Вы читаете avva

Извиняйте, дядьку, если что-то случилось, о чем уже давно было спето - пепел и зола [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

пепел и зола [фев. 5, 2009|05:52 pm]
Anatoly Vorobey
LH спросил меня о разнице между пеплом и золой; я вынужден был признать, что не очень хорошо ее понимаю. То, что остается при курении сигарет - всегда пепел; но из трубки можно выколачивать и золу. От огня в камине остается обычно зола, но можно назвать и пеплом, кажется? Костер на природе - кажется, зола.

Я бы сказал, что то, что пепел обычно серый (собственно, пепельного цвета) и однородно-мелкий, т.е. не содержит комков. Если есть комки или другой цвет, то это скорее зола (хотя: "черный пепел" звучит нормально). Но это только мои догадки, и может быть, что они всего лишь отражают впечатление, сложившееся у меня лично, и не более того.

Можно ли указать на ясную границу между этими двумя словами, или это вопрос личных предпочтений и устоявшихся фраз?
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: deni_ok
2009-02-05 04:14 pm none (UTC)
Если дунуть - пепел летит вверх, а зола - в стороны.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: qub
2009-02-05 04:43 pm none (UTC)

это,

похоже, точней всего.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: larubin
2009-02-05 04:15 pm none (UTC)

Словарь:

пепел: лёгкая, рассыпчатая, похожая на пыль серая или чёрная масса, остающаяся от чего-л. сгоревшего

зола: твёрдый продукт сжигания чего-либо, образующийся в виде небольших сероватых ломких хлопьев
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rasemon
2009-02-05 04:23 pm none (UTC)
Зола не стучит в сердце. Проверяйте так. Если не стучит - значит зола.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ira_k
2009-02-05 05:06 pm none (UTC)
точно!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gdt
2009-02-05 04:23 pm none (UTC)
По-моему, ваши догадки правильны. Пепел все-таки серый. "Черный пепел" звучит нормально, но я бы сказал, что так называют оттенок серого.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: hari_tc
2009-02-05 04:25 pm none (UTC)
Судя по Далю пепел — это зола, а зола — это пепел. :)
(Ответить) (Thread)
From: sibirets
2009-02-05 04:26 pm none (UTC)
Вряд ли какая-то разница есть. Специалисты, когда характеризуют органическое топливо, говорят о зольности и, соответственно, о том, что остается, говорят "зола". При этом стандартное обозначение для зольности A^{ash} или как-то так.

Американцы все называют ash - пепел от сигарет, пепел в трубке, золу в костре. В контексте сигарет и трубок других слов ни разу не приходилось слышать.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mtyukanov
2009-02-05 04:43 pm none (UTC)
Зола -- soot.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: aghartha
2009-02-05 04:27 pm none (UTC)
Мне кажется, зола - это мелкий песок, а пепел - это листочки.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: versa_vice
2009-02-05 04:34 pm none (UTC)
мне тоже :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kingoleg
2009-02-05 04:29 pm none (UTC)
Пепел - пыль. Зола - могу быть куски угля, древесины, камни.
(Ответить) (Thread)
From: dmpogo
2009-02-05 04:33 pm none (UTC)
Для меня зола - это не совсем до конца прогоревшая древесина (но после углей :) ). А пепел - уже совсем до конца.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: denisclear
2009-02-05 05:00 pm none (UTC)
вот да, плюсодин
зола еще "хранит" огонь, а пепел уже нет
золу можно раздуть до огня, а пепел - нельзя
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: amarao_san
2009-02-05 04:36 pm none (UTC)
зола тяжёлая. Пепел лёгкий. Зола содержит в себе что-то, что не могло сгореть. Пепел - чистый результат сгорания очень горючего чего-то (бумаги?).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: fyysik
2009-02-05 04:47 pm none (UTC)
+1
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 3d_object
2009-02-05 04:43 pm none (UTC)
Вот точно так же я много лет ищу разницу между говном и дерьмом. Интуитивно кажется, что разница есть, но вербально сформулировать не могу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bormor
2009-02-05 04:51 pm none (UTC)
Нет проблем! Говно - частный случай дерьма. Бывает только у людей. "Кошачье говно" - неграмотно.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: liveuser
2009-02-05 04:44 pm none (UTC)
На золе можно шашлыки делать.
На пепле - нет.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mtyukanov
2009-02-05 04:48 pm none (UTC)
Зола -- продукт неполного сгорания, она сама горит -- в ней много угля. Пепел -- продукт полного сгорания.

То, что остается в топке -- смесь золы и пепла. А вот в дымоходе оседает в основном зола, поэтому давно не чищенные дымоходы пожароопасны (зола может и загореться, хотя вероятность этого при нормальной топке невелика).

В костре соотношение золы к пеплу обычно больше, чем в печке -- потому, что пепел больше разлетается. Но костер при ветре горит жарко и почти не оставляет золы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mtyukanov
2009-02-05 05:39 pm none (UTC)
Опа, а вот теперь проверился. Да, сильно был неправ.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bormor
2009-02-05 04:49 pm none (UTC)
пепел сухой, зола - "жирная". То, что оседает в печной трубе - зола.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: hari_tc
2009-02-05 04:52 pm none (UTC)
нет, это сажа :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: shlema
2009-02-05 04:54 pm none (UTC)
Я понимаю так.

Пепел — лёгкий, разлетается, гореть уже не может.

Зола — тяжелая, гореть тоже уже не может. Перегоревшие угли, по сути.

Угли — частично сгоревшее твердое топливо (древесина).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: freez
2009-02-05 04:55 pm none (UTC)
только пепел знает что значит сгореть дотла
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: afuchs
2009-02-05 06:01 pm none (UTC)
остаётся определить, что такое "тло".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: cartesius
2009-02-05 04:58 pm none (UTC)
Чисто по ощущениям, пепел - то что сохраняет частично форму сгоревшего предмета: сигареты или бумаги, а зола -пылеобразная, тот же пепел от бумаги, если его растолочь в бесформеную массу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kaktusserzhe
2009-02-05 05:06 pm none (UTC)
Полностью согласен. Пепел сгоревшего листа может взлететь над костром, ещё бывает пепел от сигареты. А зола, это уже пыль. Не обязательно спресованная, но обязательно бесформенная.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: slavae
2009-02-05 05:09 pm none (UTC)
Пепел - легкий, разлетается от дуновения, зола - тяжелая.
Зола так же может быть покрыта пеплом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dyak
2009-02-05 05:22 pm none (UTC)
Пепел -- как пух, зола -- как пыль.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_str
2009-02-05 05:31 pm none (UTC)
мне кажется, ответ очевиден из постановки вопроса:
зола - сгоревшее дерево или древесный уголь.

пепел - сгоревшее все остальное (кроме горючих жидкостей, видимо).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: prosto_tak
2009-02-05 05:54 pm none (UTC)

Классик объяснил же...

"Пепел подтверждает силу пламени, но пламя не нуждается в золе." Все понятно, нет? :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rxvm
2009-02-05 05:55 pm none (UTC)
Зола - остаток от сгоревших дров и др, что является топливом.
Пепел остается от того, что топливом не является.
Мне так кажется.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bars_of_cage
2009-02-05 06:03 pm none (UTC)
пепел еще сохраняет форму сгоревшего предмета.

зола - перемешанный пепел, где уже потеряна структура (+ в который навалилось кусочков углей, Г-образных гвоздей и т.п.).
Зола - следующая за пеплом стадия впадения материи в хаос
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_bronx
2009-02-09 10:22 am none (UTC)
Вулканический пепел сохраняет форму вулкана? :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _moss
2009-02-05 06:53 pm none (UTC)
Помню только, что между пеплом и золой перерывчик небольшой.
(Ответить) (Thread)
From: staren
2009-02-05 06:59 pm none (UTC)
Оспадя, да одно и то же это. Цвет, форма, консистенция - это все домыслы. Оба слова используются по отношению к одному и тому же, просто в некоторых контекстах более принято то или иное слово (вулканический - пепел, в камине, печи - обычно зола, в трубке - пепел, в сердце стучит - пепел Клааса, на месте сгоревшего дома - пепелище и т.д., причем это не зависит ни от цвета, ни от масштабов, ни от чего другого, просто устоявшаяся традиция словоупотребления).

На украинский оба слова переводятся как "попіл" ("зола" в украинском тоже есть, но скорее в качестве казуистики, воспринимается как русизм). Золушка на украинском языке - "Попелюшка".
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-02-28 07:54 pm none (UTC)
на укр зола звучить як сажа і ніякої казустики, потрібно знати про що говориш, а як не знаєш то взнавай
(Ответить) (Parent) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>