?

Log in

No account? Create an account
преподавать лучше: подводя итоги - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

преподавать лучше: подводя итоги [авг. 7, 2013|07:00 pm]
Anatoly Vorobey
Вчера читал лекции, о подготовке к которым писал на прошлой неделе. Вроде бы прошло хорошо и слушателям понравилось, задавали много вопросов по делу. Основные выводы на будущее:

- сделать перерыв посредине 1.5-часовой лекции было несомненно верным решением. Если не забывать смотреть на слушателей, то невооруженным глазом видно, как к 50-й минуте люди начинают отключаться.

- добровольно идти читать шесть часов лекций в один день было безумием (две лекции по 1.5 часа, но я прочитал каждую дважды разным людям). К концу дня я падал с ног от усталости, физической и моральной, и еще сегодня весь день приходил в себя. Я знал, что будет нелегко, но недооценил, насколько.

- качество лекции прямо зависит от количества времени на подготовку. Я провел репетицию обеих лекций за день до них, перед живыми слушателями, и это очень заметно повлияло в лучшую сторону на качество. Собирался провести больше одной (еще в одиночестве, записать себя на видео и просмотреть), но не успел; если бы успел - было бы еще лучше.

- слайдов (которые мне достались готовыми) было слишком много и они были слишком подробными. Я это понял по итогам репетиций и сильно сократил их количество и упростил содержимое. В итоге их все равно было слишком много и они были слишком подробными. Но намного лучше, чем поначалу.

- если не пишешь/рисуешь на доске, а только показываешь слайды, то к ним вообще не следует поворачиваться. Желательно, чтобы уровень подготовки был такой, что сам отлично помнишь, какой следующий слайд, и продолжаешь смотреть на людей, нажимая на кнопку; если это не так, то лучше бросить взгляд на экран лаптопа перед собой, а не на стенку или телеэкран, куда проецируются слайды. Аудитория очень чутко относится к потере этой связи.

- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует. Даже если он говорит умные и интересные вещи, это убивает внимание. Правильная ситуация - это когда я не знаю, какое будет следующее предложение из уст лектора; если я знаю, что следующее предложение - это то, что я только что прочитал взглядом на слайде (пусть даже после этого он добавит много и хорошо от себя), это немедленно создает ощущение "не так важно", мгновенно снижает уровень внимания.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: lauerz
2013-08-07 04:05 pm
"- добровольно идти читать шесть часов лекций в один день было безумием (две лекции по 1.5 часа, но я прочитал каждую дважды разным людям). К концу дня я падал с ног от усталости, физической и моральной, и еще сегодня весь день приходил в себя. Я знал, что будет нелегко, но недооценил, насколько." - представлете, каково школьным учителям, которые примерно это же делают каждый рабочий день по 30 лет, а до и после уроков - готовятся к ним и проверяют тетрадки?
(Ответить) (Thread)
From: vgarnick
2013-08-07 04:50 pm
Не совсем так: "ставка" учителя - 18 академических часов, т.е. при пятидневной раб. неделе, в среднем по 3.6 урока или 1,8 пары в день. А не по 4 пары, как у Анатолия. Кроме того, это все-таки уроки, а не лекции.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: shultz_flory
2013-08-07 04:54 pm
Закалка-тренировка. Я тоже почитываю и вижу, сколько сил на это уходит.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tlkh
2013-08-07 05:13 pm
Все это вопрос привычки.
Чтобы смастерить стол, мне придется долго провозиться и вымотаться, тогда как столяр сделает такой за 10 минут, ковыряя в носу.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-08-07 08:57 pm
Да, я размышлял об этом много вчера.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: lauerz
2013-08-07 04:12 pm
"- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует. Даже если он говорит умные и интересные вещи, это убивает внимание. Правильная ситуация - это когда я не знаю, какое будет следующее предложение из уст лектора; если я знаю, что следующее предложение - это то, что я только что прочитал взглядом на слайде (пусть даже после этого он добавит много и хорошо от себя), это немедленно создает ощущение "не так важно", мгновенно снижает уровень внимания." - а что Вы конкрентно делали? Давали слушателям прочесть то, что на слайде (и в это время молчали), а потом добавляли что-то от себя? Или слушатель читал одно на слайде, а Вы в это время другое говорили голосом? Или как-то ещё было по-другому? Объясните пожалуйста.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-08-07 04:20 pm
Лучшие варианты:

- на слайде всего несколько ключевых слов или одно предложение, или рисунок/схема/диаграмма

- я переключаю на этот слайд и одновременно говорю о том, что на нем, проясняя и добавляя от себя. Если это слова, то я их могу повторить, но не считывая слайд, а от себя, глядя на слушателей.

- или я говорю о чем-то без слайда и в процессе объяснения говорю что-то вроде "вот диаграмма этого процесса [переключается слайд, пауза в 2-3 секунды]. Обратите внимание на то, что..."


Средний по качеству вариант:

- я закончил обсуждать какую-то под-тему. Переключаю слайд, кидаю на него один взгляд и вспоминаю все, что хочу по этой теме сказать. Начинаю говорить от себя, не считывая со слайда, но раз или два в течение следующих нескольких минут сверяюсь с ним, чтобы убедиться, что не забыл какой-то важный пункт.

Худший вариант: по тексту, который вы процитировали.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: sutasu
2013-08-07 04:17 pm
Забавно - практический вывод заповедей, которым учат IT-тренера. "Устав написан кровью", что и говорить.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: migmit
2013-08-07 05:38 pm
Эм... кто такой IT-тренер?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: egorfine
2013-08-07 04:38 pm
К слайдам "вообще не следует поворачиваться — false. Украдкой поворачиваться не надо, это действительно палевно. А вот "прямым текстом" повернуться, сделать паузу, прочитать и осмыслить — это вполне нормальный и естественный шаг в презентации, если это искренне.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tat_ti
2013-08-07 04:45 pm
Меня потеря темпа подачи информации слегка бесит.
А поворот спиной, если вдруг вы не принялись на этих слайдах поверх что-то рисовать для пояснения, это потеря темпа.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: olialia
2013-08-09 08:41 am
не соглашусь с вами. поворачиваться к слайдам --> отворачиваться от аудитории. а это ослабляет внимание или даже раздражает.
прочитать можно и на экране нотебука. естественно, может быть много исключений, но для начала надо приучить себя не смотреть на экран за собой.
когда я слушаю рефераты студентов, я им не разрешаю поворачиваться :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: tat_ti
2013-08-07 04:42 pm
- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует.

Вас читает и к вашему мнению прислушивается слишком много людей, так что поправлю сразу.
Если часть аудитории НЕ ВИДИТ текст или не может прочесть, вы обязаны прочитать содержимое слайда вслух.
Да, убивает. Поэтому слабовидящих я либо пересаживаю за преподавательский стол (плохо), либо выкладываю презентацию онлайн и они могут смотреть ее с компьютеров перед собой (маньяки-осязатели подписывают к слайдам комментарии и раскрашивают части). В этом случае нужно звуком обозначать переход на следующий слайд.

PS: четыре пары за день, с непривычки, трудновато. Шесть пар - гораздо неприятнее.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-08-07 04:45 pm
Спасибо, мне эти соображения не приходили в голову.

к вашему мнению прислушивается слишком много людей

:)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: lemon_l_lime
2013-08-07 08:58 pm
Если часть аудитории не видит, что написано на слайде, слайд следует переделать. Разбить на два, уменьшить детализацию, что угодно - но сделать так, чтобы все надписи на слайде были аршинными буквами.

Самые поганые воспоминания о лекциях со слайдами - это когда на слайд за каким-то чертом бывало вынесено определение из учебника на десять строк. Я при этом хочу стать похожим на мой аватар.

Edited at 2013-08-07 20:59 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: tacente
2013-08-07 05:19 pm
А сколько народу? Чтение лекции десяти и тремстам человекам -- две большие разницы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-08-07 05:56 pm
20 человек.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: migmit
2013-08-07 05:42 pm
"Желательно, чтобы уровень подготовки был такой, что сам отлично помнишь, какой следующий слайд, и продолжаешь смотреть на людей, нажимая на кнопку"

Рассинхронизация в одном месте порушит всё.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: timelets
2013-08-07 06:03 pm
Надо пользоваться View/Presenter Tools в Power Point; показывает время, предыдущий и следующий слайд.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: torash
2013-08-07 07:48 pm
6 часов лекций - это, правда, полное безумие. Лучше такое расписание не делать. Сочувствую.
Я с таким графиком поняла, почему преподаватели полнеют - после 6 пар аппетит не просто большой, он зверский и ненасытный. Мне кажется, поэтому у учителей в школе чаще, чем в других профгруппах проблемы с лишним весом.
По предпоследнему пункту - я стараюсь слайды выкладывать в сеть, хорошо бы заранее, но если не получается, то хотя бы пост-фактум, а в речи вообще ничего не повторять со слайда, а давать пояснения, иллюстрации, эмпирику. Ну это как получится.
У вас в комментариях прочитала, что слайды стоит прочитывать для тех, кто плохо видит. Не согласна. Для таких слайды все равно лежат в сети.
Слайды для меня просто создают скелет. И поэтому не должны быть избыточными. Они должны работать как "якоря памяти" - взглянул на слайд - потянул за ниточку и все сказанное на лекции всплыло в памяти.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tat_ti
2013-08-08 09:54 am
У вас в комментариях прочитала, что слайды стоит прочитывать для тех, кто плохо видит.
В комментарях говорится, что надо читать вслух, если люди гарантированно не видят (т.е слайды НЕ выложены в сети, или вот прямо сейчас сети нет, электричества нет, все сгрудились вокруг несчастного ноута преподавателя).

Кстати, еще довод в защиту слайдов. Когда электричество отключают, преподаватели-досочники в темных аудиториях вздыхают и распускают студентов. Если преп приучил носить на занятия ноуты со слайдами, все кучкуются вокруг центов цивилизаций и достаточно одного фонаря на аудиторию.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: denisclear
2013-08-07 10:37 pm
год назад три дня подряд по восемь часов слушал лекции по сценарному мастерству Роберта Макки
каждые минут двадцать он вставлял в достаточно плотный и заученный за тридцать лет текст шутку или историю из жизни/опыта, и это здорово встряхивало и будило зал
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ushastyi
2013-08-07 11:07 pm
Со слайдами я для себя уяснил два принципа. Довольно очевидные, но все же.

1. Чем меньше слов, тем лучше. Слайд должен давать визуальный канал восприятия, дополнительный, к аудио-каналу проговариваемого текста.

2. Если без текста не обойтись (его сделать проще и быстрее, чем придумать какую-то картинку или диаграмму), то его лучше "включать" синхронно с проговариванием. В пауэрпоинте это лего сделать для каждой строчки. Тогда эффект от сказанного опять же усиливается через визуальный канал.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: slavka
2013-08-08 12:19 am
пара мыслей по поводу (все - имxо):

1) лекции вживую это анаxронизм; лично я бы с бОльшим удовольствием посмотрел лекцию в записи - собственно, я так и делаю изучая новые теxнологии итд используя всяческие cbt

кстати, в этом случае студент может остановить ролик и сразу же полезть за доп. информацией, посмотреть все эти доп. слайды итд - или промотать кусок лекции если эту часть он уже знает

2) показывать слайд с текстом и что-то говорить одновременно - замечательный способ сбить студентов с толку (студенткам несколько проще, у женщин речевой центр реализован на уровне "железа", а у мужчин на уровне "софта" - и при этом он один, поэтому челове может ЛИБО читать текст ЛИБО воспринимать то что Вы говорите).


(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: khathi
2013-08-11 02:51 am
Шесть часов лекций — это абзац полный. Даже 4 часа лекций в день (2 пары) — это умереть и не встать, я это с трудом переношу. Три пары может вынести только полный мазохист.
(Ответить) (Thread)