?

Log in

книги - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

книги [фев. 11, 2009|11:48 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

В этом году я планирую писать в ЖЖ о всех прочитанных книгах, и прочитать не менее 52 книг. О двух я написал в январе, вот еще четыре. Кроме того, я в принципе вел учет прочитанным книгам во второй половине 2008, и если найду время, систематизирую список и напишу краткие впечатления о них тоже.

1. Орхан Памук, "Черная книга". Первая для меня книга Памука. От тридцать-счемтолетнего жителя Стамбула, адвоката по имени Галип уходит жена Рюйя, оставив краткую и малопонятную записку. Галип ищет ее по всему городу, пытаясь привлечь к поискам своего двоюродного брата (и одновременно сводного брата жены), известного журналиста Джеляля. Главы книги попеременно следуют за метаниями Галипа и предлагают читателю одну за другой статьи Джеляля, которые тот публикует ежедневно в постоянной рубрике газеты уже несколько десятилетий. Постепенно перекличка между событиями в жизни Галипа и результатами его поисков, и содержимым старых статей Джеляля, становится почти невыносимой для самого Галипа. Дальше - все усложняется.

Мне очень понравились описания улиц, районов и домов Стамбула, многочисленные истории из жизни города сейчас, сто лет, пятьсот лет назад; характеры, семьи, удивительное внимание к точным подробностям мыслей, чувств, мелочей обстановки. Мне понравились "статьи Джеляля" - медитативные притчи, умные, неспокойные, иногда грустно-романтичные, иногда полные дрожащего отчаяния. Мне не понравилось... пожалуй, почти все, связанное с "магическим реализмом" в книге - то, что сближает Памука с Борхесом и даже более, как мне показалось, с Полом Остером (я даже сравнил годы публикации "Черной книги" и "Нью-Йоркской трилогии" Остера, чтобы проверить мысль о возможном влиянии). Значительная часть второй половины книги посвящена этому - поиску символов и символов в символах, напряженному исследованию определенного философского предписания (мне кажущегося никчемно-модным), сближению выдуманного мира и города с реальными, колыханию словесного марева. Это бывает очень хорошо, но не в этой книге - тут это слишком навязчиво, слишком проговорено, слишком формульно. Книга Памука замечательна, и я ее всячески рекомендую, но она замечательна во многом вопреки этой теме, не благодаря ей.

2. Kate Fox, Watching the English. Fox is an anthropologist, and the book aims to look at common English customs and codes of behavior from a detached, quasi-scientific point of view (the author is upfront about writing for a popular audience). She's here to dissect and explain "Englishness" to the English themselves and to the rest of us, and she dives right in with chapters on - to give a small sample - weather-talk, dress codes, and mobile phone behavior. The book provides many amusing anecdotes and is written in a tone of friendly banter with the reader; unfortunately, Fox's attempts to analyze her anecodtes and discern guiding principles invariably lead her to either vague generalities that are true just about everywhere - or, worse, to common cliches about the English. Thus the English are shown again and again to be socially maladjusted, excessively modest, obsessed with humour and class conscious to the point of absurdity. For a book that purports to give me detailed, penetrating insight into English behavior, this is frustratingly stale, familiar stuff. This doesn't feel like an accurate description of English behavior; and if she really thinks it is, Fox should have brought more evidence to convince me than a list of isolated anecdotes and amusing social scenes.

An interesting thing to note is the disparity between the reviews of the book on amazon.com (all of them very positive) and on amazon.co.uk (many of them moderately critical). I find myself in agreement with many criticisms made by the three-star reviewers.

By all means read the book if you're looking for light reading with lots of amusing (sometimes hilarious) anecdotes, loads of English class trivia, and interesting factoids here and there. But don't expect it to "explain Englishness" to you, whatever that means. Oh, and feel free to read the chapters in any random order; the book can feel a bit repetitive otherwise.

3. (это компьютерная книга) Eric Meyer. CSS: The Definitive Guide, 3rd edition. Отличное руководство по CSS - технологии, которую я собирался изучить как следует года так с 2002-го, и вот наконец собрался. Мейер отлично и подробно все объясняет (более многословно, чем мне надо, но не настолько разжевывает, чтобы раздражало). Особенно ему удались: общая организация материала, т.е. порядок тем и глав; две главы про box model; и подробные замечания о том, что поддерживают, а что не поддерживают разные браузеры.

4. Поул Андерсон, "Патруль времени". Я прочитал эту книгу в рамках проекта "перечитать классическую фантастику, включая то, что почему-то в детстве пропустил". В данном случае это было ненужной тратой времени. Не помню, читал ли я этот цикл (штук шесть повестей и роман) в детстве, но сейчас я не смог дочитать даже повести, а роман и не начал. Главная идея (вневременной патруль, следящий за тем, чтобы история развивалась так, как она должна развиваться) очень похожа на "Конец вечности" Азимова, и возможна позаимствована оттуда (роман Азимова вышел в 1955-м, первая повесть Андерсона тоже помечена этим годом; месяцы я не пытался выискивать и сравнивать). Но кроме этой главной идеи, у Андерсона больше ничего нет, так что его героям приходится позировать на фоне знаменитых исторических событий и личностей, и снова и снова, пытаясь что-то исправить или дать отпор каким-нибудь временным бандитам, выправлять историю в то русло, по которому, как узнает благодарный читатель, она всегда и текла. Написано плохо, герои картонны донельзя (у Азимова, кстати, тоже, но у него это компенсируется богатством идей).
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: ygam
2009-02-11 05:53 pm
В этом году я планирую писать в ЖЖ о всех прочитанных книгах

Я так уже делаю несколько лет, и очень этим доволен.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: soamo
2009-02-11 05:59 pm
Анатолий, вот вы все читаете, читаете. А практическая польза от вашей приобретаемой эрудиции?
Ну, не кроссворды же разгадывать.

Ответ "для удовольствия" - принимается.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ygam
2009-02-11 06:03 pm
А чем измеряется практическая польза?

А если кто-то в футбол играет, какая из этого практическая польза?

Edited at 2009-02-11 18:03 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: vadim_i_z
2009-02-11 06:00 pm
У Памука очень сильно написано про то, "когда высох Босфор"...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-02-12 12:15 am
Да, это хорошо.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_shmael
2009-02-11 06:01 pm
Моя любимая книга у Памука - The New Life. Ее, по-моему, уже перевели и на русский. Но я вполне одинок в любви к ней :-)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-02-12 12:15 am
Мне и английский в общем сойдет ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: michk
2009-02-11 06:06 pm
От тридцать-счемтолетнего жителя Стамбула...
Галип ищет ее по всему </b>Истанбулу</b>
(Ответить) (Thread)
From: ext_72902
2009-02-11 08:04 pm
В Турции четыре столицы: Стамбул, Константинополь, Истанбул и Византия (ц)студенческое сочинение
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gruftie
2009-02-11 06:11 pm
Да, Памук замечательный, а вся эта магия, хоть и мне тоже показалась иногда несколько тяжеловесной, всё же не испортила впечатления. Я ей воспринимал скорее как-то арнаментально, чем буквально, и в этой форме восприятия она показалась вполне уместной.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: malpa
2009-02-11 06:12 pm
Я как раз начала читать Кейт Фокс. Очень мило, на мой взгляд.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-02-12 12:14 am
Очень интересно будет узнать ваше впечатление, когда дойдете до конца.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_garvey
2009-02-11 06:19 pm
Вообще-то в "Патруле времени" в конце концов выясняется, что наша ветвь реальности - исксусственная, а в "настоящей", если не ошибаюсь, Америку открыли и завоевали воины Темучина. И главного героя терзала совесть, когда он громил первую монгольскую экспедицию в Америке, чтобы сохранить "свою" реальность :).

Для определенного возраста "Патруль ..." - очень подходящая книга, да и сейчас я ее не без удовольствия перечитал бы, если бы и так не помнил сюжет, и если бы не пожалел бы на это времени (которого не хватает на другие книги :( ).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-02-12 12:14 am
Есть это в одной из повестей, да.

Не спорю, в соответствующем возрасте все глоталось на ура ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anisha
2009-02-11 06:32 pm
у Памука еще есть автобиографичная книга про Стамбул. с приятными картинками типа гравюр.
да, я тоже заметила сходство с любимым Аустером
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: deni_ok
2009-02-11 06:33 pm
От Памука похожие ощущения - в мелочах он бывает нечеловечески великолепен, а в целом проглядывает какая-то бессмыслица и вторичность.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: meshko
2009-02-11 06:35 pm
Я недавно пробовал перечитать Азимова и был глубоко поражен тем, насколько он хуже, чем был в 12-15 лет. Даже любимые когда-то "Сами боги" никуда не годятся. "Конец вечности" даже начать не смог. До этого та же фигня была с "Марсианскими хрониками" Брэдбери и с рассказами Шекли. На этом решил пока прекратить свой проект "перечитать классическую фантастику, включая то, что почему-то в детстве пропустил".
(Ответить) (Thread)
From: illy_drinker
2009-02-11 08:43 pm
Это Вы зря
Перечитываю Шекли с удовольствием неоднократно
А сейчас сын увлекся Азимовым и я его перечитал
Если хотите почитать классическую фантастику, а вернее то, что быстро становится классикой
рекомендую мое увлечение -- перечитать все что, получило Hugo Award
Особенно в жанре короткого рассказа, это быстро, очень многое доступно онлайн и не надо ездить в библиотеку и быстро получаете представление об авторе.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: seann
2009-02-11 07:23 pm
Кейт Фокс очень хороша.
(Ответить) (Thread)
From: ext_72902
2009-02-11 08:03 pm
По пункту 3: http://www.flownet.com/ron/css-rant.html
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-02-12 12:13 am
Stupid rant is stupid. На реддите уже все перетрясли так, что тошнит.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cema
2009-02-11 11:04 pm
"Патруль времени" можно читать в детстве, а потом это типа Жюль-Верна получается.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cema
2009-02-11 11:06 pm
Ох, с css'ом та же фигня.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zhenyach
2009-02-11 11:35 pm
the disparity between the reviews of the book on amazon.com (all of them very positive) and on amazon.co.uk (many of them moderately critical)

Вот и Андроникову обычно говорили, мол, других ты очень похоже изобразил, а меня - совсем нет.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-02-12 12:12 am
Может, и так; но мне кажется более вероятным, что они лучше разбираются в материале.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lee_bey
2009-02-12 12:26 am
Мне показалось, что "Черная книга" Памука --- это блистательная демонстрация всех вариантов "желания быть не собой"

Человек, который хочет быть не собой, проститутка, которая изображает не себя, страна, которая отказывается от того чтобы быть собой...

И конец, насколько я помню, также блистателен, и при этом довольно страшен.. я ведь правильно помню, что имя девушки переводилось как "Мечта"?
И то, что герою в конце-концов удалось "стать Джелялем", заплатив за это смертью Мечты?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-02-12 01:50 am
Вы правы - книга по крайней мере претендует на то, чтобы быть такой демонстрацией. Но я очень не люблю призыв "будь собой", считаю его современной idée fixe, модной бессмысленной благоглупостью, которая в лучшем случае пуста и никчемна, в худшем - заводит людей в психологический тупик. Вопреки тому, что Памук пытается призыв "будь самим собой" поместить в турецкую культуру, проецировать в том числе на прошлое, мне кажется, что это очень западный, типично Нью-Эйджевский лозунг.

Неудивительно поэтому, что все, что с этим связано с книге, мне не понравилось, а все, что понравилось - понравилось вопреки этому.

Не буду комментировать концовку - наверняка тут есть люди, которые книгу не читали.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: dr_eburg
2009-02-12 05:22 am
Today I can see как особенно sad is your взгляд
Your arms are особенно тонки, I tell you, my love.
Now listen: далёко, wherever on озеро Chad
Изысканный wanders giraffe.

He’s got грациозная стройность и leisure дана,
И beautiful skin украшает such fancy узор,
With which лишь равняться попробует only луна,
Дробясь и качаясь on wonderful waters of yore.

Вдали he reminds me of colorful sails корабля,
И run его плавен, и радостный flying he’s got,
I know that wonderful things много seeing земля,
Whenever he’s hiding at night at the мраморный грот.

I know весёлые tales of mysterious lands
About the чёрная дева and passionate вождь,
But you слишком долго вдыхала the soul of the sands,
You’ll never поверишь in something aside from the дождь.

Now, how could I tell you the truth on the tropical сад,
About the стройные palms and the smell of the трав.
You crying? Now, listen… далёко, on озеро Chad
Изысканный wanders giraffe.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shpriz
2009-02-12 02:48 pm
О, а мне черная книга не особо понравилась, я в ней увязла на полдороге. Прабвда я читала немецкий перевод, а с немецким у меня ещё так, не очень. Надо попробовать английский.
Больше всего мне понравилась "Снег", и всем кому я давала читать, тоже.
"Меня зовут красный" тоже очень хороша, она более хм, развлекательна, такой исторический детектив, типа Имя Розы или The Draughtsman's Contract.
А показался мне совсем скушным.
(Ответить) (Thread)