовая механика — пожалуй, тоже, интересует меньше, но если будут желающие, тоже присоединюсь. Я совершенно серьезен, никто меня за язык не тянул, вот!

Попробуете вывесить список (желательно сразу с учебником) и попробовать набрать «класс»?

По части известных мне учебников. Вот хороший традиционный латинский учебник; чудесная серия книг — недорого и иной подход, ни слова, кроме латинского: Pars I: Familia Romana и Pars I--Exercitia.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2008-09-22 07:51 pm
Спасибо за ваше доверие, но я, увы, не возьмусь сам вести такое обучение: во-первых, нет времени, но главное - мне, увы, свойственно увлекаться, а потом бросать по тем или иным более или менее объективным причинам, и мне не хотелось бы подводить людей. Так, два года назад я организовал сообщество для совместного чтения "Улисса", которое, увы, благополучно заглохло (в том не только моя вина, конечно, но тем не менее). Я скорее надеялся услышать интересные отзывы о том, что люди думают по поводу самой такой возможности, пытались ли они уже это делать, итд. - и, возможно, побудить кого-то, не себя самого, пытаться такое организовывать, а я бы с удовольствием поучаствовал.

Однако не все потеряно! :) В частности, см. сегодняшнюю запись насчет интересной возможности изучения латыни. А по поводу других предметов - пока буду думать (и сам потихоньку учить, что могу).
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: glukanat
2008-09-16 06:08 am
Ну коллективное обучение по инету получится в математике вряд ли, но кое-что можно сделать.

Например так.
Вывешивается набор идей-задач по теме, что-то типа листочков у Вербицкого, 57 школы, и т.п.
И основную массу этих задач каждый пробивает сам. Потом идет некоторое обсуждение идей решения, доводок идей, обобщений этих идей.
В чем сложность - составлять эти задачи должен все-таки специалист.
В чем плюсы - свободный график занятий, возможность вжиться в тему, почувствовать ее.

Согласен участвовать в таких проектах. Теория категорий - за двумя руками. но вот написать такой листочек я пока не берусь ни по одной хоть сколько-нибудь интересной области
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>