Home
Somehow Keats will survive without you - мимоходом [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

мимоходом [Окт. 6, 2008|03:22 am]
Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry
В очередной раз научился собирать кубик Рубика. В который раз это за всю жизнь до сих пор - наверное, в пятый? На этот раз воспользовался алгоритмом с сайта rubiks.com (там на главной странице ссылка на PDF-файл). Он, конечно, далеко не самый быстрый, зато довольно простой и логичный. По-моему, в детстве я пользовался не им для третьего слоя, но не уверен.

Вот, пришла в голову философская аналогия, связанная с кубиком Рубика (довольно никчемная, впрочем):

Предположим, вы хотите добиться того, чтобы на всем кубике нигде не стояли рядом, касаясь друг друга, два одинаковых цвета. Если вертеть кубик бессистемно, всего лишь стараясь "разбить" стоящие рядом одинаковые цвета, то этого добиться очень сложно. Я, например, так и не сумел. Но если полностью собрать кубик, то желаемого состояния можно добиться за три движения, сместив центральный слой по каждой из трех осей на два поворота.

В этом при желании можно углядеть мысли о природе беспорядка и тесной его связи с порядком, о разнице между кажущейся нерегулярностью и энтропией, итд. итд.
ссылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: [info]lgdanko
2008-10-06 01:54 am none (UTC)

(Link)

Кагда-та в "Науки и жисни" был алгаритм пра кубик. Я ево сабирал очинь быстра! Но пра интропию там ничива не была. А что ета такое, интропия? И как ее зделать в три абарота вакрук аси? Я нимнога ни понял... Извените.
[User Picture]From: [info]dennett
2008-10-06 01:59 am none (UTC)

(Link)

стал раздумывать о дальтонике с кубиком.

и еще - по поводу давнего поста о секрете, который должен уберечь его владельца от способных его пытать сил. один из знакомых сказал мне, что нашедший этот способ, сам сделается его заложником и должен будет шантажировать силы, которые попытаются всеми силами не допустить выхода этого способа наружу.
[User Picture]From: [info]parovoz
2008-10-06 05:21 am none (UTC)

(Link)

У дальтоника не будет никаких проблем. Достаточно заменить цвета метками (крестиками, ромбиками, кружочками). Нарисовать их несмываемым фломастером - и вперёд.
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 03:25 pm none (UTC)

(Link)

Да, любопытное наблюдение, спасибо.
[User Picture]From: [info]m_elle
2008-10-06 02:30 am none (UTC)

(Link)

так интересно же придумать способ самому, какой смысл учиться собирать по уже существующему алгоритму?
[User Picture]From: [info]xirax
2008-10-06 03:14 am none (UTC)

(Link)

если полностью собрать кубик, то желаемого состояния можно добиться за три движения, сместив центральный слой по каждой из трех осей на два поворота.
А обратное верно?
[User Picture]From: [info]jerom
2008-10-06 03:51 am none (UTC)

(Link)

Доказано, что диаметр графа состояний меньше или равен 23.
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 03:25 pm none (UTC)

(Link)

Нет - есть больше одного такого состояния (но, видимо, они редки).
[User Picture]From: [info]shergi
2008-10-06 03:18 am none (UTC)

(Link)

Моя Flash-игра Coloright - иммитация "кубика Рубика" на двухмерной плоскости.
Философских выводов можно делать сколько угодно :-)
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 03:25 pm none (UTC)

(Link)

Спасибо, интересно.
[User Picture]From: [info]lineri
2008-10-06 04:58 am none (UTC)

(Link)

..."Предположим, вы хотите добиться того, чтобы на всем кубике нигде не стояли рядом, касаясь друг друга, два одинаковых цвета. "
это не есть беспорядок. это другая разновидность порядка.
[User Picture]From: [info]akater
2008-10-06 12:42 pm none (UTC)

Вместо +1

(Link)

Да, я хотел сказать то же самое.
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 03:24 pm none (UTC)

(Link)

См. мой ответ в этой ветке.
[User Picture]From: [info]dimrub
2008-10-06 05:46 am none (UTC)

(Link)

Кстати, на днях обнаружил, что алгоритм сборки, опубликованный когда-то в Кванте (я его, впрочем, вычитал потом в Науке и Жизни) придумала бабушка моего друга.
[User Picture]From: [info]_glav_
2008-10-06 06:09 am none (UTC)

(Link)

просто "разбить стоящие рядом одинаковые цвета" - это совсем не бессистемно, а, наоборот, в высокой степени системно: система и заключается в том, чтобы не было рядом стоящих цветов. т.е. "энтропия" такого кубика "такая же", как и собранного. А вот когда когда цвет может граничить с собой, с двумя, с ни одним, и этот "параметр" неизвестен - он сдвинут бессистемно, то и "энтропия" "максимальна".
[User Picture]From: [info]president_of
2008-10-06 06:52 am none (UTC)

(Link)

с языка сняли=)
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 03:24 pm none (UTC)

(Link)

См. мой ответ в этой ветке.
[User Picture]From: [info]lika129
2008-10-06 06:57 am none (UTC)

rip

(Link)

А я Вас помню ребёнком в садике, у ракеты стояли Вы тогда.
[User Picture]From: [info]vzakharov
2008-10-06 07:35 am none (UTC)

(Link)

Интересная мысль. Мне в голову сходу приходят два следствия:
1 (общеизвестное). Ломать - не строить
2. Чтобы решить сложную проблему, нельзя по очереди разбираться с каждой её элементарной составляющей.
From: (Anonymous)
2008-10-06 08:06 am none (UTC)

(Link)

Извиняюсь но посыл у вас неправильный в последней мысли -- так как вами был задуман именно порядок (просто своеобразный): "чтобы на всем кубике нигде не стояли рядом, касаясь друг друга, два одинаковых цвета". А беспорядок появлялся: "Если вертеть кубик бессистемно". МБ
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 03:24 pm none (UTC)

(Link)

Понимаете, это вообще-то нетривиальная мысль - что "нет двух цветов рядом" - это вид порядка. Может статься так, что почти все (в том числе, с большой вероятностью, случайно выбранное) состояния именно таковы - можно легко придумать такие кубики. То, что кубик Рубика не таков, и в нем это состояние крайней упорядоченно - в этом, собственно, и состоит наблюдение.
[User Picture]From: [info]rwalk
2008-10-06 03:59 pm none (UTC)

(Link)

Ну для этого вам довольно искусственную систему придется строить - было бы интересно посмотреть на такие кубики и на соответствующие распределения.
[User Picture]From: [info]_glav_
2008-10-06 04:16 pm none (UTC)

(Link)

простите, не совсем понял это утверждение.
Вы говорите, что а)любое состояние, построенное по определённому правилу - вид порядка, б)почти все состояния (в т.ч. с большой вероятностью и случайное) являются построенными по определённому правилу?
а)и б) справедливо для всех кубиков, но не для Рубика?
Кстати, какие именно другие кубики Вы имеете в виду: другого размера (2х2х2, 5х5х5), другого рисунка (по типу паззла)?
[User Picture]From: [info]egorfine
2008-10-06 09:00 am none (UTC)

(Link)

У меня с кубиком рубика была однажды веселая ситуация. Я его собирал по алгоритму (учился), и у меня он в руках чуть рассыпался. Я вставил все детальки обратно и продолжил собирать.

Собирал несколько часов и перепробовал все алгоритмы - одна угловая секция ну никак не хотела становиться.

Только потом я понял, что вставил ее в невозможной позиции...:)))
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 03:22 pm none (UTC)

(Link)

Бывает такое, да :)
[User Picture]From: [info]wildernesscat
2008-10-06 09:42 am none (UTC)

полу-оффтоп

(Link)

Я недавно купил сыну кубик за 3 шекеля, и он того и стоит (вечно заедает и вращается со скрипом). Где сейчас покупают нормальные кубики?
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 03:22 pm none (UTC)

Re: полу-оффтоп

(Link)

Не знаю, я не помню даже, откуда у меня.
[User Picture]From: [info]kaleva
2008-10-06 03:33 pm none (UTC)

(ворча)

(Link)

Только на техасской ярмарке...
[User Picture]From: [info]wildernesscat
2008-10-06 09:16 pm none (UTC)

(Link)

Если честно, не понял в чём прикол. Это какой-то корявый перевод с английского?
[User Picture]From: [info]kaleva
2008-10-06 11:17 pm none (UTC)

(Link)

Нет :-)
Это отрывок из романа Леонида Костюкова "Великая страна" - ну, там ссылка в начале есть на оригинал.

А вот в романе часть глав стилизована автором под перевод со словарем, да.
Как я понимаю, это жест, обозначающий невозможность по-настоящему передать игру слов на английском.
Как ни странно, именно он и помогает передать.

Это не единственный прикол этого романа.
Я б сказал, в этом романе их три класса + 1 общий.
Первый - этот, диалоги и короткие монологи в стиле приблизительно "Криминального чтива".
Второй - чисто русские разговоры и монологи.
Третий - сплетение одного с другим, местами очень плотное.

Вот пример: http://kaleva.livejournal.com/72147.html
У автора отличное мизансценическое мышление.

Четвёртый возникает, когда роман перечитываешь раз этак на третий :)
Я когда-то Яндекс-блогами искал упоминания о книге и авторе (таким запросом) и нашёл вот что.

P.S. Не имею с автором этого романа ни личных, ни родственных, ни деловых связей. :)
[User Picture]From: [info]rwalk
2008-10-06 10:08 am none (UTC)

(Link)

О "статфизической энтропии" отдельного состояния вообще говорить нельзя,
а "информационная энтропия" будет как раз мала (по определению - поскольку процедура получения этого состояния описывается очень кратко).
From: [info]qaraabayna
2008-10-06 03:44 pm none (UTC)

(Link)

O!
[User Picture]From: [info]faceted_jacinth
2008-10-06 08:45 pm none (UTC)

(Link)

Авва вообще-то класс состояний описал своим описанием!
[User Picture]From: [info]rwalk
2008-10-06 09:11 pm none (UTC)

(Link)

Вы имеете в виду состояния с "разноцветными соседями"? Да, конечно, и применительно к нему говорить об энтропии (логарифме числа состояний этого класса) осмысленно. Но она и не обсуждалась. Что же касается конкретного состояния (полученного вращениями по описанному способу), то мы априори не знаем, насколько оно типично - хотя вопрос об этом представляет собой вполне разумную задачу.
[User Picture]From: [info]mugunin
2008-10-06 10:13 pm none (UTC)

(Link)

у кубика есть такое состояние (или фигура) - глобус, собирается из собранного кубика так же легко, как ваше (в клеточку). Глобус - это как раз то что вы хотели, ни одного цвета рядом и выглядит как полный бардак. Особенно впечатляет обратная сборка. 8 поворотов всего (у вас - 6, если считать что поворот центральной плоскости - это физически 2 поворота, сначала 2 слоя на 180, потом один обратно на 180).
[User Picture]From: [info]avva
2008-10-06 10:20 pm none (UTC)

(Link)

Расскажите, как его получить?
[User Picture]From: [info]mugunin
2008-10-07 05:29 am none (UTC)

(Link)

Обозначим плоскости фронтальную, заднюю, правую и левую: F,B,R и L соответствено, при этом в формуле: X - поворот по часовой (clockwise), если представить что смотрим на плоскость Х.
Глобус:
F B R L
F B R L
R L

Говоря без формул:
возьмем два крайних параллельных слоя и два крайних перпендикулярных слоя;
затем поворачиваем по-очередно каждый слой на 90 градусов симметрично относительно центра - сначала первые, потом вторые, затем первые, затем вторые 2 раза (на 180 градусов).

Вуаля.

[User Picture]From: [info]avva
2008-10-08 01:09 am none (UTC)

(Link)

Да, действительно красиво! Спасибо.
[User Picture]From: [info]mugunin
2008-10-08 01:24 am none (UTC)

(Link)

красивых фигур еще много, разных )
а вот интересно было бы получить "глобус" на кубике 4x4x4.