?

Log in

лытдыбр, воспоминания, детство, математика - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

лытдыбр, воспоминания, детство, математика [фев. 20, 2002|02:42 am]
Anatoly Vorobey
Сегодня утром сидел в банке. Служащая напротив меня сосредоточенно пересчитывала деньги.

Дошла до 22-й купюры и сбилась со счёту. Начала заново. Я сидел, смотрел на неё и скучал.

И в этот момент внезапно - будто шлюз открылся - вспомнилась история, которая приключилась со мной в детстве. Я успел с тех пор её совершенно забыть. Собственно, не знаю даже, можно ли назвать это историей - всё, что там было, происходило в моей голове.


Я был - в каком классе? - наверное, третьем или четвёртом. Сложно сказать точно, но вряд ли старше. А может, старше? Не знаю. Я очень любил уроки математики, а дома зачитывался сборниками математических задач и головоломок.
Тогда мне как раз нравились всякие арифметические псевдо-парадоксы. Ну, все их знают: начинают с какого-то равенства, проделывают манипуляции и получают в конце 2=3 или 2+2=5. Как правило, трюк заключается в том, что по дороге незаметно делят на 0 обе части. Мне нравилось читать эти парадоксы и находить точное место с подвохом; и вообще я постоянно жонглировал числами и равенствами в уме. В частности, на переменках, вместо того, чтобы бегать за кем-то или от кого-то с диким хохотом (ну и бегать тоже иногда случалось, конечно).

Так вот, на какой-то из переменок я опять просчитывал какие-то сложные действия, наверное с какими-то равенствами или неравенствами (все собственно математические подробности, которые наверняка были весьма тривиальными, полностью испарились из моей памяти; я помню только ощущения). И внезапно после какого-то долгого просчёта получил "парадоксальный" результат (какое-нибудь 2=3 или 5<4 - подробностей опять-таки не помню), вроде бы без каких-то подвохов специально по дороге. Решил, конечно, что ошибся в подсчётах, и прокрутил всё в голове ещё раз. И ещё раз. И ещё. Всякий раз получался парадоксальный ответ.

Конечно, формальной логики я тогда не знал, но откуда-то - небось из тех же книг по занимательной математике - знал или смутно ощущал, что существование такого парадокса как бы "разрушает" всю теорию натуральных чисел, а с ней и всю математику. В строгих логических терминах, которых я тогда не знал: мне казалось, что я показал неконсистентность аксиом Пеано.

Умом я понимал, как это абсурдно, и что наверняка просто не вижу какой-то тривиальной ошибки; но нескольких проверок подряд оказалось достаточно, чтобы породить ощущение — и вот оно мне особенно дорого, оно-то и есть главное в этой непримечательной истории — чувство глубокого и одновременно страстного удивления, изумления; жаркого интереса и одновременно страха обнаружить, как глупо я ошибался; и ещё, парадоксальным образом, очень яркого осознания величия, величественности всего того, что называется математикой, мира абстрактных вещей.

Несколько дней подряд я ходил, издредка повторяя в голове своё "опровержение", не решаясь записать его на бумагу и пройти медленно на бумаге шаг за шагом — дорожа этим прекрасным и мучительным чувством, боясь своего же разочарования в случае обнаружения ошибки, Потом одним прекрасным утром, придя в школу, я обнаружил внезапно, что забыл за ночь своё "вычисление". Приступ паники сменился глубоким унынием, но, затратив на это огромные усилия, к концу дня (или на следующий день?) я опять его вспомнил.

Это, собственно, и всё. Конец истории был настолько непримечательным, что мне не удаётся его вспомнить. Предательница-память услужливо подсовывает два противоречащих друг другу варианта событий: то ли я опять забыл свое великое опровержение всей математики, но к тому моменту разум победил мечтания и я сам перестал в него верить и потому не особенно горевал; то ли я всё-таки проверил его на бумаге, нашёл тривиальную ошибку и не слишком горевал по этому поводу.


С тех пор мне случалось ощущать что-то похожее, несколько раз, но никогда - с такой силой и яркостью, с таким всё-сметающим ураганом, в котором сцепились убеждение и сомнение, восхищение и опасение.

Мне бы очень хотелось ещё раз испытать это чувство.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: bubnov
2002-02-19 06:05 pm
Я в детстве, классе в пятом, тоже совершил математическое открытие и даже записал на бумажку. Ошибки не нашел. Очень был собою горд, даже счастлив. Чуть было не понес учительнице. Но не донес что-то, бумажку потерял. Потом так и не вспомнил, что открыл.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: maria_d
2002-02-19 06:50 pm
А бывает похожее ощущение во сне. Скажем, сочиняешь во сне стихотворение красоты нездешней, думаешь, вот проснусь, запишу и... Если на границе сна ухватить и удается кусочек, то бывает, конечно, совершенная ерунда. Или вот снится, скажем, мультфильм в стиле аниме на сюжет какого-нибудь Гринуэя, думаешь, вот гениальность кинематографии. А если бы была возможность записать - тривиально небось все... Наверное, снятся отдельно ощущение, отдельно факты. А у детей видно так и наяву бывает - маленький факт и отдельно, связано чисто ассоциативно, сильное ощущение. И у взрослых. Облако, озеро, башня.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: d_off
2002-02-21 02:53 pm

Если мне не изменяет память, сэр Эдиссон любил совершать "великие открытия" изрядно накурившись и постоянно сокрушался, что опять не записал ничего. А однажды ему таки удалось записать гениальную идею, что пришла ему на ум в крепко пришедшем состоянии. То, что он записал выглядело примерно так: "Велик банан, а кожура-то еще больше!"
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maria_d
2002-02-22 09:40 am

Головоломка-парадокс: если принять постпозитивистскую точку зрения, то есть считать знание в голове привилегированным (а не то, что снаружи)... Да, тогда вопрос: велики ли открытия Эдиссона на самом деле? Смешно :-) Когда нету "на самом деле" :-)
(Ответить) (Parent) (Thread)