?

Log in

книги: the shadow of the wind - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

книги: the shadow of the wind [ноя. 24, 2013|06:52 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Carlos Ruiz Zafón, The Shadow of the Wind (в русском переводе: Карлос Руис Сафон, "Тень ветра")

Нашумевший роман испанского писателя, переведенный на десятки языков, возглавивший списки бестселлеров, и сделавший Сафона самым популярным испанским писателем нашего времени.

В руки главного героя, 12-летний мальчика Даниэля, сына владельца книжного магазина в Барселоне 1940-х годов, попадает роман "Тень ветра" таинственного автора Хулиана Каракса, о котором почти никто ничего не знает. Этот гениальный роман так поражает его, что в течение следующих лет он стремится узнать больше об этом авторе и его книгах, но на его пути стоит таинственный зловещий незнакомец, который отыскивает все сохранившиеся экземпляры книг Каракса, чтобы сжечь их. Наконец, семь лет спустя, когда Даниэлю уже 19 и действие происходит в 1955-м году, события внезапно ускоряются, и попытки героя установить судьбу Каракса (пропавшего без вести во время Гражданской войны в Испании 1930-х) вызывают к жизни старые призраки и подвергают опасности жизни как его самого, так и близких ему людей.

Я ожидал, что мне понравится эта книга (решил прочитать после настоятельных рекомендаций блоггера, вкусу которого доверял), и первую примерно треть книги первоначальный импульс этого ожидания сохранялся, но в конечном итоге развитие персонажей и событий меня сильно разочаровало. Хотя первые главы книги напоминают по своему стилю магический реализм, постепенно становится понятным, что по жанру это скорее готический триллер. Скажу в защиту романа, что действие разворачивается стремительно и захватывающе, шокирующие повороты сюжета шокируют, тайны хочется разгадать, за героя и его друзей переживаешь - то есть, в качестве развлекательного триллера эта книга выполняет свою роль на пятерку. Вместе с тем, персонажи оказываются совершенно одномерными, а их постуки и эмоции весьма неубедительными и противоречивыми, чрезвычайно цветистая проза становится в конце концов пародией на самое себя, а количество удачных совпадений и откровенных дырок в сюжете начинает действовать на нервы. В первой четверти романа я думал, что оценю его где-то в 5/6, к середине подумалось, что это скорее 4/6, а дочитав, даю 3/6 с натяжкой. Скорее не рекомендую, хотя если вы готовы стерпеть смехотворных персонажей, нескончаемые банальности и цветистые описания душевных мук, то в качестве готического триллера это вполне годится.

Вот еще длинный отрывок из англоязычной рецензии с Амазона, с которым я целиком согласен:

The plot of The Shadow of the Wind is convoluted in a way that is supposed to remind readers of a clever mystery with dead ends and surprises, but by the conclusion it seems ridiculous. The plot rotates around the hero's attempt to save the works of an obscure novelist from destruction. Every character in the novel loves these books--they can't get enough of them--but for some reason no one else in Spain or France actually wants to read them. The attempt by a mystery man to destroy every last copy and wipe away the memory of the author seems a little odd when there are only a few hundred copies floating around and they are hidden in mysterious libraries. The "reason" they are being destroyed turns out not to make any sense at all. The characters in The Shadow of the Wind tend to be one dimensional and cartoonish. The young hero is plucky and determined, his "Watson" is flamboyant, the girlfriend is beautiful, the villain is ignorantly violent. These one word descriptions tell you just about everything about them. There really isn't anything in the way of character development. Since the story takes place during the period of the Spanish Civil War and the rise of fascism one would think that there would be more thoughtful use of the period and context. The only way that is addressed is by making one of the characters a police commander, the face of fascist authority. The Shadow of the Wind is in the end a formulaic shadow of other compelling novels.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: eska
2013-11-24 04:57 pm
Да, к середине слил. Но в целом - не так плохо. Второй том хуже.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-11-24 04:58 pm
Не, я его больше не читаю, однозначно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: scrawnypaws
2013-11-24 04:59 pm
Read Thornton Wilder - he never let anyone down...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2013-11-25 05:33 am
"Второй том" - это приквел "Игра ангела"? Ну так это вообще, похоже, беллетризованный и романтизированный путеводитель по Барселоне.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: beorn
2013-11-24 05:35 pm
Да, большое разочарование было, я помню. Читал по-немецки, сначала не шло, потом вроде стало интересно, но где-то к середине окончательно понял, что тратить время не стоит.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: 3d_object
2013-11-24 05:43 pm
Почему у вас шестибалльная система оценок?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nec_p1us_u1tra
2013-11-24 06:58 pm
По количеству лучей звезды Двавидовой же!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-11-24 07:14 pm
В пятибальнной слишком мало оценок, в десятибалльной слишком много.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 3d_object
2013-11-24 07:29 pm
И ведь правда.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tlkh
2013-11-24 05:56 pm
А я тоже только что прочитал книгу, в которой ГГ попадается гениальная книга, и он пытается отыскать автора, благодаря чему подвергает себя страшным опасностям.
Правда, там главный ГГ - это динозавр.

Первая книга за последний год, которую читал с удовольствием, а то всякая муть попадается. Понятно, что понравится она может, только если не воспринимать ее всерьез. Что-то вроде Четверга Нонетот, только не с реальной литературой, а с пародией на нее.

Вальтер Моэрс. Город Мечтающих Книг
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nec_p1us_u1tra
2013-11-24 06:58 pm
> чрезвычайно цветистая проза становится в конце концов пародией на самое себя

про переводы так говорить -- это, хм, смело.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shpriz
2013-11-24 08:06 pm
я прочитала 3 или 4 романа Сафрона и вообще люблю триллеры. Так вот они все такие, первая половина интересная, а потом хуже и хуже и конец всегда какой то совсем натянутый.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2013-11-25 05:34 am
Потому что в середине читатель уже не бросит, так фигли стараться?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: affidavid
2013-11-24 08:19 pm

Сразу вспомнились прочитанные в детстве "Кортик" и "Два Капитана" и всякие "Коды", да и Умберто Эко иже с ними. Видимо, это универсальный рецепт для сюжета триллера. Добавить национального колорита, мистики по вкусу, и нравоучительный/мистический/декадентский/интеллектуальный финал, оставлящший возможность для секвела.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: postumia
2013-11-24 09:45 pm
Невероятно, фантастически пустая книга. В ней целиком отсутствует самая суть.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vsparrow
2013-11-25 12:40 am
"после настоятельных рекомендаций блоггера, вкусу которого доверял" - у вас в рецензии тоже есть место триллеру :) Несчастный блоггер сидит, обхватив голову руками, и горестно бормочет - "что же я наделал!"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-11-25 12:39 pm
Ну, на самом деле он англоязычный, и ничего об этой записи и моей потере доверия не знает, но мне нравится ваш ход мыслей :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: freudianslip_
2013-11-28 04:49 am
можете назвать такого блогера?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: freudianslip_
2013-11-28 09:13 am
спасибо.
не могли бы вы рассказать про свои подписки на которые вашему читателю стоит обратить внимание.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2013-11-25 05:35 am
А Акунин более осмысленный, логичный и цельный?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2013-11-25 12:39 pm
Странный вопрос, но, в общем, да.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2013-11-25 01:19 pm
По мне - не странный, т.к. он примерно в том же жанре и стиле пишет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: vinegr
2013-11-26 10:01 am

это как любителю Диснея писать об аниме

ну да, персонажи контурные, двигаются рывками и говорят банальностями.
Ну да, сюжетные арки нарочиты и едва склеены.
Но всё вместе цепляет и затягивает, оставляя потом ощущение, что у тебя в мозгах покопались и сильно переиначили. Причём покопались настолько глубоко, что обратить состояние для анализа - уже не получается.

Сафон, на мой взгляд, довольно попсовый писатель, но этой магией он владеет.
(Ответить) (Thread)