?

Log in

No account? Create an account
хочу все знать: служба - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

хочу все знать: служба [окт. 7, 2011|04:46 pm]
Anatoly Vorobey
В книгах 1930-х годов все еще говорят, я заметил, "идти на службу" и "служить" там, где для меня было бы естественным сказать "идти на работу" и "работать".

По этому поводу у меня есть вопросы:

1. Когда это изменилось? Когда "работа" стала самым общим и нейтральным наименованием любого вида... гм... работы, а "идти на службу" стало звучать архаично или шутливо?

2. До этого изменения - что именно называлось службой, а что работой? Ведь рабочий на завод ходил на "на службу", а на работу, мне кажется. Я правильно, что "служба" примерно соответствовала сегодняшней "офисной работе", или нет?
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: avva
2011-10-07 02:57 pm
Нет. Оттенок "обязанности" это слово приобрело именно потому, что потеряло общее значение работы: служба в учреждении сменилась работой, а служба в армии продолжала называться так же.

«Сегодня около половины двенадцатого Лиходеев говорил мною телефону Москве, точка. После этого на службу не явился и разыскать его телефонам не можем, точка. Почерк подтверждаю, точка. Меры наблюдения указанным артистом принимаю. Финдиректор Римский»
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: vba_
2011-10-07 02:53 pm
Смешно, я буквально час назад об этом думал. Моя матушка почти никогда не говорит "когда тебе на работу", всегда "на службу".

Мне кажется, что в прежних смыслах под "службой" понималось все виды госработ, кроме "ручной работы". Не обязательно офис. У службы твердый оклад, у работы - совсем не обязательно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: melkin
2011-10-07 02:59 pm
а я пару дней назад размышлял :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: sergepolar
2011-10-07 02:54 pm
Мне казалось, что работа по найму - это служба.
Профессор и балерина - служили. Привратник - служил.
Кухарка и горничная - служили.
Ямщиком на почте - служил.

Исключая фабричных рабочих, крестьян и тп.
(Ответить) (Thread)
From: silentvoice07
2011-10-07 02:56 pm
Долго было разделение на рабочих и служащих.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kalvado
2011-10-07 03:06 pm
Я вот тоже подумал. Только почему было? Разделение на рабочих у станка и служащих в офисе по-моему стало только жестче.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alh__
2011-10-07 02:57 pm
В 30-е было очень много военизированных организаций, массово внедрялась разного рода форма, в частности на ж/д, в учебных заведениях и т.п.

Все вместе, насколько я понимаю, очень расширяло понятие "службы". Оттуда и пошло.

Но не уверен, так как исследований не проводил.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: angerona
2011-10-07 03:07 pm
"Служить я рад, прислуживаться тошно!"

Грибоедов, "Горе от ума"
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: nec_p1us_u1tra
2011-10-07 02:58 pm
"рабочие и служащие". Звучит знакомо, да? Вот по ним, думаю, и граница.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lesya
2011-10-07 02:58 pm
Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу", 1964:

- Так. Повторите телефонограмму.
Я повторил.
- Правильно. Передала Онучкина. Кто принял?
- Привалов.
- С приветом, Привалов! Давно служишь?
- Собачки служат, - сердито сказал я. - Я работаю.
- Ну-ну, работай. На слете встретимся.

Могу предположить, что в 64-м это уже звучало архаично (и/или шутливо).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2011-10-07 03:33 pm
Точно, спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgulis
2011-10-07 02:58 pm
У Даля "Служить где, чем, при чем, быть, состоять на государственной, либо общественой службе, при должности, занимать место с известными обязанностями". То есть, насколько я понимаю, "служить" означает иметь поименованную должность. Поэтому, мне кажется, и на заводе можно было служить мастеровым, смотрителем, управляющим, то есть тем, кто в случае ухода оставит место, на которое будет нанят другой человек; аналогично, можно было служить священником, врачом, надзирателем и т.п., хотя, конечно, такая работа далека от офисной.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: r_l
2011-10-07 02:59 pm
Помните у Стругацких - там именно что отмечена точка столкновения бытования старого и нового словоупотребления?
Кажется, "работать" относилось прежде к физическому труду.
Интересно у Гайдара: "Служил полотером, работал грузчиком и собачником, а в дни революции одним из первых ушел в славную Таманскую армию".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: morgulis
2011-10-07 03:58 pm
Кажется, "работать" относилось прежде к физическому труду.

"Даль рассказывал о последних минутах Пушкина нашего. За три дня до смерти он сказал: «Я только что перебесился, я буду еще много работать»" (Погодин)

Видимо, говоря "работать", а не "писать", Пушкин имел в виду некое возвышенное состояние, "совершать труд", выше обыденной занятости.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: karakal
2011-10-07 03:11 pm
Уже отметили.

Могу добавить, что "служащие" в официальных анкетах меня всегда ставили в тупик (т.е. с 1983 года, когда мне стало нужно их периодически заполнять). Контекст - "из кого, мол, родители?"

Причем, в последний (на настоящий момент) раз сталкивался с этим сравнительно недавно. Может, когда заполнял форму на загранпаспорт? Не помню точно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tacente
2011-10-07 03:25 pm
А по корпусу смотрели?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2011-10-07 08:20 pm
Нет. Боюсь, что нелегко будет найти точку перелома по нему (потому что оба слова частоупотребимы и до, и после).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tobotras
2011-10-07 03:27 pm
В театре и в армии до сих пор служат. В остальных местах, вроде, все работают.
(Ответить) (Thread)
From: asper
2011-10-08 01:36 am
Служат в театре? Да ладно?
Никогда такого не слышал.

Интересно, что в милиции, например, еще дядя Степа служил, а сейчас в основном говорят "работаю в милиции".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: white_lee
2011-10-07 03:27 pm
При этом слово "сослуживец" до сих пор означает коллегу по работе, необязательно по армии.
(Ответить) (Thread)
From: natsla
2011-10-07 03:30 pm
слово "получка" вот тоже )
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: progulki
2011-10-07 03:41 pm
или жалование!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: neuraum
2011-10-07 03:36 pm
По первому вопросу... У Вас на службе как-то разработали классную штуку: http://books.google.com/ngrams/graph?content=%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B9&year_start=1900&year_end=2008&corpus=12&smoothing=3

Интересен рост частоты употребления в постсоветское время. Я бы это связал с нарожднием чиновничества как отдельной сферы на рынке труда.
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>