?

Log in

мы не знаем - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

мы не знаем [мар. 17, 2013|06:22 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

"Most music in the western world imparts a sense of finality through the sequence V–I, or variations of it. It is not fully understood why V–I imparts such a feeling of finality, but it cannot be denied that it does."

-- Dave Benson, Music: A Mathematical Offering
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: pilpilon
2013-03-17 05:07 pm
отличная ссылка
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-03-17 05:52 pm
Да, это очень хорошая книга, которую я уже пару лет не нахожу времени внимательно прочитать :(
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kramian
2013-03-17 06:10 pm
Ооо, а почему мажор звучит весело, а минор грустно - это fully understood?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2013-03-17 06:13 pm
Я где-то читал, что эксперименты с людьми, незнакомыми с западным звукорядом, таких автоматических ассоциаций не выявили, так что, наверное, эта ассоциация - навязанная.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kramian
2013-03-17 06:37 pm
Спасибо, погуглила. Вот, например:
http://www.nature.com/news/2010/100108/full/news.2010.3.html
Вы правы, тут много культурной обусловленности. Хотя я лично убеждена, что дело сложнее (если бы подобная ассоциация была бы поперек шерсти нашим мозгам, она бы не держалась так прочно).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tacente
2013-03-17 07:35 pm
Нет, это не так работает, просто возникает positive feedback loop. Полагаю, что и с V-I, whatever it is, та же история.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kramian
2013-03-17 08:58 pm
Культурная положительная обратная связь здесь имеет место, конечно. Мне только кажется, что эта связь положительна, в частности, благодаря каким-то объективным особенностям устройства нашего мозга. Но я не эксперт, чтбы аргументированно доказывать. Вот только про гармоники я тут чуть ниже написала, это мне кажется убедительным.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kramian
2013-03-17 08:54 pm
Там, кстати, говорится, что культурная обусловленность - вопрос спорный. Нашла также где-то "объяснение", основанное на совершенно объективной реальности обертонов. 4-ая гармоника составляет как раз большую терцию от основного тона (напр., если основной тон - до, то первые 4 гармоники будут до-соль-до-ми). Поэтому малая терция дает бОльший диссонанс по сравнению с большой, и это не культурно обусловлено. Почему диссонанс воспринимается как нечто "грустное" - это другой вопрос, конечно, но это, на мой взгляд, правдоподобно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: afuchs
2013-03-17 07:45 pm
У годовалого ребёнка, независимо от контекста (которого годовалая ребёнок не понимает), явно заметна разница в реакции на мажорный и минорный строй.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kramian
2013-03-17 09:03 pm
Я думаю, что вообще с годовалым ребенком все не так просто - они, например, могут очень здорово считывать нашу реакцию, так что эксперимент надо ставить очень аккуратно. Но мое личное ИМХО - что да, культурной обусловленностью все не объясняется, есть и объективная разница. Вот выше я написала про гармоники и диссонанс, это, мне кажется, некоторый шаг в объяснении.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_spb
2013-03-18 08:14 am
У годовалого ребёнка уже дофига ассоциаций с интонациями, с которыми говорят взрослые. Так что, ничего удивительного.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: deemon
2013-03-17 06:23 pm
Хм, а что там непонятного? Тритон в V звучит очень неустойчиво (не помню, какое там соотношение частот, но его недаром церковники запрещали), а трезвучие I имеет частоты 2:3 и 3:4..Переход от ужасно-неустойчивого к совершенному и стабильному воспринимается как финал всего.

И кстати, я читал где-то, что V-I тоже навязанный вкус и только в барочном периоде стал основной каденцией, до того якобы было много других разных вариантов.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cema
2013-03-18 01:45 am
Так и сейчас много вариантов.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nevsky
2013-03-18 02:09 am
В V нет тритона. Он есть в доминантсептаккорде между 7 и 11 ступенями (в до мажоре - интервал си-фа в соль-си-ре-фа), но в самом доминантном трезвучии (соль-си-ре) его нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cema
2013-03-18 01:58 am
О, спасибо за книжку!

Update. Че-та... Нехватает че-та. :-/

Edited at 2013-03-19 16:48 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-03-19 04:56 pm
в смысле?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cema
2013-03-20 10:19 pm
В книжке чего-то нехватает. Я ее посмотрел, не прочитал пока, но впечатление небольшой глубины, что ли. (Или я чего-то важного не понял.) Например, глава про группы там непонятно о чем. Ну, может быть, это личное восприятие, не знаю.
(Ответить) (Parent) (Thread)