?

Log in

No account? Create an account
культурная среда, "оправдание эмиграции" - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

культурная среда, "оправдание эмиграции" [фев. 15, 2002|11:05 pm]
Anatoly Vorobey
Пресловутое расплывчатое понятие "культурной среды". Что это? - книжные магазины, сносное образование хотя бы у какой-то прослойки населения, газеты и журналы, поэтические кружки, организованные чтения, тусовки на квартирах, критика, некое минимальное количество читателей с хорошим вкусом, возможность впитывать культуру и литературу других стран, возможность общения за пределами личного мирка, культура слова вообще, в более общем смысле, традиции литературных форм и содержаний и их непрерывность - или прерывность.

Гении не вырастают сами по себе, в полном одиночестве - за редкими исключениями вроде Эмили Дикинсон. Хорошая литература почти никогда не возникает на пустом месте.

Может быть, это - то, чего не хватает в Израиле? При миллионной общине нет именно этой культурной среды? Да, есть что-то, что называется газетами и журналами, но об этом см. предыдущую запись. А из другого того, что есть - отдельных встреч/презентаций/чтений и т.п. - всего этого не просто мало, всё это не просто ужасно низкого качества - оно ещё и замкнуто в себе. Оно практически не питается свежей кровью. Молодые авторы в русскоязычном Израиле за редчайшими исключениями поэтами не являются, они стоят на уровне каэспэ. Да их и мало очень - любого вида.

Сколько человек нужно в нации, в столице, в обществе, чтобы породить гениального - или хорошего - поэта? Сколько человек нужно, и что ещё нужно?

Мне вспоминается иногда, что население Лондона во время жизни Шекспира было примерно двести тысяч человек. А население всей Англии - пять миллионов (примерно как сегодняшнего Израиля, к слову). Сколько из этих двухсот тысяч умели читать и писать? (чтобы присутствовать на представлениях труппы Шекспира, читать не надо уметь, да; но ведь были не только драматурги, был, например, и Джон Донн). А была ли у Англии того времени какая-то особенная давняя и глубокая поэтическая традиция? Да нет на самом деле - после двухсот лет почти полного застоя — внезапный бурный расцвет конца 16-го - начала 17-го веков: Спенсер, метафизики, Шекспир, Бен Джонсон и ещё десятки менее знаменитых, но очень талантливых авторов.

Значит, количество людей не так важно. Важно что-то другое.

Ещё я часто вспоминаю слова Берберовой о том, что Набоков явился оправданием всей эмиграции.

Я не думаю, что "русская" эмиграция в Израиль должна породить автора набоковского уровня, чтобы себя "оправдать" - да я и не считаю, что она должна себя как-то оправдывать, это не более чем красивая метафора.

Я и не верю, что нам светит здесь свой Набоков.

Почему ж меня так колбасит?
СсылкаОтветить

Comments:
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: avva
2002-02-15 01:41 pm

Объясняю: мне неприятно глупое ёрничество.
Занимайтесь этим в других дневниках, пожалуйста.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
, - (Анонимно) Развернуть
[User Picture]From: gong
2002-02-15 01:26 pm

приведи примеры двухсотлетнего застоя

В Англии.

Ярких представителей по сторонам "застоя".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-02-15 01:29 pm

Re: приведи примеры двухсотлетнего застоя

Ну, в английской поэзии после Чосера и до последней трети 16-го века примерно.
Это не значит, что там не было поэзии, конечно, была куча. Даже прослеживается в ней Чосерианское влияние. Но по большей части она была тупиковой и неинтересной. Так называемый Drab age, хотя это неполиткорректно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cmm
2002-02-15 01:28 pm

надо же, как перекликается. вот с этим.

особенно последняя главка, под названием Good Design Happens in Chunks.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: allergen
2002-02-15 01:57 pm

Нота протеста

^^ Молодые авторы в русскоязычном Израиле за редчайшими исключениями поэтами не являются, они стоят на уровне каэспэ.

Мне, дорогому, кажется, что подобные утверждения в отношении суверенного государства, в котором проживаю и творю я, дорогой, являются по меньшей мере хорошо продуманной провокацией.


(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-02-15 02:03 pm

Re: Нота протеста

Дорогой Аллерген,

А против чего Вы, собственно, протестуете? Есть очень много молодых авторов, которые лучше каэспэ, или, наоборот, каэспэ это и есть лучшая поэзия?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: ex_prickly900
2002-02-15 02:28 pm

Дорогой avva!

Мне кажется, что вас "колбасит" от того, что вы что-то не то съели. И смысл жизни не там ищете.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-02-15 02:32 pm

Re: Дорогой avva!

Да не ищу я там смысл жизни, на самом деле.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: motya
2002-02-15 03:21 pm
Я плохо разбираюсь в современной русской поэзии, но скажи мне, Толик, а в России-то есть сейчас кто-либо Достойный ? Или лучше не так - ты уверен, что именно эмиграция виновата ?

Ведь сам же утверждаешь, что в литературе есть подъемы и спады, так почему бы не объяснить этот спад тем, что просто пришло его время ?

Вероятно, ты хочешь сказать, что без соответствующей питательной среды следующий подъем не наступит ? Но, опять же, эмиграция-ли виновата в ее отсутсвии ?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-02-17 09:35 pm
Извини, что так долго не отвечал. Достойные в России, мне кажется, есть. И немало. Не так уж и много, с другой стороны. Но есть. И немало ;)

И среди них есть гениальные, тоже нетривиальное число.

А в Израиле я достойных, мне известных, могу наверное на пальцах рук посчитать, а гениальных ... хмм... вообще ни одного не могу назвать? На всякий случай ещё раз повторю, что это моё личное мнение, что я не всех знаю, что считаю по гамбургскому счёту и т.п.


Вероятно, ты хочешь сказать, что без соответствующей питательной среды следующий подъем не наступит ? Но, опять же, эмиграция-ли виновата в ее отсутсвии ?

Некая питательная среда в России есть. Не знаю как в глубинке, но в столицах точно.
В Израиле, несмотря на миллионное население, проживающее очень компактно, её нет. Это ужасно. Как это изменить, и можно ли, не знаю.

Несуществующая качественная русская культура/литература в Израиле сейчас теряет то поколение эмигрантов, к-е заканчивает школу и идёт в армию/универ. У той малой толики из них, что не потеряли русский язык и интерес к словесности, нет практически ничего в их среде, что могло бы этот интерес поддержать.


(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: zyxelisback
2002-02-15 03:56 pm

Таланты ходят стаями

Не знаю откуда. Фразочка была очень популярна в 60е.

Без стаи, секты, структуры, ложи не растет.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: allergen
2002-02-15 04:02 pm

Re: Таланты ходят стаями

Таланты, дорогие, ходят по одиночке.
Таланты провозглашаются стаями :Ж)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: elina_w
2002-02-15 04:53 pm
Со стороны кажется: за 10 лет много перемен к лучшему. Неужели не?

Печально.

Но... Что бы ТЕБЕ не стать оправданием этой эмиграции? Я совершенно серьезна.
(Ответить) (Thread)
From: natsla
2002-02-15 05:11 pm
Согласна.
Тем более, что по крайней мере на уровне ЖЖ это уже так и есть.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: nihuyator
2002-02-15 06:25 pm
Объясните мне, старому, больному и глупому, зачем оправдывать иммиграцию?
И зачем оправдываться?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-02-15 06:51 pm

Re:

Незачем. Это метафора. См. в конце записи, где я говорю это открытым текстом.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vyastik
2002-02-15 11:26 pm
Все же, Анатолий, признаете Эфраима Севелу крупным писателем?
Не говорю "великим"; впрочем, за возможным исключением Эдуарда Лимонова, великих русских писателей сегодня вообще нет.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-02-17 09:40 pm
Да Севела уже хрен знает сколько лет не живёт в Израиле. Около 10 или больше. Признаю или нет? - да нет, не очень. То, что читал (хотя очень мало), показалось вторичным и неинтересным.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: toshick
2002-02-16 05:31 am
Всплески продуктивности письменной культуры почему-то всегда связаны с общественными катаклизмами. В обществе действительно копится какая-то энергия, которой питаются и поэты, и революционеры, и первооткрыватели ? Не знаю.

Но уверен в одном - распад СССР таким катаклизмом не был. Ничего в советском обществе не накопилось, оно просто сдохло. http://www.livejournal.com/talkread.bml?journal=toshick&itemid=69977




(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-02-17 09:43 pm
Насчёт подыхания советской империи согласен.

Насчёт внутренней энергии - в последнее время мне всё меньше и меньше нравится эта метафора. Я не уверен, что она вообще что-то объясняет, а не просто завешивает красивой поволокой.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)