?

Log in

No account? Create an account
о сюжетных ходах и клише - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

о сюжетных ходах и клише [дек. 26, 2001|12:08 pm]
Anatoly Vorobey
Наверное, некоторые сюжетные клише можно проследить по временной оси и приписать одному какому-то писателю или движению. А некоторые - не получится, поскольку несмотря на свою кажущуюся случайность, они неизбежно вытекают из более общих культурных постулатов.

Например, вот рецепт сюжета исторического романа, которому следует та же "Чёрная стрела": главным героем должен быть персонаж выдуманный, не историческая личность. Но в процессе действия романа главный герой должен "касаться" исторических личностей - всяких знаменитых королей, например, и он должен сильно им помогать/мешать в их исторических планах.

Но никто не обязывает писать так исторический роман. Он может быть написан и про исторических личностей в первую очередь. Или, наоборот, исключительно про "простых людей". Таких романов хватает. Или выдуманные автором персонажи могут пересекаться с историческими как-то по-другому. Просто описанный выше рецепт особенно популярен.

Думаю, этот рецепт можно проследить назад во времени к одному конкретному создателю или хотя бы популяризатору. Может быть, это Вальтер Скотт? ("Айвенго", "Квентин Дорвард" да и вообще почти всё у Скотта?). А может, кто-то до него? Никто до него сейчас мне на ум не приходит.

А вот другое клише - "последней схватки" главного героя с главным врагом, например, в любом голливудском боевике - да и не только в фильмах (но там особенно). Клише заключается в том, что в последней схватке герой поначалу должен сильно страдать и проигрывать; но потом внезапно должен произойти перелом и герой должен победить. Причём неважно, каков именно вид "последней схватки" - будь это скачки на лошадях, бокс, кунг-фу, перестрелка или что ещё.

Здесь я сомневаюсь, что можно будет найти одного конкретного автора/сценариста/режиссёра, от которого пошла такая мода. Скорее кажется логичным, что само время, сама современная культура её диктует. С одной стороны, герой не может проиграть (принцип хэппи энда), поэтому он должен в конце концов победить. С другой стороны, он не может в процессе достижения победы над главным соперником всё время быть сильнейшей стороной - потому что тогда нет, по сути дела, конфликта, и нет причины ему сострадать - с точки зрения современной культуры, опять-таки. Для того, чтобы зритель болел за героя, герой должен страдать. Наконец, необходим хотя бы один драматический поворот во время главной схватки, иначе зрителю "будет скучно". Сложив всё это вместе, и исключив возможность многих драматических поворотов (главный герой в качестве ваньки-встаньки, это уже превращается в фарс), как раз и получаем искомое клише.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: dm_lihachev
2001-12-26 02:52 am

про кино

т.е. весь этот голивудский ТММ нам рассказывали, но я это дело проманкировал, т.к. днем отсыпался ;)

каж. Червинский писал про это дело, было в конце 80-х, начале 90-х несколько его статей/книжек, где весь этот стандарт был довольно технологично описан, ну а по аглицки -- наверняка млн книжек есть, там одна из любимых тем -- книжки типа "Как написать охриненный сценарий и продать его за лимон" -- я как не пойду искать кого из нужных людей - вечно натыкаюсь на какую-то подобную книжку..

Т.е. вобщем всё это каж довольно формально и жестко описано, чуть ли не в каких-то кодексах, или что-то типа того
(Ответить) (Thread)
From: 9000
2001-12-26 04:10 am

Дык, "архетипы"

См.: Пропп, "Морфология волшебной сказки", кажется.

95% голливудщины точно следует тамошним рецептам. Древнейшим, насколько можно судить, дописьменным ещё.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: jenechka
2001-12-26 04:31 pm
**Думаю, этот рецепт можно проследить назад во времени к одному конкретному создателю или хотя бы популяризатору. Может быть, это Вальтер Скотт? ("Айвенго", "Квентин Дорвард" да и вообще почти всё у Скотта?). А может, кто-то до него? Никто до него сейчас мне на ум не приходит.**

Мне приходит на ум А. Дюма, но он был почти на полвека позже.А кто из них популяризатор - спорный вопрос:)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2001-12-26 06:51 pm

Я тоже подумал про Дюма, так что даже пошёл и проверил, что он жил намного позже - не уверен был, что правильно помню ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)