?

Log in

No account? Create an account
стаи вранов - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

стаи вранов [июл. 12, 2010|12:48 am]
Anatoly Vorobey
Прекрасный отрывок из поэмы "Петр Великий" С.А.Шихматова, князя, поэта и иеромонаха.

От диких стран, зиме подвластных,
Плодоносящих камни, льды,
Приятствам жизни непричастных,
На россов двинулись беды.
Вандалы, готы кровоядны,
. . . . . . . . . . . . . . . .
Воскресли в правнуках своих;
Так с воплем стаи вранов хищных
. . . . . . . . . . . . . . . .
Летят от скал своих беспищных
На поле сытное битвы.
Да, не спорю, бедЫ, битвЫ и беспищные скалы прекрасны, но стаи вранов, о стаи вранов! - это то, что по праву съело мой мозг.

Это, кстати, из очень хвалебной рецензии Кюхельбекера. А началось все с того, что я пытался найти текст поэмы "Борис Ульин" Александра Карамзина (сына более знаменитого Карамзина), а нашел лишь один отрывок, тоже хороший, тоже из рецензии:
Замолкли птицы; стаи вранов
Одни лишь носятся; их крик
Унынье на серда наводит;
И кто им вздумает внимать,
Не в силах будет разгадать,
Что их в движение приводит,
О чем толкуют в вышине:
Иль плачут над умершим летом?
Иль диким каркают приветом
Суровой, северной зиме?

Но тут же, впрочем, семейное - поискав еще немного вранов в русской поэзии, я нашел стихотворение Карамзина-старшего "Кладбище" (1792): "Там обитают черные враны // Алчные птицы; хищные звери // С ревом копают в земле".

P.S. Прошу не воспринимать слишком всерьез эту цитатную запись. Просто мне, лично, с высот (гхм) современного русского языка враны звучат очень забавно, вот и радуюсь находкам. Но в целом мне ясно, что это слово было нормальной литературной альтернативой "ворону" какое-то время. По сайту русского корпуса можно проследить это в поэзии, например. Одно из последних "серьезных" использований врана встречается у раннего Некрасова в 1840-х (после него - главным образом в пересказах "Слова о полку Игореве", т.е. сознательные архаизмы); вот, например, из романа "Три страны света" (1848) - очень может быть, что тоже уже ироническое употребление:

Когда с тобой - нет меры счастью,
Вдали - несчастен и убит!
И, словно волк голодной пастью,
Тоска пожрать меня грозит!
Куда не обращаю взоры -
Долины, облака и горы -
Всё говорит: "Люби! люби!"
Во цвете лет - не погуби!
Не наноси смертельной раны,
Не откажи моей мольбе...
Пусть лучше растерзают враны
И сердце принесут к тебе!..
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: ygam
2010-07-11 09:51 pm
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: status_constr
2010-07-11 10:02 pm
у меня было подробное обсуждение как раз год назад. НачИная, правда, на с врана, а с мраза.

глад, вран, mraz, прах... а вот почему нет шпата и шраха?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2010-07-11 10:53 pm
Шпата сколько угодно - вон, полевой.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: status_constr
2010-07-12 08:57 am
нееееет, шпат должен быть едва слышный, страстный, на ушко этой, как, бишь, ее шахматовы называли... красной девке

ну а уж потом - тихЫй шрах в спешке снимаемых... или не потом, а птам?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: erez
2010-07-12 09:12 pm
А врабей есть?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: status_constr
2010-07-13 12:01 am

Разумеется.

На тех языках, от которых есть пошел церковнославянский - есть. Vrabec, например.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2010-07-11 09:53 pm
Элефанты, и леонты, и лесные сраки
Собираются на монты, совершают браки.

Edited at 2010-07-11 21:54 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-07-11 09:56 pm
Да, об этом была прекрасная статья Успенского:
http://magazines.russ.ru/nz/1999/4/uspensk.html
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2010-07-11 10:59 pm
Да, с тех пор человечество делится на тех, кто знал эти строки всегда; тех, кто не слышал их никогда; и тех, кто узнал о них из его статьи. Я принадлежу к последним.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stas
2010-07-12 05:11 am
Я про срак знал, а про статью, им посвящённую - нет. Иду читать.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edricson
2010-07-12 06:35 am
Есть еще люди, которые об этом узнают от Успенского, но на лекциях, а не из статьи :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: status_constr
2010-07-12 08:58 am
полноте, да люди ли это ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_mucius
2010-07-11 10:07 pm
На поле сытное битвы.

Опечатка. Читать - "ботвы".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: drfinger
2010-07-11 10:11 pm
Неполногласные формы характерны для церковнославянского, а во времена "князя, поэта и иеромонаха" его позиции были еще очень сильны. Думаю, тогда, "стаи вранов" воспринимались вполне нормально.

Кстати, семейство врановых в современной орнитологии у вас отторжения не вызывает?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-07-11 10:34 pm
Я и не знал о семействе; или знал и забыл. Но это термин, особь статья.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drfinger
2010-07-12 02:33 am
Ну, положим, поэзия -- еще более особь. Эти поэты ради красного словца не пожалеют и отца. :)

Да, а еще у Жуковского, помнится, было, Василь Андреича:

Черный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2010-07-12 06:36 am
Кстати, семейство "вороновыми" тоже зовется. Я как-то еще ребенком пытался убедить сотрудника зоопарка, что на табличке надо бы исправить на "врановые", но он меня срезал, найдя в томе зоологической энциклопедии полногласный вариант.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drfinger
2010-07-12 12:26 pm
Хороший сотрудник попался. Мог бы просто подальше послать, как, наверно, большинство бы и поступило. :)

Да, я про вороновых тоже сейчас увидел, но в школе меня учили, что они врановые.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2010-07-12 12:36 pm
Ну, сотрудник был научный, а не уборщик за зверьми :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oryx_and_crake
2010-07-11 10:14 pm
На стогнах там валялось много крав,
Кои лежали, ноги кверху вздрав.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alerud
2010-07-11 10:18 pm

слово и сейчас живо

Точнее, живо прилагательное: врановые.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2010-07-11 10:22 pm
В начале двадцатого века со словесами игрались разные хорошие поэты. У них, вероятно, встречается. У Цветаевой где-то было.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: seminarist
2010-07-11 11:23 pm
А мне князевы стихи очень понравились. Выразительно, образно, энергично, нет лишних слов.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: russ_dilettante
2010-07-12 05:36 am
Враны меня нисколько не смущают, а вот "тучны кравы" Державина когда-то веселили.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: seminarist
2010-07-12 06:02 am

Что же касается вранов, то исчерпал тему

несколько лет назад некто, писавший под псевдонимом "Фаддей Венедиктович":

Родного дма ступив за праг,
Что вижу я? Над нашим блатом
Браздит простор коварный враг,
Сынов Аплана бья булатом.

Дохнёт - и млеко станет твраг,
Посмотрит - съёжишься от мраза.
О, сколь наш дух ему не драг!
О, сколь его поносна фраза!

Над нашим блатом стон и плач:
Ужель вовеки быть тирану?
Тесней ряды, поэтов свлачь!
Картечью пли! Крепи обрану!

Шишков, ты храбрый адмирал,
Но, сдав на гауптвахту лиру,
Нимало чести не придал
Перу своея, ни мундиру.

отсюда

Хотел бы я знать, кто это и где он сейчас.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: status_constr
2010-07-12 09:05 am

Обраноспсабность!

Превсхадное стихтварнье. Спасибо.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2010-07-12 09:24 am

Re: Что же касается вранов, то исчерпал тему

Прекрасно, спасибо :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_i_z
2010-07-12 04:16 pm

Re: Что же касается вранов, то исчерпал тему

А Вы сюда загляните. Он сюда наведывается порой...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: seminarist
2010-07-12 04:23 pm

Re: Что же касается вранов, то исчерпал тему

Неужели у него нет ЖЖ?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: mr_rm
2010-07-12 04:20 pm

Re: Что же касается вранов, то исчерпал тему

Дальше тему развивает строка

Браздит простор коварный враг

Здесь "враг" - современное, а полное "ворог" - наоборот, архаичное.

Ну, и конечно же вспоминается известное каждому:

Бразды пушистые взрывая...

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: papa_fittich
2010-07-12 06:40 am
"Москва представит вам героев
И храбры росские полки;
Несчетны тьмы противных воев
От сильной пали их руки.

Н.Н. Поповский" -

- такую красоту расклеивали в московском метро в 2002-м.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: slapsh
2010-07-12 06:50 am
Черт-черт-черт! :-) Пока читал пост, думал что "враны" это "вараны". Еще подумал: "А что, нормальное такое слово". Потом осознал, что это "вороны" :-))) Отлично!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: jumbl
2010-07-12 07:14 am
Да ладно. Использовали сто раз.

И снится мне обрыв с кручи горной
Где сидит, глаза прикрыв, старый ворон чёрный
Старый ворон, чёрный вран. Всё он ждёт, зевая,
Пока вытечет из ран кровь моя живая.

http://www.bards.ru/archives/part.php?id=22841
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_i_z
2010-07-12 04:17 pm

Самойлов

Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.

И понял я, что в мире нет
Затертых слов или явлений.
Их существо до самых недр
Взрывает потрясенный гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_i_z
2010-07-12 04:18 pm

Re: Самойлов

Но вран жив! Вот, например... :-)
(Ответить) (Parent) (Thread)