?

Log in

мимоходом - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

мимоходом [фев. 9, 2012|02:35 pm]
Anatoly Vorobey
В "Войне и мире" часто радует глаз ирония, к которой автор не привлекает особого внимания, не упирает, а просто как бы походя:
"Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все-таки выздоровел."
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: r_l
2012-02-09 12:43 pm
Это - топос, очень почтенный (думаю, на всех европейских языках поиск по ключевым словам вроде "несмотря усилия врачей выжил" покажет и укороненность в традиции, и широту современного бытования).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-02-09 12:54 pm
Ага. Мне просто кажется, что кто-то другой обособил бы это, привлек внимание, подчеркнул. А так лучше.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: olegstepanov
2012-02-09 01:22 pm
К тому моменту эта тема уже была разобрана при описании болезни Наташи после неудачного похищения Анатолем Курагиным. Так что тут вполне можно было обойтись тонким напоминанием.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukh
2012-02-09 12:46 pm
Толстой лишен чувства юмора. Он это серьезно говорит. Он считал врачей посланцами Сатаны, а возможность выздоровления волей Бога. То есть, пловец, несмотря на холодную воду и сильное волнение, выплыл. Примерно так.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: r_l
2012-02-09 12:48 pm
Толстой не лишен чувства юмора.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2012-02-09 01:10 pm
Толстой не лишен чувства юмора, как и способности писать тексты, не наводящие зевоту - к сожалению, обоими этими качествами он был наделен в степени, оставлявшей желать большего. Но насчет врачей в этом пассаже он действительно не шутит.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: r_l
2012-02-09 03:53 pm
Друг мой, Вы будете последним человеком, с которым я стану говорить о Толстом!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2012-02-09 04:01 pm
Не очень-то и хотелось!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukh
2012-02-09 01:35 pm
Правда? Математика бесконечно малых величин, согласно которой и автор книги Иова, в общем-то, если разобраться, в душе приколист?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: r_l
2012-02-09 03:59 pm
— Вот изволите видеть, как вышли мы утром, главнокомандующий и говорит мне: «Крафт! возьми эти завалы». Знаете, наша военная служба, без рассуждений— руку к козырьку. «Слушаю, ваше сиятельство!» — и пошел. Только как мы подошли к первому завалу, я обернулся и говорю солдатам: «Ребята! не робеть! в оба смотреть! Кто отстанет, своей рукой изрублю». С русским солдатом, знаете, надо просто. Только вдруг граната... я смотрю, один солдат, другой солдат, третий солдат, потом пули... взжинь! взжинь! взжинь!.. Я говорю: «Вперед, ребята, за мной!» Только мы подошли, знаете, смотрим, я вижу тут, как это... знаете, как это называется? — и рассказчик замахал руками, отыскивая слово.

— Обрыв,— подсказал Болхов.

— Нет... Ах, как это? Боже мой! ну, как это?., обрыв,— сказал он скоро. — Только ружья наперевес... ура! та-ра-та-та-та! Неприятеля ни души. Знаете, все удивились. Только хорошо: идем мы дальше — второй завал. Это совсем другое дело. У нас уж ретивое закипело, знаете. Только подошли мы, смотрим, я вижу, второй завал — нельзя идти. Тут... как это, ну, как называется этакая... Ах! как это...

— Опять обрыв,— подсказал я.

— Совсем нет,— продолжал он с сердцем,— не обрыв, а... ну, вот, как это называется,— и он сделал рукой какой-то нелепый жест.— Ах, боже мой! как это...

Он, видимо, так мучился, что невольно хотелось подсказать ему.

— Река, может,— сказал Болхов.

— Нет, просто обрыв. Только мы туда, тут, поверите ли, такой огонь, ад...

В это время за балаганом кто-то спросил меня. Это был Максимов. А так как за прослушанием разнообразной истории двух завалов мне оставалось еще тринадцать, я рад был придраться к этому случаю, чтобы пойти к своему взводу. Тросенко вышел вместе со мной. «Все врет,— сказал он мне, когда мы на несколько шагов отошли от балагана,— его и не было вовсе на завалах»,— и Тросенко так добродушно расхохотался, что и мне смешно стало.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukh
2012-02-09 05:25 pm
Очень хорошо помню это место. Рубка леса, да? Также помню, что старый князь Щербацкий звал ухажеров дочери "тютьками". Только не юмор все это, а заметки этнографа. Полевая тетрадь кавказского сезона, или там московского. А сам исследователь и не понимает от чего тут смеются или вдруг запели. И думаю я так потому, что оно у него никогда не работает. Не часть повествовательной техники, в общем-то, и без этого на зависть преизряднейшей, но факт остается фактом, не чувствует он этого, не понимает, и не хочет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: berlinguide
2012-02-10 10:23 am
да, это просто невыносимо читать
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: tan_y
2012-02-09 05:37 pm
а я имела честь познакомиться с его пра-пра-не-знаю сколько-пра-внучкой, ей тогда 2 недели было. Красивая.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: galyad
2012-02-09 12:54 pm
Возможно, он не любил анекдоты и все такое. Но он точно не был лишен чувства юмора.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukh
2012-02-09 01:39 pm
Я думаю, список того, что ЛНТ не любил анекдотами не ограничивается. Полагаю, объемлет всю вселенную за выемкой самого ЛНТ. Именно последнее обстоятельство, делает факт отсутствия у него чувства юмора клиническим.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: p_govorun
2012-02-09 02:00 pm
Вы его недооцениваете. Самого себя он тоже не любил.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irene221b
2012-02-09 11:10 pm
Это когда С.А. лечили. Когда лечили его, драгоценного, он очень внимательно выполнял все предписания.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: galyad
2012-02-09 12:50 pm
Да, у него много такого, именно походя.
- доктор, по обычаю всех докторов, имел вид человека, каждая минута которого дорога для страждущего человечества.
Или:
- он любил свою газету за тот легкий туман, который она наводила в его голове
(по памяти, искать долго)
А еще рассуждение о Стиве, которого ценили на службе потому, что он был совершенно равнодушен к делу, которым руководил. Вследствие этого не увлекался и не совершал ошибок.))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sofik
2012-02-09 12:58 pm
недавно читала про болезнь Наташи, кажется, целый параграф написаный в том же духе
(Ответить) (Thread)
From: nagels_bat
2012-02-09 01:00 pm
Ничего себе . Слонопотамная такая "ирония". Таk немцы вобщем-то в основном шутят. Доктор Герценштуббе почти.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tacente
2012-02-09 01:12 pm
Я согласен. И вообще эти наезды на врачей несколько раздражают. В "Крейцеровой сонате" он додумался до того, что врачи так себя ведут, потому что им нравится лапать голых женщин.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autrement_que
2012-02-09 01:58 pm
в ВиМ эта тема тоже есть (когда Наташа болеет и ей так тяжело и неестественно раздеваться перед врачом, но все ее уверяют, что надо и проч)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chva
2012-02-09 06:46 pm
В АК вроде что-то такое тоже есть.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autrement_que
2012-02-09 07:21 pm
в АК не помню, помню только смерть старшего Левина и Вареньку.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: breqwas
2012-02-09 04:38 pm
Крейцерова соната (заодно с прилагающимся сочинением "что хотел сказать автор") - вообще какой-то болезненный бред. "Я прожил долгую жизнь, наделал много детей, но в 60 лет вдруг понял, что спать с женой грешно!"
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autrement_que
2012-02-09 07:25 pm
Страшно забеременеть, и стыд этот узнают все и будут повторять с злорадством выдуманную теперь в московском свете шутку: "Voila le veritable "Послесловие" de la Sonate de Kreutzer".

http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st027.shtml
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: seminarist
2012-02-09 07:09 pm
Но ведь фактически он прав (я не про голых женщин :). Почти все, что мог сделать для больного терапевт той эпохи, было если не вредно, то бесполезно. И так оставалось еще очень долго - в общем, до медицины, способной всерьез изменить ход болезни, Толстой не дожил.

Edited at 2012-02-09 19:10 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: tan_y
2012-02-09 07:49 pm
из того, что я читала, видно, что самым регулярным и действенным было назначение уехать в какую-нибудь страну. Перебирали местности и высоту над уровнем моря одну за другой, где пациенту лучше.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xgrbml
2012-02-10 08:06 pm
Краешком захватить успел: пастеровская вакцинация.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: boltatel
2012-02-18 11:18 am
аппендэктомия
облегчить страдания морфием
удалить больной зуб
вскрыть нарыв
продезинфицировать и забинтовать рану
наложить шину на перелом
вправить вывих
удалить инородное тело из уха, глаза...
посоветовать полный покой при инсульте
посоветовать уехать в горы при туберкулёзе
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irene221b
2012-02-09 11:08 pm
В Анне Карениной, когда болеет Китти, это особенно омерзительно. Настолько он уверен, что преуспевающий врач требует осмотра именно с целью полапать Китти, и никакой другой мотивации там просто быть не может, к его бы проекциям хорошего психотерапевта приставить...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: renivid
2012-02-09 01:39 pm
Особой "любовью" к врачам пронизано почти каждое произведение Толстого, которое мне доводилось читать.
(Ответить) (Thread)
From: boltatel
2012-02-18 11:39 am
По поводу "желчной горячки" он прав. Желчная горячка - это гепатит. Кровопускание только ослабит больного, а ему нужен иммунитет, чтобы бороться с вирусом. Лекарств от гепатита и сейчас нет, а тогда их не было тем более. Таблетки только вредны для и без того больной печени.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2012-02-09 02:00 pm
почти точный пересказ Вольтера. Совершенно его стиль.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: p_govorun
2012-02-09 02:03 pm
В XIX веке это был уже весьма бородатый анекдот. Видимо, Толстому очень хотелось вставить это в текст, но излагать такой баян подробно он постеснялся.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: moisha_san
2012-02-09 02:04 pm
"...
- Вот неразлучные, - прибавил Яшвин, насмешливо глядя на двух офицеров,
которые выходили в это время из комнаты.
..."
Анна Каренина.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: adlov
2012-02-09 02:33 pm
у Жванецкого это появилось лет двадцать назад в виде "Врачи долго боролись за его жизнь, но он выжил"
(Ответить) (Thread)
From: dmpogo
2012-02-09 04:30 pm
Интересно, все про врачей, хотя в этой фразе не менее (и таки более тонкой) иронии про плен.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: chva
2012-02-09 06:49 pm
И солнце нашей поэзии туда же:

Я ускользнул от Эскулапа
Худой, обритый — но живой;
Его мучительная лапа
Не тяготеет надо мной.

Между прочим, кто-то из врачей в моей френдленте писал, что в те времена действительно шанс выжить если тебя лечил доктор был чуть ли не ниже, чем если пытался поправиться сам. Медицина была полна заблуждений самых фантастических.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: viesel
2012-02-09 08:08 pm
Я думаю, Толстой не пытался пошутить, - он на полном серьезе в точности так и относился к докторам.
(Ответить) (Thread)