?

Log in

самый-самый - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

самый-самый [мар. 2, 2009|12:39 pm]
Anatoly Vorobey
Кто был самым великим философом 20-го века?

NYTimes не задумываясь назвали Виттгенштейна. Брайан Лейтер устроил опрос у себя в блоге, в котором тоже победил Виттгенштейн, с небольшим отрывом. А вы как думаете?

По-моему, это еще и зависит от того, что считать первостепенным: вклад философа и его влияние внутри профессии, или на человеческую деятельность и культуру вообще. Если второе, то, по-моему, как минимум у Рассела, Поппера и Уильяма Джеймса есть неплохие шансы. Если первое, то наверное действительно Виттгенштейн; если не он, то, как в анекдоте, "а кто?"
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: gaus
2009-03-02 11:12 am
Разрываюсь между Альбером Камю и Мишелем Фуко.
(Ответить) (Thread)
From: qaraabayna
2009-03-02 11:20 am
Камю - это коньяк.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: qaraabayna
2009-03-02 11:20 am
Поппер, однозначно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vodianoj
2009-03-02 11:20 am
Любопытно, что у Брайана Лейтера в длином списке философов упоминается Сартр, при этом нет Камю.
Прикольно, что Бертрам Рассел так много набрал, я думал, что он просто популяризатор и компилятор, а не процессор.
От Хайдегера я бы ожидал более высокой позиции.
Мишеля Фуко таки деконтруктивировали до 2%, что приятно.
Про Льюиса я вообще впервые слышу - надо бы почитать...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-03-02 11:29 am
См. парадокс Рассела и Principia Mathematica, как минимум.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: arpad
2009-03-02 11:30 am
Думаю что у Виттгенштейна самая зрелищная биография.

И что он наиболее актуален сейчас - поскольку те поля битв на которых сражался Рассел уже поросли травой, а новые все еще за горизонтом. Понимание что же такое философия нужно прежде всего во время когда философия никому не нужна.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sovok
2009-03-02 11:38 am

Виттгенштейну конкуренцию может составить Витгенштейн. В гугле счёт 104 000 : 101 000 в пользу грамотных, правда похоже только за счёт немецкого графства.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kapahel
2009-03-02 11:41 am
Хайдеггер?
(Ответить) (Thread)
From: marxengels
2009-03-02 11:44 am
А вот знающие товарищи могут подсказать: Нассим Талеб - философ?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-03-02 11:47 am
Экономисты оне.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: rippenbiest
2009-03-02 11:48 am
А почему Вы считаете, что влияние Витгенштейна на культуру в целом меньше, чем у троих перечисленных философов?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-03-02 11:49 am
Отвечу национальным образом: а какое у него влияние на культуру?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: flaass
2009-03-02 12:20 pm
Гуссерль вряд ли, но надеюсь, он станет самым великим философом 21 века.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: flaass
2009-03-02 03:45 pm
Ух тыы!
"...excluding Frege and Husserl, who are very much products of 19th-century philosophical culture..."

Странный критерий, и вообще странный список.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: cartesius
2009-03-02 12:25 pm
Сартр
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: freez
2009-03-02 12:28 pm
Хайдеггер
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dennett
2009-03-02 12:46 pm
единственная пара - первый и runner-up - это виттгенштейн и хайдеггер. практически без вопросов.

до конца 60х первым был хайдеггер - затем, пришествием глобализации и процессов смешивания и столкновения разнородных культур - пришло время виттгенштейна.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: egmg
2009-03-02 01:02 pm
Хайдеггер и Витгенштейн - моя последовательность предпочтений:) По сей день.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: machtesz
2009-03-02 01:03 pm
Это вопрос из серии: кто был самым великим спортсменом 20-го века? Ну, и давайте сравнивать Пеле с Майклом Джорданом. Мне, например, футбол нравится больше баскетбола, и я естественно выберу Пеле. Но это разве будет корректным ответом на поставленный вопрос? :))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-03-02 01:32 pm
Я бы лично выбрал Рассела. По субъективным причинам: только благодаря нему я сумел разобраться, что к чему в философии. :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lykac
2009-03-02 02:15 pm
А я думал, Элвин Тоффлер и Дэниел Белл самые великие, поскольку они оптимисты. Эх. Может они слишком молодые, чтобы быть великими?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lykac
2009-03-02 02:25 pm
Из Вики про Витгенштейна:
• Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.
• Объекты есть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения.

Ух ты! Напоминает объектно-ориентированное программирование.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gaus
2009-03-02 02:55 pm
это не тот виттгенштейн, который самый великий :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: and2u
2009-03-02 03:20 pm
Наверное, таки надо использовать первый критерий.
Второй говорит об известности, а не о величии.
Субъективно, я согласен с NYT :-)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: monomyth
2009-03-02 03:40 pm
Я думаю Glasersfeld.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zeroeight
2009-03-02 03:45 pm
Вот как оно получилось. Пожалуй, соглашусь с большинством.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2009-03-02 04:09 pm
Интересно в списке Лейтера количество людей, которые нетривиально отметились в матлогике - Рассел видимо и выступил в качестве "представителя группы" - наряду с Витгенштейном, у которого собственно в этом смысле отсутствие собственных научных результатов работает для меня скорее в минус.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2009-03-02 07:48 pm
По зрелом размышлении я пожалуй однозначно поставлю Рассела выше Витгенштейна, как философа, причем много выше - мало кому удалось создать и ввести в оборот такой массив идей, которые задали направление всей практически логике 20 века и оказали решающее наверное влияние на самое значительное - и главно - настолько прочно вошли в оборот, что даже не воспринимаются, как оригинальные - кажется ведь, что это было всегда.

Вообще - треть списка (включая Витгенштейна) - это аналитические философы - а аналитическая философия - как ни крути - это Фреге и Рассел.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: os80
2009-03-03 03:03 pm
Кун.
(Ответить) (Thread)