?

Log in

No account? Create an account
об учебниках - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

об учебниках [янв. 30, 2014|06:26 pm]
Anatoly Vorobey
Есть учебники, которые хорошо объясняют свой материал читателю, который его не знает.

Есть учебники, которые хорошо объясняют свой материал читателю, который и так его знает.

Этим читателям, знающим, часто очень нравятся учебники второго рода, потому что они прекрасно формулируют и расставляют по полочкам те знания, что у них в голове скомканы и валяются тут и там, а иногда и проясняют что-то, обычно не самое важное. И поэтому эти знающие читатели нередко путают учебник второго рода с учебником первого, и думают, что он отлично все объясняет новичкам и несведущим. Как жаль, что у меня не было этого учебника, когда я ничего не знал! Ну хоть сейчас я могу помочь новому поколению и посоветовать всем его штудировать, чтобы у них сразу все в голове образовалось как надо, стройно и на полочках.

Если вы находите резон в этом моем описании - можете привести примеры учебников второго рода, с вашей точки зрения? Таких, которые часто советуют знающие читатели незнающим, но на самом деле они не очень им подходят?

Я вот думаю, что в области программирования знаменитый учебник SICP как раз такой.

Интересно бы еще увидеть примеры (или критику моей мысли).
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: winpooh
2014-01-30 04:37 pm
"Моя система" Нимцовича.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: fumiripits
2014-01-30 06:29 pm
+1
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: thevlad.myopenid.com
2014-01-30 04:39 pm
Так и есть, в области компиляции - Dragon Book.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: onodera
2014-01-30 05:45 pm
Dragon Book я с огромным удовольствием и пользой для себя прочитал в глубокой юности, когда я вообще не подозревал о синтаксических деревьях и прочих токенах. Ничего, конечно, тогда не понял про виды парсеров, но это книга всё-таки не только второго рода. Вот OOSC - да, скорее второго.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alsit25
2014-01-30 04:43 pm
Это верное заменчание , однажды в зрелом возрасте я прочел учебник по школьной физике, и понял, что ничего не понимал, хотя даже ее преподавал.
(Ответить) (Thread)
From: asox
2014-01-31 10:58 am
А как хороши в этом смысле Фейнмановские лекции по физике...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: nikolenko
2014-01-30 04:48 pm
Хорошие книги, ИМХО, работают на нескольких уровнях одновременно.
Именно поэтому, если прочитать свои учебники через десять-двадцать лет, даже сколь угодно хорошие (тот же SICP), будет казаться, что "раньше ничего не понимал". Ну да, не всё понимал, а что тут поделать...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: p2004r
2014-01-30 06:51 pm
два чая товарищу!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pod_baobabom
2014-01-30 04:49 pm
The C++ Programming Language, Bjarne Stroustrup.

Возможно, это и не совсем учебник, но его мне рекомендовали на первом курсе университета именно как пособие для начинающих. Увы, впечатления мои сходны с тем, что описывает автор поста. Года через полтора, взяв его в руки, я испытал тот самый "еффект учебника второго рода".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ilya_dogolazky
2014-01-30 10:09 pm
не согласен, ничего не зная про си-плюс-плюс я с удовольствием его прочитал и много чего понял. А второго рода того же автора книга "Дизайн и эволюция", хотя вроде она и не считается учебником.

Edited at 2014-01-30 22:09 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: tommi_anya
2014-01-30 04:54 pm
Лекции Фенмана, мне кажется. Отличные лекции, но не годятся как базовый учебник. Впорчем, это вообще не учебник
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gdt
2014-01-30 06:16 pm
вот именно, это не совсем учебник, ни первого, ни второго рода :) но мне кажется, что они прекрасно годятся, чтобы читать параллельно базовому учебнику, Сивухину какому-нибудь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tat_ti
2014-01-30 04:55 pm
Нельзя ли тогда посоветовать книги по С++ первого рода?
А то людям впендюрили его первым языком программирования.
(Давайте не обсуждать разумность С++ как первого языка, они с этим ничего сделать не могут, могут только не по страуструпу начать учиться).

(Аналогично просьба посоветовать по С и питону, как первому языку).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vitus_wagner
2014-01-30 05:44 pm
А может по C взять Кернигана и Пайка (который The Unix Programming Environment)?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: prozor
2014-01-30 04:55 pm
вечер добрый
все похоже на правду

а примеры
если школьные времена - то сканави - сборник задач. математика
явно второго типа :)

а сейчас - что то в голову ничего не приходит
пожалуй только "thinking in java" - как пример того что является и первым и вторым
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tat_ti
2014-01-30 05:01 pm
Сканави сразу позиционировался как "задачник второго типа".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: tat_ti
2014-01-30 05:03 pm
Керниган&Ритчи как учебник по С. Как вообще первый учебник по первому языку программирования.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_konst
2014-01-31 10:47 am
Это пример учебника второго рода?
Для меня он был первым учебником по первому языку программирования.
Мне кажется, что его нельзя строго отнести к какой-то категории, влияние на ученика зависит от его склонностей.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: reut
2014-01-30 05:07 pm
вспомнилось, как одного и того же классического "Кормана" ("Introduction to Algorithms" Thomas H. Cormen, Charles E. Leiserson, Ronald L. Rivest, Clifford Stein, amazon.com) читала дважды. один раз - когда учили материал. второй раз, через несколько лет и спустя много курсов и практики, когда готовилась к устному экзамену на второй степени). второй раз было читать намного интереснее. но и в первый раз он был очень полезен...

Edited at 2014-01-30 17:08 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pod_baobabom
2014-01-30 05:15 pm
Вот еще один пример: Interactive Theorem Proving and Program Development.

Книжка считается главным пособием по введению в Coq, тогда как по моим ощущениям куда как лучше воспринимается и дает тот самый "ага-эффект" после освоения более предметно-ориентированный курсов, вроде Software Foundations by Benjamin Pierce et al.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: aldanur
2014-01-30 06:06 pm
А ещё бывают объекты изучения второго рода. Про них все учебники -- второго рода. Монады в функциональном программировании, например.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: angerona
2014-01-30 06:08 pm
SICP не совсем такой. В нем такие первые главы. Когда действительно надо что-то знать, чтоб понять. А потом, если вдруг произошло просветление и понялось, то дальше уже как раз хорошо описывается многое, что видишь в первый раз.

Но в целом согласна, что разница в учебниках такая есть.

Есть, правда, еще и учебники, которые невозможно понять, даже зная материал.
(Ответить) (Thread)
From: markvs
2014-01-30 06:42 pm
Мысль верная. Из математических книг - "Алгебра" Ленга и вообще все книги, написанные Бурбаки и его составными частями, - учебники второго типа. А, скажем, "Линейная алгебра" И.М.Гельфанда - учебник первого типа.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_konst
2014-01-31 10:49 am
О, точно, "Алгебра" Ленга.
А Бурбаки - вовсе не учебник. Их можно использовать как учебник второго рода, но даже для знакомого с материалом человека это любопытный альтернативный взгляд на вещи, своего рода произведение искусства, но не способ нормально упорядочить то, что навалено в кучу.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: linguiste
2014-01-30 06:46 pm
-Вайан, "Руководство по старославянскому языку".
-Учебник латыни за авторством Ярхо и Лободы.

Замечательные книжки для систематизации и повторения, но учить по ним предмет невозможно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tacente
2014-01-30 08:25 pm
И Болдырев и Боровский.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>