?

Log in

о поводах для ссоры - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

о поводах для ссоры [апр. 23, 2013|08:41 pm]
Anatoly Vorobey
Не могу удержаться, чтобы не процитировать еще один эпизод из книги про укрощение самураев. Это как раз случилось, когда они еще не были укрощены, в 1630-м году.

Для тех, кто совсем не читает по-английски: два самурая встретились на мосту с другим самураем, который шел с компанией друзей. Они разминулись, но ножны мечей двоих из них столкнулись, когда они проходили друг мимо друга. Оба немедленно восприняли это как вызов и начали биться насмерть, и все остальные подключились. Те, которых было больше, убили тех, которых было двое, потом подключились родственники убитых, и так далее.
When a fight was only a matter of honor between reputable samurai, the case was sometimes considered their private affair. Unless they disrupted the state's internal order, impulsive fights that had to do with honor occasionally went unpunished by the authorities. One particularly clear example of official forbearance was a bloody quarrel between two young samurai, which occurred in 1630, again in Lord Maeda's domain (Kaga han). This quarrel took place fifteen years after the last great Japanese conflict, the Osaka Summer Battle.

In the Six Month of the seventh year of Kan'ei (1630), according to Kaga han shiryo, Maeda Higo, a noble young samurai (a grandson of Lord Maeda Toshiie), went to a river accompanied by a group of young comrades. After enjoying a pleasant swim, he and his companions were crossing a bridge to return home. From the opposite side of the bridge, two other young samurai, Murase and Sakabe, came walking toward them. In the middle of the bridge, Kaga han shiryo describes, "the sword sheaths carried by Higo and Sakabe bumped each other. At once, Higo slapped Sakabe's shoulder with his fan and Sakabe drew out his sword with a shout." The accidental contact of their swords was taken as a challenge and immediately precipitated a deadly fight. Higo's friends came up to help him, and both Murase and Sakabe were killed in the river. Soon the tragic report reached their families, and the incident instantly escalated into a family feud. Murase's father, Murase Kuemon, rushed to the site with a long sword in hand to avenge his son's death. Kuemon killed two of Higo's retainers and injured another before finally being killed himself. Sakabe's father, Sakabe Jirobei, also came rushing up with a spear to seek revenge, but "the press of the curious crowd hampered his way." It is not clear if this detail was true or not; it may be the excuse of Sakabe's father, who failed to get involved in the fight. In any event, feeling ashamed of his failure to exact revenge, Jirobei voluntarily went to a temple to enter the priesthood, leaving the city. The episode was reported to Lord Maeda, but nobody in either party was punished. The document does record that Higo was obliged to live the rest of his life in constant fear of revenge.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: navi03
2013-04-23 05:42 pm
дураки какие :-)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nomen_nescio
2013-04-23 05:51 pm
"Да вот хоть черкесы, — продолжал он, — как напьются бузы на свадьбе или на похоронах, так и пошла рубка". (с)
«Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочик, погнет ли на плече сукно, так милости просим в поле... Хворающий зубами даст ли ответ вполголоса, насморк имеющий скажет ли что-нибудь в нос... ни на что не смотрят!.. Того и гляди, что по эфес шпага!.. Также глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал или недо-видел поклона... статошное ли дело! Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!»
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: smilga
2013-04-23 06:47 pm
Интересно, насколько похожими бывают порядки в обществах, между которыми, казалось бы, нет прямых контактов. Черкесы развивались сами по себе, европейцы — сами по себе, из Японии никого не впускали и не выпускали вообще долгое время, а вон чего. Мне это напоминает конвергентную эволюцию при биологическом видообразовании.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike67
2013-04-23 09:52 pm
Иерархические общества.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2013-04-23 06:17 pm
it reminds me of a Live Journal fight. aka "srach".

Edited at 2013-04-23 18:17 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bortans
2013-04-23 09:14 pm
У меня была такая же первая мысль, когда я это прочитал :) Один про креационизм, а второй про эволюцию, и все заверте... Или один про республиканцев, а второй про демократов, и все заверте... Или оба про глобальное потепление, и все заверте... Ну и, конечно, хит сезона, один про 9x2, а второй про 2x9, и тут уже сразу мечы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2013-04-23 10:12 pm
жежейцы да реактивны как самураи, и так же неистовы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lyuden
2013-04-23 06:56 pm
у willie-wonka (поиск у нее отключен к сожалению) как то прочитал про такой отвлекающий маневр примененный китайским полководцем:

Перед началом битвы больше сотни "добровольцев" выстраивается перед рядами противника в линию и чтобы доказать свою решимость ... все одновременно перерезают себе горло.

После этого драка из-за столкнувшихся ножен мечей - вполне рациональна и мила в моей картине мира.

UPD:
В википедии упоминание есть
http://ru.wikipedia.org/wiki/496_год_до_н._э./



Edited at 2013-04-23 19:00 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: berlinguide
2013-04-23 07:00 pm
да уж
галоперидол как средство укрощения самураев изобрели много позднее:(
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: colonel_bob
2013-04-23 07:16 pm

И где теперь те самураи?

Я имею в виду - как биологический вид. Вымерли. И не жалко.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2013-04-23 07:25 pm
Ну, вообще говоря, в современном мире такое тоже бывало. Едут по дороге два благородных дона, тут их автомобили касаются зеркалами. Один другого слегка тюкает за это бампер, второй выхватывает травмат и пошла-поехала.
(Ответить) (Thread)
From: asox
2013-04-24 07:10 am
второй выхватывает травмат

Это уже почти по-цивилизованному.
А мог бы выхватить "нормальный" пистолет - или Калаш...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: liveuser
2013-04-23 08:41 pm
> ножны мечей двоих из них столкнулись, когда они проходили друг мимо друга. Оба немедленно восприняли это как вызов и начали биться насмерть

Для совсем не читающих по-английски - басню avva все-таки сократил. Их ножны столкнулись, один (который шел в толпе, разумеется) хлопнул другого по плечу веером, тот с криком достал меч из ножен.
И вот тут уже понеслась.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: taganay
2013-04-24 02:45 am
ножны мечей двоих из них столкнулись, когда они проходили друг мимо друга
Именно поэтому в Японии левостороннее движение (меч носили с левой стороны).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: aintlion
2013-04-24 04:52 am
А в Европе их где носили?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: taganay
2013-04-24 03:43 pm
По-разному, насколько мне известно: короткие на боку, длинные могли и на плече.
Но в Европе не было принято устраивать схватку (или просто отрубать голову) в том случае, если кто-то задевал меч, поэтому обычай обходить воина со стороны , противоположной мечу, не прижился повсевместно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aintlion
2013-04-24 04:51 am
Первая глава Трех мушкетеров.... Только с поправкой на стиль фехтования и мечи вместо шпаг...
(Ответить) (Thread)
From: asox
2013-04-24 07:10 am
Тоже вспомнил "Трёх мушкетёров".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: redtigra
2013-04-24 07:51 am
Если ты принял решение убить человека, не нужно изобретать окольный путь, даже если действовать без промедления очень трудно. Ведь ты можешь утратить решимость, упустить удобный случай и поэтому не достичь успеха. На Пути Самурая главное — непосредственность, и поэтому лучше всего броситься на врага сразу же.

Один человек из провинции Каваками ехал на чтение сутр в Дзиссоин. На пароме его слуги напились и начали приставать к одному из матросов. Когда они высадились на берег, один слуга обнажил меч, но матрос схватил палку и ударил его по голове. В этот момент подоспели другие матросы с веслами в руках. Они не убили слугу только потому, что подоспел хозяин, который ничего не знал о случившемся. Тем временем другой слуга извинился перед матросами и стал успокаивать товарища. Позже в этот вечер первый слуга протрезвел и обнаружил, что меч у него украли.

В этом происшествии прежде всего виноват хозяин, который должен был остановить распоясавшихся слуг еще на пароме. Кроме того, можно сказать, что хотя слуга действовал неправильно, после того как его ударили по голове, отпала всякая необходимость приносить извинения. Хозяин должен был спокойно подойти к слуге и матросу и зарубить их обоих. Воистину это был тщедушный человек.


(с)Хагакурэ.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-24 07:54 am
Ха, отличная концовка :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: redtigra
2013-04-24 08:29 am
:) "Хагакурэ" вообще книга, производящая неизгладимое впечатление по многим причинам разом. вот еще, если позволите, некоторым образом из области медицины на этот раз:

Дохаку жил в Кироцутибару. Его сына звали Горобэй. Однажды, неся мешок с рисом, Горобэй встретил ренина мастера Ку-масиро Сакё по имени Ивамура Кюнай. По поводу каких-то давних разногласий у них возникла ссора, и Горобэй ударил мешком Кюная. Завязалась драка, в ходе которой Горобэй толкнул Кюная в канаву и вернулся домой. Кюнай долго выкрикивал угрозы вслед уходящему Горобэю, но потом тоже вернулся домой, где рассказал обо всем своему старшему брату Гэнъэмону. Вдвоем они направились к Горобэю с намерением отомстить.
Когда они подошли к дому Горобэя, оказалось, что дверь немного приоткрыта. Горобэй ждал их за дверью с обнаженным мечом. Не подозревая об этом, Гэнъэмон вошел и Горобэй ударил его. Гэнъэмон получил глубокую рану, но, опираясь на меч, вышел из дома. Тогда в дом ворвался Кюнай и зарубил Кацуэмона, зятя Дохаку, который сидел возле очага. После этого Дохаку вместе с женой сумели отобрать у Кюная меч. Кюнай начал извиняться.
- Я достиг своей цели, - сказал он. - Пожалуйста, верните мне меч, и мы с братом уйдем домой.
Но когда Дохаку вернул ему меч, Кюнай бросился на него и наполовину разрубил ему шею. После этого они опять скрестили мечи с Горобэем и дрались на равных, пока Кюнай не отрубил Горобэю руку.
После этого Кюнай, тоже порядком израненный, взвалил себе на плечи Гэнъэмона и направился домой, но Гэнъэмон умер по дороге.
У Горобэя было очень много ран, и хотя ему удалось остановить кровотечение, он умер на следующий день оттого, что выпил немного воды.
У жены Дохаку были отрублено несколько пальцев. У Дохаку был разрублен позвоночник в области шеи. Поскольку горло осталось целым, его голова свисала вперед. Поддерживая голову рукой, Дохаку отправился к хирургу.
Лечение хирурга было следующим. Сначала он смазал челюсть Дохаку настойкой живицы на масле и перевязал ее волокнами китайской крапивы. Затем он прикрепил веревку к макушке его головы и привязал ее к перекладине, чтобы голова не падала, пока он будет зашивать рану. А потом он велел Дохаку лечь и засыпал его тело рисом, чтобы тот не мог пошевелиться.
В течение трех дней Дохаку ни разу не потерял сознания и не переменил положения тела. Он даже не пил настойки женьшеня. Говорят, что только когда на третий день дал о себе знать его геморрой, он принял немного болеутоляющего. В конце концов его кости срослись и он полностью выздоровел
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: winpooh
2013-04-24 09:01 am
А уж если один самурай обыгрывал другого в Го...

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pha
2013-04-24 09:49 am
Скорее похоже на планомерное равноудаление правящим кланом двух неугодных семейств, чем на случайную поножовщину, судя по потерям: с одной стороны зарезали двух слуг, с другой кого не убили, так сослали в монастырь.
(Ответить) (Thread)