?

Log in

No account? Create an account
книги: how music works - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

книги: how music works [апр. 29, 2013|02:54 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Дочитал книгу How Music Works Джона Пауэлла, которую многие советовали в комментариях к записи "теория музыки для хакеров" недавно. Это не та идеальная для меня книга, которую я описал в той записи, но в ней есть немало общего с ней материала. Количество математики сведено автором в сущности до нуля, во всей книге нет ни одного квадратного корня, и всего несколько дробей. Много интересных объяснений и забавных фактов (но забавных фактов не слишком много, что тоже хорошо). Примерно 30% материала было для меня новым, и неизменно интересным; хоть уровень изложения немного слишком упрощенный и разбавленный на мой вкус, я не жалуюсь - получить хорошие объяснения важнее, а больше контекста и ссылок всегда можно потом добрать из Википедии и серьезных учебников.

Краткое содержание книги:
  1. Что такое музыка, свойства музыкальных звуков, звук как вибрация воздуха, частоты вибраций нот и их стандартизация.
  2. Что такое абсолютный слух, рождаются с ним или приобретают, у кого он есть, как им пользуются на практике.
  3. Чем отличаются шумы от музыкальных звуков. Фундаментальная частота и обертоны. Как инструменты создают звук.
  4. Почему у разных инструментов разный тембр, как это объясняется с точки зрения звуков и их частот.
  5. Подробный разбор восьми разных инструментов, как в них зарождается и меняется звук, как музыкант на него влияет (очень интересно!). Рассматриваются арфа, гитара, скрипка (струнные), орган, дудочка, кларнет (духовые), колокольчики и фортепиано (ударные).
  6. Громкость. Почему сто инструментов вместе звучат в четыре раза громче одного, а не в сто. Как измеряют громкость. Что такое децибелы.
  7. Гармония. Почему некоторые звуки вместе звучат хорошо, а другие плохо.
  8. Октавы и тональности. Почему в тональности семь звуков, а в октаве 12 полутонов (объяснение на упрощенном уровне и без подробностей). Пентатоника. Проблема музыкального строя, натуральный строй и равномерно темперированный строй (общее понятие, без математики).
  9. Мажор и минор. Как они связаны с настроением в музыке, насколько эта связь объективна. Мажор и минор как наборы интервалов. Модуляция между тональностями. Развенчивается миф про то, что в равномерно темперированном строе у тональностей есть индивидуальный характер.
  10. Ритм, что такое 4/4 или 3/4, как читать и понимать нотную запись (самые основы).
  11. Никогда не поздно начать учиться играть на инструменте, какой инструмент выбрать, отличаются ли виниловые пластинки по качеству от CD и прочая всячина.


Оценка 5/6.
СсылкаОтветить

Comments:
From: lair
2013-04-29 11:56 am
Развенчивается миф про то, что в равномерно темперированном строе у тональностей есть индивидуальный характер.

Я надеюсь, там при этом рассказывается, что равномерно темперированный строй в живой музыке встречается исключительно редко?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-29 12:00 pm
Упоминается, что им пользуются инструменты с фиксированным строем, а также другие, когда они играют одновременно с ними. Вместе с тем надо учесть, что автор говорит не только о классической музыке, но о западной музыке вообще, включая популярную, а в ней, если я правильно понимаю, вскоре после изобретения электрогитары воцарился и царит равномерно темперированный строй.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: tacente
2013-04-29 11:57 am
Пять из шести?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-29 12:02 pm
Да; это должно обозначать "хорошая книга, рекомендую, но не без недостатков". Это не прочитывается из 5/6? Я решил, что моя предыдущая 10-балльная система была излишне щепетильной, и кроме того, я не пользовался самыми верхними в ней оценками из снобитских соображений.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: shaggy
2013-04-29 12:02 pm
Мне в свое время очень понравилась книга Oliver Sacks "Musicophilia". Она про нейрофизиологию музыкального восприятия.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2013-04-29 12:26 pm
так отличается ли винил по звуку от CD? и нормальный человек, не музыкант, это может заметить? на технике до килобакса ценой.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-29 12:43 pm
Автор говорит, что были исследования в 1993-м, из 120 аудиофилов, уверенных, что отличат, только четверо могли на самом деле последовательно отличить (после того, как были убраны всякие мелкие шипения итд., присущие медиуму винила). Вердикт: если и отличается, то очень незначительно и почти наверняка любое отличие, которое сам заметишь, будет самовнушением.

Справедливости ради надо отметить, что в вечных спорах на эту тему приводят еще такой аргумент, что одна и та же запись на виниле и CD могла пройти разный уровень динамической обработки, так что винил может быть ближе к оригинальному звуку не потому, что медиум лучше, а потому "Война громкости" приводит к искусственному сжатию диапазона громкости на CD.

Не знаю, как часто такое случается на практике и насколько влияет реально на качество звука; полагаю, что в конечном итоге незначительно. Наверное, сильному сжатию подвергаются только поп- и рок-хиты.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: shandrydan
2013-04-29 12:33 pm
А вы не знаете, есть ли эта книга в переводе на русский? Хотя я как раз за то, чтобы читать такого рода "технические" (не знаю как лучше назвать) книги в оригинале, как и различные руководства (книги по Лайтруму и Фотошопу Скотта Келби в английском прекрасны, а на русском абсолютно нечитабельны), но боюсь, что не буду понимать большинство музыкальных терминов.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-29 12:45 pm
По-моему, нет, а зря как раз! Впрочем, не бойтесь читать по-английски - абсолютно все музыкальные термины он терпеливо разъясняет, не говоря уж о том, что без многих обходится, заменяя более простыми синонимами.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: fairplay
2013-04-29 02:13 pm
Я сразу после этой книги прочитал вот эту статью -- http://arxiv.org/html/1202.4212v1 -- там кое что невнятно, но то, как возникает мажорное трезвучие и остальные аккорды вокруг него объясняется неплохо.
Плюс там есть формулы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-29 03:36 pm
Это интересно, спасибо. Тон мне не очень нравится и вызывает подозрения, но это явно не откровенный бред и заслуживает внимания. Я сейчас читаю вот эту книгу, в которой австрийский композитор Пауль Хиндемит занимается похожими построениями. Он строит мажорное трезвучие, интервалы и аккорды как раз исходя из обертонов и combination tones, т.е. следует именно подходу Гельмгольц; при этом он вроде бы продвигается в этом намного дальше и в частности объясняет роль минорого трезвучия - это как раз то, что по Вилкерсону не удается Гельмгольцу. Но я только в процессе чтения, и это тяжелая книга, своего мнения у меня пока нет и не уверен, что будет.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: navi03
2013-04-29 02:15 pm

"Развенчивается миф про то, что в равномерно темперированном строе у тональностей есть индивидуальный характер" - даже не представляю себе, как можно это доказать. Это претензия не к вам, разумеется, к автору. Я книгу не читала, но предполагаю, что автор пытается рассказать, что все тональности - это совершенно идентичные клоны, построенные от разных звуков и поэтому они не могут иметь индивидуальных черт. Я права? Он именно так пишет?

Но подумайте сами, даже если то единственное, что отличает эти клоны друг от друга - это высота звучания - то согласитесь, - это разные вещи.

Даже если упростить ситуацию и говорить не о тональностях (не о системах), а об отдельных звуках, то как можно утверждать, что разные звуки - это одно и то же явление, только на разной высоте?

Подозреваю, что и про абсолютный слух у него мнение отличается от моего, и что он считает - что это некий божий дар, которым обладают немногие. Тут можно кое-что возразить, но сначала хотелось бы знать, я вообще по делу претензии предъявляю, или автор ничего такого не говорил?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-29 03:29 pm
Автор утверждает, что индивидуальные мажорные тональности не отличаются друг от друга эмоционально, но переходы между ними несут эмоциональное содержание. Так, модуляция вверх на квинту "повышает" музыкальное настроение, а вниз на квинту "снижает" его, и это эффект реальный, но он будет работать из любой тональности в соседнюю по квинтовому кругу; сами тональности при этом не имеют индивидуальности.

Он предлагает три аргумента в доказательство этих слов:

1. До 1939-го года ля=440Hz не было стандартизировано и значения нот отличались от места к месту и от времени к времени значительно, иногда на пол-тона и больше. Меж тем идея о том, что ми мажор, скажем, живой и веселый, а ми-минор мажор - романтический и серьезный, впервые была предложена в 18-м веке, и так и осталась до сих пор, несмотря на то, что в 18-м веке "их" ми-мажор вполне мог быть "нашим" ми-минор мажором.

2. Он поставил эксперимент: взял класс студентов музыки, которые в большинстве своем верили в эмоциональное содержание тональностей, но у них не было абсолютного слуха. Он подготовил запись двух пьес, одной простой и веселой, другой драматичной, в нескольких тональностях, и проигрывал их студентам (в перерыве играя индийскую музыку, чтобы сбить слух) и просил отгадать настроение и тональность. Студенты опознавали простую и веселую пьесу всегда как простую и веселую, независимо от того, в какой тональности она была, даже в считающемся "сложном" фа-диез мажоре, и ошибочно считали, что она в одной из тех тональностей, которые они привыкли считать "простыми". То же самое со второй пьесой.

3. Модуляция вверх на пол-тона или тон, которую он описывает как клише в поп-музыке, всегда одинаково "повышает" музыкальное настроение, даже если она идет от тональности, которую "считают" более яркой, к тональности, которую "считают" более тусклой, например от ля-мажора к си-бемоль мажору, или от ми-мажора к фа-мажору.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: maximmm
2013-04-29 02:25 pm
Спасибо!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: urban_hero_ru
2013-04-29 02:28 pm

4/4 или 3/4

какие-нибудь нацистские/расистские утверждения есть в этой главе?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-29 03:31 pm

Re: 4/4 или 3/4

нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bagliorecaldo
2013-04-29 06:16 pm

По теме абсолютного слуха можно добавить очень показательный момент: есть инструменты с таким строем, для которых в нотах пишется звук Ля, а на самом деле звучит звук, который отличается от Ля на тон, полтора и даже на больше.
Таким инструментом является например кларнет.

Из Википедии: "Кларнет in B (в строе си-бемоль) звучит на один тон ниже написанных нот и наиболее удобен для исполнения музыки в тональностях с бемолями при ключе. Кларнет in A (в строе ля) звучит на полтора тона ниже написанных нот и наиболее удобен для исполнения музыки в тональностях с диезами при ключе."

Представьте, как в голове у кларнетиста должны были бы звучать ноты, если предположить, что абсолютный "абсолютный слух" на самом деле существует. Что должен был бы чувствовать музыкант с таким слухом, когда видит в нотах Ля, а слышит Соль или вообще Фа-диез.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: milchar
2013-04-29 07:49 pm
Ужас! А зачем вообще ноты записывать не по реальному звучанию?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: avva
2013-04-29 08:29 pm
В смысле, вы написали?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: p_a_s_h_a
2013-04-30 12:16 pm
нет ни одного квадратного корня,
А дробных степеней тоже нет?

Edited at 2013-04-30 12:16 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-30 12:56 pm
нет, только дроби сами, без степеней обходится.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: la_cenerentola
2013-04-30 01:59 pm
"Подробный разбор восьми инструментов... дудочка..." Что за инструмент имеется в виду под "дудочка"? :) Уточните, пожалуйста.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-04-30 02:04 pm
в оригинале "penny whistle"
http://en.wikipedia.org/wiki/Tin_whistle
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)