?

Log in

научпоп, ссылки - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

научпоп, ссылки [янв. 13, 2011|03:18 pm]
Anatoly Vorobey
1. Терри Тао рассказывает (англ.), отчего бывают приливы, и почему некорректно и наивно сказать, что просто-напросто Луна притягивает воду. Насколько я понимаю, его объяснение тоже приблизительно и на самом деле все еще сильно сложнее (об этом можно прочитать в Википедии и других местах), но все же действие основного фактора он описывает, и очень понятным языком.

2. Подробное введение в когнитивную науку (англ.) в одной блог-записи. Написано вроде бы толково и интересно. Если среди моих читателей есть специалисты в этой науке, я был бы благодарен за мнение о качестве и толковости этого текста.

3. Опрос нескольких ученых, ведущих ЖЖ, о том, чего нам стоит ждать от следующего десятилетия. Есть несколько интересных замечаний.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: serendipitous_t
2011-01-13 01:38 pm
я согласен с тем, что это толково и интересно, но осносвное содержание взято из периода до начала 1990-х годов. Он не отражает (точнее лишь слегка упоминает) то главное изменение, которое произошло в когнитивных науках: использование большого количества данных и достаточно эффективных алгоритмов машинного обучения. Статьи конференции Cognitive Science за прошлые годы похоже найти нельзя, но в лингвистике они есть. Если сравнить темы ACL 90-го года с темами 2010:
http://aclweb.org/anthology-new/P/P90/
http://aclweb.org/anthology-new/P/P10/
в 90-м большая часть была про SHRDLU-подобные подходы. в 2010 их просто не осталось.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: migmit
2011-01-13 02:25 pm
Если я правильно понимаю, рассказ Тао сводится к фразе "Луна притягивает воду на ближайшей к ней стороне сильнее, чем Землю, а воду на дальней стороне - слабее, чем Землю", которая, как мне казалось, является common knowledge.
(Ответить) (Thread)
From: dmpogo
2011-01-13 03:37 pm
А как с боков ? :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-13 09:25 pm
приливные силы прямо под луной и в противоположной точке направлены вверх от центра земли (к луне и от луны)

приливные силы с боков направлены вниз к центру земли, перпендикулярно к направлению на луну. а не равны нулю, как можно было бы ожидать
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: dmpogo
2011-01-13 09:32 pm
Да я знаю про квадрупольную природу приливных сил :) Так, шутил в рамках обсуждаемого объяснения
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-13 04:09 pm
да, восхищение автора непонятно
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-13 06:17 pm
Это даже не неверно. Если вместо Земли имеется одна большая капля воды, какая у нее будет форма и почему?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-13 08:59 pm
please disregard the above
что-то я не о том думал, когда писал
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mopexod
2011-01-13 05:58 pm
Интересно, а сможет ли он столь же просто описать то, что фаза прилива отличается от положения Луны на примерно Pi/2? То есть, когда Луна в зените или надире, то прилив ближе к минимуму, чем к максимуму.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-13 06:52 pm
Откуда дровишки? Викип--ия говорит о сдвиге на два часа.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mopexod
2011-01-13 07:09 pm
Из курса механики в институте. Сдвиг выходил близко к 6 часам в середине океана.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-13 08:02 pm
Да, похоже, вики врет (или реальное поведение сильно отлично от модели).

Нет, просто описать не выйдет. Кажется, для этого надо понять период собственных колебаний океана.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mopexod
2011-01-13 08:23 pm
Точно! Период найти относительно просто из средней глубины океана. По крайней мере, это было просто в институте :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mopexod
2011-01-13 08:24 pm
А, и вики говорит про два часа в определенном прибрежном месте. У берегов все сильно отличается от середины океана.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ztarlitz
2011-01-13 07:29 pm
про луну и приливы у Фейнмана в корнеллских лекциях очень подробно все рассказывается.
http://ztarlitz.livejournal.com/31281.html
Где-то в середине первой лекции.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rrrr
2011-01-14 03:53 am
http://commonsenseatheism.com/?p=13607
Здесь все правильно, но это не "подробное введение" а синопсис для чайников. О Павлове человек не упоминает, идеи Чомского припоминает те, от которых автор уже 30 лет как отказался. В общем, я бы назвал эту статью курсовой работой из 2000 года.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-15 12:45 pm
Спасибо - гораздо интереснее
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-15 12:41 pm
3. Очень неравномерная подборка в биологии. У Кунина - полтысячи публикаций - у остальных 10-20-40.
(Ответить) (Thread)