?

Log in

No account? Create an account
альтернативная история - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

альтернативная история [апр. 14, 2009|11:37 pm]
Anatoly Vorobey
Читал много интересных дискуссий о том, что случится с современным человеком, попади он неожиданно в прошлое, скажем на тысячу лет назад. Да, примерно как "Янки при дворе короля Артура" Марка Твена, только серьезнее, с лучшим знанием истории и более трезвой оценкой ситуации. Более трезвая оценка ситуации означает, что самое вероятное развитие событий - смерть в первые несколько дней. Но если повезет, то есть всякие варианты.

Дам несколько ссылок, в основном по-английски, но помимо прочего есть книга в русском переводе.

Главная дискуссия - в блоге Marginal Revolution в прошлом году. Сценарий: вы внезапно оказываетесь где-то в случайно выбранной точке на карте, в западной Европе, в 1000-м году нашей эры. Кроме обычной одежды и содержимого карманов у вас ничего нет. Подготовиться с помощью штудирования энциклопедий заранее вы не можете, все происходит внезапно. Вопрос: что делать и какие есть варианты.

Шестнадцать страниц комментариев (не пропустить кнопку Next внизу страницы), многие из них очень интересные и увлекательные. Особенно забавно читать сначала оптимистов (типа я все знаю, найду местных дворян, вотрусь в доверие, стану советником, постепенно приберу к рукам власть итд.), а потом реалистов, знающих больше о повседневной жизни того времени, которые их безжалостно критикуют.

Далее, из этой дискуссии я узнал о ньюсгруппе alt.history.what-if, полностью посвященной альтернативной истории, и о забавном обсуждении там схожей темы, только переносятся все участники ньюсгруппы одновременно, и в 1800-й год - что, понятно, куда лучше со всех почти точек зрения. Вот это давнее обсуждение, которое произошло в 2000-м году (осторожно, 300 сообщений), я его все не прочитал, но в начале уже есть много смешного/интересного.

Наконец, опять же из комментариев в Marginal Revolution я узнал о книге Lest Darkness Fall писателя-фантаста де Кампа. Ее очень хвалят и называют классикой альтернативной истории (опубликована в 1939-м году). Я нашел и прочитал в оригинале (текст можно найти на scribd.com, кстати). Действительно здорово! Герой книги - американец-археолог - "проваливается" сквозь время из Рима времен Муссолини в Рим середины шестого века. Он пытается остановить распад цивилизации в Европе путем внедрения различных изобретений, а со временем и защиты государства готов в Италии - цивилизованного по сравнению с грозящими ему франками и гуннами - от франков и от войск Римской империи того времени, которой правил византийский император Юстиниан.

Написано куда более реалистично, чем у того же Твена. Персонажи все-таки, надо признаться, в основном картонные, иногда стереотипные донельзя - образцом прекрасного стиля или глубоких характеров эту книгу не назвать; но зато много интересной истории, а также убедительно описанных попыток (далеко не всегда успешных!) внедрить разнообразные изобретения в общество 6-го века. В общем, понравилось. Обнаружилось также, что есть русский перевод: "Да не опустится тьма". Я посмотрел на него одним глазом - вроде ничего.

Я практически ничего не читал в этом жанре, так что если кто-то разбирающийся посоветует самые гениальные книги или интересные сетевые источники, буду рад.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
[User Picture]From: ygam
2009-04-14 09:33 pm
В России недавно вышел фантастический роман о современном юном веб-дизайнере, который попадает в 1930е годы. Год, что ли, назад каким-то макаром я вышел на его обсуждение в ЖЖ. Навряд ли он представляет большую художественную ценность.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mama_ari
2009-04-14 11:23 pm
совпадение, я на него вчера наткнулась на либрусеке и просмотрела. не просто не представляет ценности - это густосталинистская поделка. где благодаря притащенной мальчиком информации сталин с берией успевают осознать ошибки и правят мудро и демократично, проявляя свои истинно великие гении, а затем добровольно уходят в отставку - заложив основы для того, чтобы поколение внуков в конце 80-х жило в действительно великом советском союзе, и не захотело сменять величие на колбасу.

Edited at 2009-04-14 23:24 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: leonov
2009-04-14 09:38 pm
Андерсоновский "Патруль времени" в копилку, конечно - тоже классика жанра.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-04-14 09:41 pm
Да, но тут идея немного другая - постоянные путешествия по времени с технологической поддержкой из будущего. Я прочитал "Патруль времени" как раз недавно, пару месяцев назад, и тогда еще написал запись о том, что мне, увы, в целом не понравилось и показалось скучным (а кроме того, вторичным по отношению к "Концу вечности" Азимова, который появился как раз перед "Патрулем времени"). Де Камп мне понравился намного больше.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ygam
2009-04-14 09:39 pm
У меня когда-то в журнале была запись на схожую тему.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: akog
2009-04-14 09:41 pm
Знаешь, не раз прикидывал, что бы делал...
Руками работать вроде умею. Но скорее всего пошел бы по чсти грамотейской или в наемники) Физподготовка вроде у меня ничо так)
(Ответить) (Thread)
From: 9000
2009-04-14 09:50 pm
Самой большой проблемой мне представляется язык.
Второй — незнание деталей быта, очевидных для местных.

Всё это мигом сделало бы человека изгоем везде, кроме самых терпимых к странности сообществ. Возможно, неплохим вариантом было бы прибиться к монастырю или другой подобной организации (придумать бы), склонной не отвергать людей явно не от мира сего.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: mak_
2009-04-14 09:44 pm
я вам, помнится, Лукина как-то рекомендовал. не понравилось. по теме - его же трилогия:
Слепые поводыри
Миссионеры
Разбойничья злая луна
(Ответить) (Thread)
From: mak_
2009-04-14 09:46 pm
после "не понравилось" должен стоять знак вопроса:)
в смысле, смотрели ли и стоит ли рекомендовать дальше.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: burrru
2009-04-14 09:49 pm
В фильме "Мумия" есть забавный момент: ожившая мумия поймала археолога и он пытается ей что-нибудь сказать. Он пробует разные непонятные ей языки, но на иврите она говорит: "О! Язык рабов." и начинает общаться. Это я к тому, что тем, кто знает иврит, достаточно добраться до еврейской общины. А там все знакомо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-04-14 09:55 pm
Еще одна интересная особенность - большинство американцев, например, обрезаны, и в то время им будет нелегко сойти за христиан из-за этого. Если хотя бы несколько слов на иврите знать, хоть бы Шма-Исраэль, уже может помочь с еврейской общиной, да. Только добраться будет скорее всего нелегко.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: zenturion
2009-04-14 09:58 pm
"Специалист по этике" Гаррисона
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: prometa
2009-04-16 02:34 pm
Это же не альтернативная история, а чистая НФ. Но здорово, моя любимая книжка из цикла. "У Ясона было главное - начало и конец плана. Осталось только определиться с серединой".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: e_mir
2009-04-14 10:00 pm
Скачок в сотни лет - почти гарантированная смерть для времепроходца. Ну, или дурдом, если уже более цивилизованные времена. Даже перемещение на десятки лет ничего хорошего путешественнику не сулит.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bujhm
2009-04-14 10:03 pm
Мне очень понравилась в этом жанре - как раз недавно наткнулся - эпопея Е.Красницкого "Отрок".
http://lib.rus.ec/a/25826
Это нескончаемая и захватывающая серия красивых психологических этюдов на пересечении самых разных личностных и социальных сфер.
Основная идея книги - современный человек попадает в тело мальчика, живущего в 12 веке. С помощью знания строительной науки (его профессия), психологии и основ управления ему постепенно удаётся многое свершить.
Я подсел на эту книгу, теперь жду продолжения.
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: spamsink
2009-04-14 10:46 pm
Если туда попасть здоровым, то ничего не произойдет - вирус же выделяется только в определенный период заболевания. А вот напряженность иммунитета к различным кишечным бактериям у современного западного человека низкая, так что после первого же приема пищи (если, конечно, удастся себя заставить есть тот кошмар, который они называют пищей) начнется дизентерия.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: vgarnick
2009-04-14 10:06 pm
Андрей Мартьянов, цикл "Вестники времен".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: l_u
2009-04-14 10:23 pm
Да, "...смерть в первые несколько дней. Но если повезет, то есть всякие варианты."
Очень давняя стилизация, но точно в тему:
http://lib.align.ru/getbook/7566.html
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2009-04-15 05:49 pm
Хорошая стилизация, понравилась :) спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: kouzdra
2009-04-14 10:57 pm
Я практически ничего не читал в этом жанре, так что если кто-то разбирающийся посоветует самые гениальные книги или интересные сетевые источники, буду рад.

"Янки" все-таки видимо одна из самых гениальных книг в этом жанре. Там дело не в хохмах - там янки (alter ego Артура, на самом деле как очевидно вполне) пытается переустроить мир - а в результате мир, который он пытается переустроить переустраивает самого янки. И в этот самый момент он и погибает.

Еще концовка жутко мрачна - особенно если ее соотнести с легендой об короле, который спит в пещере и ждет времени, чтобы проснуться и спасти Англию - просыпается он только для того, чтобы запутавшись во времени окончательно, умереть.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: arhiloh
2009-04-14 11:48 pm

+1, высоко котирую

Хотя считается юмористической, но вообще довольно грустная штуковина.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nnikif
2009-04-14 10:58 pm
Есть еще известный роман Муркока Behold the Man про человека, перенесшегося во времена, когда должен быть жить Иисус. Нетрудно догадаться, чем заканчивающийся.

Вообще, думаю, именно в этом ключе и стоило бы думать. Вписаться в общую картину было бы по определению невозможно. Поэтому куда больше смысла имело бы играть на своей инаковости, ее эксплуатировать. Авось получится быть принятым за бога, как у европейцев, открывших Америку.

Шанс проиграть при таком поведении велик, но шанс выиграть хотя бы есть.

Кстати говоря: а разве не достаточно примеров людей, скажем, новой европейской цивилизации, поселявшихся среди диких туземцев? Чем это принципиально отличается от путешествия во времени?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2009-04-14 11:06 pm
про человека, перенесшегося во времена, когда должен быть жить Иисус

Интересно, Илья Варшавский свое "Евангелие от Ильи" (1970) сам придумал, или у Муркока ("Behold the Man", 1966) слямзил.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>