?

Log in

этюд - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

этюд [апр. 19, 2012|05:58 pm]
Anatoly Vorobey
Несложная, но очень красивая миниатюра Германа Матисона (1914). Белые начинают и выигрывают.



Если не будет правильных решений в комментариях, я допишу решение к тексту записи завтра.

Update: bazar_wokzal запостил правильное решение в комментариях; я заскринил его на время, до появления еще одного такого же - потом все открою.

Update: открыл все решения.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: org_remote
2012-04-19 03:00 pm
С с1.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-04-19 03:01 pm
Это всего лишь теряет слона и ничего белым не дает.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bazar_wokzal
2012-04-19 03:05 pm
щах, е7, 3.Са7!, 4. Крd4 и дальше от шахов прячемся на d7. У Сааведры был еще патовый мотив, но тут я его не вижу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-04-19 03:08 pm
Общая идея правильная, но есть еще тонкости, вы не исчерпали возможности черных.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bazar_wokzal
2012-04-19 03:11 pm
ага, поторопился, вижу. 3...Ла1 4. Крf4! чтобы на шах иметь Cf2!
Теперь вроде все.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-04-19 03:12 pm
Да :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-04-19 03:19 pm
Я закрою на время эту ветку с вашего разрешения. Пока кто-то другой еще не запостит правильное решение :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bazar_wokzal
2012-04-19 03:21 pm
Да, канешн:)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kaathewise
2012-04-19 03:08 pm
А почему белые не теряют пешку после Kpd4 e1?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bazar_wokzal
2012-04-19 03:12 pm
Там у черных в етом месте ладья стоит на а3 (после взятия на втором ходу)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kaathewise
2012-04-19 03:14 pm
А почему это взятие вынужденное? (прошу прощения за глупый вопрос)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bazar_wokzal
2012-04-19 03:17 pm
Если не атаковать слона - белые просто поставят ферзя даром. Если 2...Ле1, то король просто защитит слона и потом все равно ферзь даром.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kaathewise
2012-04-19 03:18 pm
А, точно. Спасибо.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-04-19 03:13 pm
Ладья к тому моменту уже на a3 стоит (после 1.Се3 Крb7 2. e7 Лxa3 3. Са7!! итд.)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chinazzki
2012-04-19 03:05 pm
Cd2?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-04-19 03:09 pm
На это можно ответить Лh1, и ладья успевает на восьмую горизонталь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: novus_ludy
2012-04-19 03:26 pm
шах словом и проводим пешку вроде
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ab_andrey
2012-04-19 03:28 pm
се3+
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: chessplayer
2012-04-19 03:31 pm
главный вариант вышел такой (если ничего не спутал :)
1. Be3+ Kb7 2. e7 (очевидное вступление) Rxa3 3. Ba7! Ra1 Kf4 4. Rf1+ Bf2! 5. Rxf2+ Ke3
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-04-19 03:35 pm
Да, все правильно :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chessplayer
2012-04-19 03:45 pm
почему-то сложнее всего далось 2 .. Rа3! :)
некоторое время не мог понять почему пешка не проходит сразу же
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mik1
2012-04-19 03:33 pm
сначала e7, а от шахов ладьей король движется d6->c7->d7 после чего прикрывается слоном?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: hujiec
2012-04-19 03:34 pm

Chess

Be3+ Ka6 e7 R:h3 Ba7
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: beldmit
2012-04-19 04:04 pm
1. Сd2
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: v_s_c
2012-04-19 04:24 pm
Сe3+, потом Сc5. Одну из двух пешек всяко можно провести, кажется.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: crazyhome
2012-04-19 05:07 pm
f4-d2 ?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kart_inka
2012-04-19 05:11 pm
Bd2 Ra2
Bb4 Re2
Kd6 или Кf6
надо дальше?
(Ответить) (Thread)
From: dmpogo
2012-04-19 06:04 pm
Bd2 Rh1
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexeybobkov
2012-04-19 06:10 pm
Ладья меняется на пешку, затем чёрный король уйдёт в угол. Ничья.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kart_inka
2012-04-19 06:15 pm
спасибо, я ребенку это завтра покажу, сегодня он спит уже
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexeybobkov
2012-04-19 06:17 pm
Вот тут ещё можно про это почитать:
http://chessbook.ru/node/books/b02?page=42
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: plakhov
2012-04-19 06:41 pm
Анатолий, а существуют туториалы по шахматным задачам? Не в смысле "поставьте мат в два хода", а в смысле "какие ситуации считаются стандартными и тривиальными". Я время от времени чувствую, что целый пласт культуры проходит мимо меня, но не могу начать, потому что многих вещей просто не знаю.

Например, в этой задаче, допустим, черные поменяли свою ладью на пешку е6, и допустим, белые взяли ладью слоном, так что белый король успевает защитить пешку на а3 от черного. Иии - это ничья или выигрыш белых? Я этого просто не знаю, хотя это явно часто встречающаяся ситуация. В уме считать, каким будет ответ, долго и скучно, а не узнав этого, к задаче, кажется, и приступать бессмысленно. И такое вот у меня с шахматными задачами постоянно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2012-04-19 07:10 pm
У шахматных этюдов есть некоторые эстетические качества. Но для того, чтобы их понимать и чувствовать, надо хорошо знать общую теорию шахматных окончаний.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pauldol
2012-04-19 07:43 pm
Король, слон и ладейная пешка, у которой поле превращения не совпадает по цвету со слоном, не выигрывают у одинокого короля, если он успевает занять угловое поле. Это одно из классических окончаний.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: janatem
2012-04-19 08:27 pm
Действительно, решение данного этюда апеллирует к некоторым фактам (про крайнюю пешку с не тем слоном; про Ф против Л), которые даются в учебниках и в шахматных школах. Поскольку я занимался в детстве в кружке, мне эти факты представляются настолько очевидными, что приходится сделать некоторое усилие для осознания того, что я "говорю прозой".

Вроде бы слой фактов, о котором я говорю, умещается в небольшой книжке (правда, я сейчас не готов присоветовать что-либо конкретное) и может быть усвоен взрослым человеком за день-два.

Есть и другой слой знаний, гораздо более трудный, который, хотя и изучается в школах, но опционально и не систематически (например: ладейные окончания с одной-двумя пешками, Ф+пешка на предпоследней горизонтали против Ф). Однако я не видел этюдов, для понимания решения (т.е. не решить самому, а заглянуть в ответ и осознать) которых не было бы достаточно первого слоя.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2012-04-20 05:37 am
Иващенко "Учебник шахматных комбинаций"

Книга устроена так: изображены картинки с задачами, начиная с самых простых (ориентированных на тех кто недавно узнал как фигуры ходят), и далее по возрастающей сложности, охватывая разные темы. Именно картинки, а не запись нотацией. Предполагаемый жанр использования -- едете в метро, открываете книгу -- смотрите на диаграмму и в уме решаете задачу. Без магнитных шахмат и т.д.

Было бы здорово, если бы кто-то сделал то же самое для iPad/Android, но вроде бы пока нет. Но и в книжном виде достаточно удобно. Через пару месяцев у Вас появится базовый уровень знаний, а через полгода сможете такие этюды решать.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: plakhov
2012-04-20 05:38 am
Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2012-04-20 01:01 pm
Вам уже ответили насчет крайней пешки другого цвета, чем слон.

Существует, по-моему, огромная разница между задачами типа "мат в X ходов" и этюдами, т.е. задачами, где надо выиграть/добиться ничьи, без ограничения на число ходов, и не обязательно доходя до мата или пата. По-английски их тоже называют по-разному: problems и studies (часто "endgame studies") соответственно.

Проблема, которую вы упоминаете, в случае задач отсутствует. Задачи типа мат в X ходов мне кажутся, по сути дела, комбинаторными математическими упражнениями. Это не значит, что для их решения не нужно уметь играть в шахматы - чем лучше играешь, тем лучше работает воображение, подсчет вариантов в уме, распознавание типичных ситуаций. И среди них бывают эффектные и красивые.

Но именно этюды, на мой взгляд, содержат в себе целый пласт культуры, как вы сказали, до которого задачам не дотянуться. Никакая задача на мат в три хода, сколько тяжелым и неинтуитивным было бы ее решение, не сравнится с красотой этюда Рети (вторая диаграмма на этой странице). Форма шахматной задачи - мат в X ходов, при этом ни один вариант не может заматовать раньше или наоборот быть длиннее - неизбежно отдаляет ее от логики самой шахматной игры и приводит к загроможденным и неестественным позициям. Только в этюде можно сотворить такое чудо, как у Рети, из четырех фигур.

Но, как вы заметили, обратная сторона этого - это что для того, чтобы понять решение этюда (не говоря уж о найти, не говоря уж о самому составить этюд), надо больше понимать об игре и особенно об эндшпиле, чем для решения задачи. Нужно как ясное видение простейших возможностей в игре (для этого может подойти книга по комбинациям, которую вам посоветовали), так и общее знание того, как заканчиваются основные окончания: например, что король с двумя слонами против короля выигрывает, а с двумя конями нет. Или вот в этюде Рети, хоть он и очень простой по материалу, все равно надо понимать, что если обе стороны превратили пешек в ферзей и нет немедленной возможности одного из этих ферзей выиграть, то это ничья. А если одна сторона превратила раньше второй, то выигрывает (но есть несколько исключений). Такие вещи обычно объясняют для игроков (потому что и для обычной игры в шахматы это надо знать) в книгах о шахматных окончаниях. Я думаю, что верно, как janatem пишет, что основные факты можно суммировать в небольшой книжке, но у меня нет на языке конкретной рекомендации.
(Ответить) (Parent) (Thread)