?

Log in

книги: джордж мартин, song of ice and fire - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

книги: джордж мартин, song of ice and fire [июн. 2, 2010|08:34 pm]
Anatoly Vorobey
Дочитал четвертую книгу из серии George R.R. Martin, Song of Ice and Fire (Джордж Мартин, "Песнь льда и пламени"). Как всегда, на подробную рецензию нет времени и сил, но в духе недавней записи о Джине Вульфе, попробую вкратце рассказать.

Итак, Джордж Мартин - американский писатель, который пишет цикл в жанре фентези; написаны пока четыре романа из обещанных семи. Я фентези почти не читаю, потому что когда я пробовал, современное фентези было так ужасно, что вызывало тошноту. Типичным представителем ужасной фентези для меня являются "Хроники Амбера" Желязны; в детстве я их проглотил, но когда попытался перечитать несколько лет назад, то просто не смог. С другой стороны, два примера классического фентези, которое мне нравится: Толкин (хотя я его представляю скорее выходящим за рамки жанра) и первые три романа о Средиземье Ле Гуин.

В последние годы я нахожу много интересного в современной фантастике - зачастую написанной намного лучше, живее и умнее, чем "классика жанра". В фентези мои впечатления были противоположными. Есть одно исключение - несколько лет назад мне очень понравился Jonathan Strange & Mr Norrell Сюзанны Кларк; этот роман многие тоже называли выходящим за рамки жанра (что такое заявление значит и вообще что это за рамки - отдельный разговор). После этого я не раз встречал хвалебные отзывы о цикле Мартина, и вот наконец решил его прочитать.

О чем пишет Мартин? Его вымышленный мир - по духу, укладу жизни, технологии - близок к земному средневековью где-то в районе 14-го века, что для фентези, конечно, вполне обычно. В мире Мартина нет эльфов, гоблинов ипроч., только люди, зато многих рас, культур, стран. У этого мира есть очень тщательно разработанная география, экономика, история. Основное действие происходит на большом континенте под названием Вестерос, но и другие страны и земли тоже играют важную роль. Главные отличия от земного мира: во-первых, в мире Мартина история простирается на тысячи лет в прошлое без серьезных изменений: в нем и пятьсот, и тысячу лет назад были рыцари, феодальное устройство общества, те же религии итд. Во-вторых, в мире Мартина зима и лето длятся долгие годы, и сменяют друг друга непредсказуемо (на этом основано очень многое в книге). В-третьих, в нем есть магия и магические существа; но - и это одно из достоинств книги - они редки и потому эффективны и не дешевы. Сотни страниц, иногда пол-книги могут пройти без всякого упоминания чего-то магического.

Три достоинства этого цикла выделяют его для меня из жанра, который обычно мне так не нравится. Одно я только что упомянул. Второе, и наверное для меня самое важное - очень качественный, дотошный, тщательный world-building, построение мира. В этом, я бы сказал, Мартин достигает мастерства Толкина (и далеко превосходит Ле Гуин). Не пользуясь грубыми инфодампами, через мысли и слова персонажей он передает нам богатую историю Вестероса, его мифологию, подробности и нюансы нескольких религий, множество традиций, суеверий, привычек (и все это разное в разных местах). В те несколько лет, что происходит действие цикла, многие его герои часто вспоминают важные события 20-летней давности или одного-двух предыдущих поколений, и мы видим их описанными с разных точек зрения, пока в конце концов не узнаем их почти так же близко, как то, что разворачивается у нас на глазах. Читая Мартина, действительно вживаешься в его мир.

Третье достоинство, тоже очень важное - психологический и сюжетный реализм. Повествование Мартина устроено следующим образом: 50-60 коротких глав в каждой книге, и каждая глава рассказана с точки зрения какого-то из примерно десятка персонажей. Слов "от автора" нет вообще; зато, прыгая от героя к герою, автор может показать нам какую-то часть сюжета с нескольких точек зрения, или наоборот - прыгнуть к герою в совершенно другом месте и продолжить другую сюжетную линию. Герои действительно разные, у каждого свои убеждения, намерения и мысли (которые мы иногда видим выписанными курсивом), и все они очень "нефентезийные". Нет идеальных рыцарей и картонных злодеев. "Хорошие" герои иногда совершают злые поступки; с "плохими" героями все оказывается не так просто, когда точка зрения смещается.

Сюжетный реализм доведен до особого напряжения. В романах Мартина очевидно "хороший" и "главный" герой может внезапно быть убитым автором, в полном противоречии всем шаблонам. Это случается неоднократно, кстати. А может и выжить. Читая эти книги, действительно не знаешь, что случится на следующей странице, и привычные конвенции жанра совершенно не работают. И дело не только в смерти, это касается всего. Например, если герой, после долгих колебаний, принял важное решение куда-то поехать и что-то сделать, и читатель уже видит в уме, как он туда добирается и как от этого меняется сюжет, то это может так и произойти - а может, он вдруг заболеет и останется дома, или друзья догонят на полпути и отговорят. Сказать, что "все как в жизни", было бы слишком, и немного смешно, но действительно нет той формульности сюжетных линий, которую привык ожидать. Наоборот - есть гигантская сложность, нетривиальная политика, борьба за власть, интриги; вопрос распостранения информации на огромном континенте очень тщательно продуман, и герои часто делают глупости из-за недостатка информации; есть долгие путешествия, денежные проблемы, погодные условия, экзотические страны, чужие языки, и многое многое другое.

Я думаю, в целом ясно, что мне понравилось и я рекомендую. Что при всем при этом не понравилось, что плохо? Пожалуй, язык Мартина не так хорош, как его сюжет и персонажи; в нем немало романтических инверсий ("fair she was, and slender"), которые со временем начинают несколько раздражать, как и слишком назойливая передача некоторых мыслей курсивом. Еще я бы сказал, что некоторые женские персонажи слишком картонны (но не все).

Отдельно надо сказать пару слов о завершении цикла. Мартин написал четыре романа быстро один за другим, но с пятым опаздывает уже на целых пять лет, доводя до отчаяния армию поклонников; он не раз уже обещал, что выйдет в свет тогда-то, но снова и снова эти сроки проходили безрезультатно. Теперь он вообще перестал обещать (кстати, он ведет свой блог в ЖЖ, grrm), но по слухам, к концу этого года должен таки появиться. Я не буду ждать с дрожащими коленками и писать ему умоляющие комменты :), но тем не менее, когда появится, обязательно прочту - я "подсел". Имеющиеся четыре книги все переведены на русский, и изданы в нескольких разных изданиях (как части разных серий) издательством АСТ; как обычно, я ничего не знаю о качестве перевода, предполагаю худшее, и всегда рекомендую читать оригинал, если есть возможность. Первая книга цикла - A Game of Thrones ("Игра престолов"); далее следуют A Clash of Kings ("Битва королей"), A Storm of Swords ("Буря мечей") и A Feast For Crows ("Пир стервятников").

Кажется, вкратце не вышло :)
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: burrru
2010-06-02 05:46 pm
Спасибо! Собирался читать, но не был уверен. Теперь прочитаю.

А из классического фентэзи, конечно же, стоило читать не Желязны или Ле Гуин, а Мэри Стюарт. Ее трилогия великолепна.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rezoner
2010-06-02 05:48 pm
А вкратце получилось вот что: нормально написанные книги (нормально с точки зрения ожиданий от обычной, не фантазийной литературы).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-06-02 09:15 pm
Не только это, но это главное, да.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: mme_n_b
2010-06-02 05:49 pm
How do you feel about Gaiman?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-06-02 05:54 pm
Я очень люблю The Sandman, но книги его до сих пор мне не так нравились, как этот "графический роман". Правда, я прочитал только American Gods и Anansi Boys. Обе поначалу понравились мне по замыслу и идеям, но к середине - по моему личному впечатлению - стали 'провисать', и в итоге после прочтения оказались какие-то довольно... forgettable. Каким-то образом получается у меня, что он их "не вытягивает", но я пожалуй не возьмусь сейчас объяснить, почему и что я под этим имею в виду.

Edited at 2010-06-02 17:56 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: shlema
2010-06-02 05:52 pm
>> С другой стороны, два примера классического фентези, которое мне нравится: Толкин (хотя я его представляю скорее выходящим за рамки жанра)...

Я всегда как-то полагал, что Толкин — основатель жанра фэнтези как такового, то есть, он при всём желании не может выйти за его рамки. Разве не так?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gdt
2010-06-02 06:33 pm
Такое сплошь и рядом. Основная теорема алгебры неалгебраична. "Великий квадрат не имеет углов".
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-06-02 05:56 pm
Перевод хорош хотя бы тем, что в третей книге не начинают величать кого-нибудь Цирцеей вместо Серсеи, например. Мне, не читавшему оригинала, понравилось.

А вот с продолжением облом, это да. Тем больший для тех, кто не ожидает, начиная читать, что написаны только четыре части из семи.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tom_ohawk
2010-06-02 06:03 pm
Анатолий,
может некстати, но тщательностью задумок отличается Дэн Симмонс
до сих пор его Гиперион (и иже с ним продолжения) для меня -
очень значимые книги
http://lib.ru/RAZNOE/simmd001.txt
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-06-02 06:08 pm
Это фантастика, а не фентези :) я не к тому, чтобы заткнуть вам рот, просто для тех, кто не знает.

Симмонс - интересный писатель, качество романов которого, по моему опыту - катастрофически падает от романа к роману в серии. Мне очень понравился "Гиперион"; следующий роман в этой серии был на мой вкус местами очень хорош, а местами так себе; оставшиеся два я вообще не прочитал. В другой его серии, "Илиум" был хорошим, а следующий, "Олимпос" - намного намного хуже.

Из того, что я прочитал, я безоговорочно рекомендую "Гиперион", первый роман цикла.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: shadow_at_night
2010-06-02 06:07 pm
Перевод на русский очень неплох. Я сейчас потихоньку перечитываю в оригинале - серьезных упущений в русском варианте не припомню.
Может, мир обязывает к этой картонности женских персонажей? В тех условиях у женщин не особо возможности выделяться чем-то особенным.
(Ответить) (Thread)
From: carpet_god
2010-06-02 06:15 pm
а почему именно Амбер не пошел во второй раз? Такой себе простой спокойный детективно-фэнтези-фантастика, что не понравилось?

а что-нибудь из Желязны еще?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zhiva_the_mage
2010-06-02 07:03 pm
Если читалось в переводе, а не оригинале, то я вполне понимаю, почему.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: tlkh
2010-06-02 06:26 pm
Как-то вышло, что из прочитанных недавно книг именно фентези мне понравилось больше всего.
Страуд, трилогия про Бартемиуса - легкое чтение, довольно забавно.
Бэккер, трилогия Князь пустоты (с невероятно банальными названиями книг в русском переводе) - тяжелое чтение :). Тщательнейшим образом проработанный мир, о котором читателю практически ничего не рассказывается, раскрывается очень постепенно, к концу первой книги еще мало понятно, что есть что; только потом в голове складываются все куски. Не особенно оригинальный сюжет, зато есть очень яркий персонаж.
Еще из фентези мне нравятся Дяченко - все их романы (даже те, которые не нравятся:)
Еще, помню, показалась неплохой Хобб, про Шута и Убийцу (хотя с оговорками).
Больше (не считая классиков - Гуин и Толкина) особо стоящего фентези не вспоминается.
(Ответить) (Thread)
From: savvich
2010-06-02 06:45 pm
Добавлю, Хобб интересен именно в оригинале а не в переводе.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: natsla
2010-06-02 06:30 pm
Нашла на помойке A Storm of Swords, и аж прочитала довольно большой кусок, which says a lot (не читаю ни СФ, ни фэнтези).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vitus_wagner
2010-06-02 06:38 pm
Прочитав первую часть из четырех я сказал "До чего же круто, на голову выше большей части читанной мной фэнтези, но дальше читать не буду".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nagunak
2010-06-02 06:52 pm
grrm - это тот чувак, который написал недавно о своих проблемах со мед. страховкой?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-06-02 06:53 pm
да.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: white_lee
2010-06-02 07:19 pm
Как обычно в этой связи, порекомендую аудиокниги (на английском). Первые три читает Рой Дотрис, и читает просто блестяще. Четвертую читает какой-то другой мужик и читает необыкновенно плохо, на мой взгляд :).

Авва, насчет событый двух-трех прошлых поколений - у него есть еще серия коротких повестей (или длинных рассказов?), которые происходят в том-же мире за пару сотен лет до этой эпохи, и там иногда мелькают все эти легендарные персонажи. Очень помогает прочувствовать мир. Но там все довольно простенько, без всяких хитросплетений, обычные апокрифы, только авторские :) Tales of Dunk and Egg.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-06-02 08:35 pm
Да, я в курсе, Р. уже прочитала эти повести, а я чуток отдохну от него, и может к концу месяца прочту :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rumata
2010-06-02 07:22 pm
Читать очень стоит. По-английски. Кроме наскучивших avva инверсий и курсивов, в тексте очень много поистине хороших языковых приемов, придуманный оригинальный фольклор, просторечия, термины и названия, с которыми перевод справился плохо даже там, где было можно.
Если подумать, то "через мысли и слова персонажей он передает нам богатую историю Вестероса, его мифологию, подробности и нюансы нескольких религий, множество традиций, суеверий, привычек (и все это разное в разных местах)" никак не получится плохим языком.
Я уже не говорю, что в русском переводе не встретятся такие прекрасные инвективы короля-пьянчуги, как "Это чудо без хуя Варис" и "Она стережет свою пизду, словно в ней таятся все сокровища Кастерли-Рока".
Я тоже не фанат фентези, но этот цикл попадает в разряд хорошей литературы, лишь сохраняя внешнюю жанровую форму. Большинство героев, от имени которых ведется повествование, растут и усложняются с течением времени. Дети - тем более.
И да, согласен еще вот с чем. Лажа в виде банальных ходов там просто отсутствует, повествование, наоборот, местами даже натуралистичное и нарочито неромантическое.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: localghost
2010-06-02 07:26 pm
Анатолий, а Сапковского вы читали? Спрашиваю потому, что его "классический" "Ведьмак" мне не очень понравился, а вот последние три книги саги о Рейневане как-то очень пришлись. И если вам таки не пришлись по вкусу первые, я бы предположил, что стоит рискнуть и хотя бы "Башню шутов" попробовать.

Вспомнил, что от "Хроник Амбера" я тоже был совсем не в восторге, хотя, вроде бы, на волне прочитал все десять, на первом курсе.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zigmar
2010-06-02 07:39 pm
Ведьмак тоже по-моему подпадает под редкий случай фэнтезятины, которую можно читать, но по-моему только первые пару книг...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ubaldus
2010-06-02 07:42 pm

Ice and Fire maps

http://other-in-law.deviantart.com/gallery/?5043489#maps

недавно нашел - прекрасная работа, плюс там есть карта всего мира, а не только Вестероса.

Думаю, серию Мартин не закончит, хотя пятая книга в 2011м-2012м скорее всего выйдет, но это наверное все.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-06-02 08:34 pm

Re: Ice and Fire maps

Красивые, спасибо! Насколько я понимаю, другие континенты неканоничны? Но очень мило в любом случае.

Почему думаете, что не закончит? Я как раз не вижу причин для пессимизма, скорее мне кажется, что он не уложится в 7 книг просто, а растянет скажем на десять.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: zigmar
2010-06-02 07:43 pm
Мне книги GRRM тоже понравились, кроме одного момента - маниакального пристрастия к именам. У не сплошь и рядом случается, что даже персонажи появляющиеся в единственном месте на двух страницах, названы по именам и фамилиям. У меня и по-жизни то не очень с именами, а читая GRRM у меня просто голова пухла от попыток разобраться и запомнить сотни имен из текста.

Edited at 2010-06-02 19:43 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mezeh
2010-06-02 09:05 pm
Около 2000.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: djuffin
2010-06-02 07:44 pm
Как вы считаете такие вещи как "broke his fast" и "took his leave" там употребляются к месту?
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: dimrub
2010-06-02 08:15 pm
По поводу аналогии с землей 14-го века: я бы даже сказал конкретней, множество аналогий с историей Англии. Роберт - это Ричард Львиное Сердце (и тогда Нэд - видимо, Айвенго?) Ланистеры (которые не случайно, видимо, созвучны со словом sinister) - это, скажем, принц Джон и его приближенные, Стена - это адрианов вал, а основатель династии Таргариенов (забыл имя) - это, видимо, Вильгельм Завоеватель.
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: vladimirgin
2010-06-02 08:17 pm
Опаздывает на 5 лет? :) Раньше меня это раздражало - пока я не подсел на сериал "Война с Хторром" Герролда. Между книгами 1-4 разница была в пару лет, а 5-ую книгу фаны ждут уже 17 (семнадцать) лет. Вроде как автор официально пообещал в 2011 выпустить.

Кстати, эта серия возможно и вам будет небезынтересна - это самое необычное и оригинальное произведение на тему "вторжение инопланетян на Землю". Герролду удалось написать это настолько нетривиально, что просто завораживает. В книге есть то, что вам нравится - необычный и тщательно разработанный мир и экология, сложные характеры.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vladekk
2010-06-02 08:18 pm
Да, всё верно, но вот магического хорошо бы всё же чуток больше, имхо.
Мои впечатления, если кто такой фанат, что читает все впечатления подряд.

http://izvne.com/post/Kniga-e2809cPesn-Lda-i-Plamenie2809d-2010-04-17-11-44-07.aspx
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mratner
2010-06-02 09:09 pm
А я вот недавно подсел на Guy Gavriel Kay, он оказывается в свое время помогал Christopher'у собирать Silmarillion, а потом сам стал писать. Fionavar Tapestry, Tigana - очень сильные вещи, ИМХО, Ysabel слабее, остальные пока еще не читал... У него замечательный совершенно язык и общее качество кажется выше, чем у Мартина.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gholam
2010-06-02 09:16 pm
В ожидании пятого тома можно почитать Tales of Dunk and Egg. Тот же сеттинг, но на сотню лет раньше. Мартин пока написал три штуки, грозится довести до девяти.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: arpad
2010-06-03 01:55 am
А "prequel" - выходившую в различных сборниках cерию из трех рассказов предшествующую событиям основной серии ты читал?

The Hedge Knight
The Sworn Sword
The Mystery Knight

Если нет - дай мне свой майл я тебе кину в pdf.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mezeh
2010-06-03 04:56 am
Что наконец добыл последний рассказ? Кинь мне тоже.
(Ответить) (Parent) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>