?

Log in

No account? Create an account
музыкальный слух: как его развивать? - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

музыкальный слух: как его развивать? [июл. 30, 2014|04:19 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Как развивают музыкальный слух? Как мне научиться распознавать на слух и узнавать интервалы, аккорды (и их обращения), септаккорды, мелодические линии? Как узнавать тональность и следить за последовательностью аккордов?

Какие для этого есть хорошие книги (можно по-русски или по-английски), пособия, упражнения, аппликации для смартфона, расскажите и посоветуйте!

По-английски все это вместе называется "ear training". Если я правильно понимаю, в русской традиции в музыкальной школе все это изучают в рамках предмета "сольфеджио". Это одно из самых загадочных для меня слов в русском языке. Я как-то попробовал понять, что изучают на уроках сольфеджио (ну я ж никогда не учился в музыкальной школе), и для этой цели взял книгу "Учебник сольфеджио" и раскрыл ее. Ну логичный поступок, казалось бы, правда? Увидел следующее:

sol

И так на каждой странице. Кроме всех этих нот, в книге не было НИ ОДНОГО СЛОВА. У меня было полное впечатление, что кто-то надо мной насмехается каким-то хитрым образом, а я не понимаю, каким. Я даже не мог понять, что с этим всем ДЕЛАТЬ. Играть? Попросить кого-то другого, чтобы играли, и попытаться записывать? В книге об этом не говорилось ничего. В книге вообще не говорилось НИЧЕГО. (только потом мне пришло в голову, что на самом деле, наверное, правильный ответ - "петь").

Может, есть какие-то учебники сольфеджио по-русски, которые снисходят до читателя и пытаются что-то объяснить ему словами, но мне такой не попался, увы.

По-английски зато есть всякие книги про ear training, которые вроде бы дают полезные советы, объясняют, в каком порядке что учить, как себя проверять, и какие бывают типичные проблемы и как с ними справляться. Например, вот этот учебник мне очень рекомендовали (его автор преподает в престижном музыкальном колледже Беркли). Но тут меня несколько пугает, что этот учебник пользуется системой "подвижного до" (когда в любой тональности ее ступени называются по порядку и поются до, ре, ми, фа... а не как в русской и французской традиции, где эти названия привязаны к конкретным нотам раз и навсегда). Не опасно ли пытаться учиться так, если уже привык к обычным до-ре-ми? Может, есть другие хорошие учебники, в которых используется более привычное фиксированное до?

Может, для этого дела следует найти учителя, как для фортепиано или вокала? Бывают вообще частные учителя сольфеджио/ear training, и хорошая ли это идея? Я хочу развить музыкальный слух главным образом для того, чтобы лучше играть на фортепиано, не для того, чтобы петь, например (я брал уроки вокала год назад, и мне очень понравилось, но сейчас для этого просто нет времени и сил). Мне казалось, что с правильным учебником и упражнениями это что-то, что вполне можно самостоятельно делать, но может, я неправ?

Для телефона я нашел неплохую, кажется, программу Perfect Ear, в которой есть всякие упражнения на распознание интервалов, аккордов итд. Буду с ней тренироваться, но хотелось бы все равно где-то найти какой-то общий план тренировок, какие-то подсказки-советы-указания. Да, если есть другие программы лучше (необязательно для телефона), посоветуйте.

Хочу лучше слышать, помогите советами, спасибо.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: 1way_to_english
2014-07-30 01:24 pm
"Кроме всех этих нот, в книге не было НИ ОДНОГО СЛОВА".

имхо, это способ дать заработать бедным преподавателям музыки.
(Ответить) (Thread)
From: a_shen
2014-07-30 01:24 pm

по такой

книжке можно петь, а можно использовать мелодии для диктантов (когда учитель играет, а школьники должны записать нотами)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gdt
2014-07-30 01:25 pm
> Как узнавать тональность

по-видимому, родиться с этим умением. я знаю одного четырехлетнего мальчика, который это умеет. его мама закончила муз. школу и играла на скрипке в любительском квартете, но как я понимаю, умеет это делать хуже, чем сын, если вообще умеет. а папа совсем не может.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: Ramziel
2014-08-01 07:04 am
Да можно этому научится, и диатонические лады тоже, просто ребёнку проще, как и любому предмету. У меня тёща и муз школу, и училище, и консу закончила, играет в оркестре и прподаёт в училище, сама умеет (хотел добавить, что и других учит, но она преподаёт инструмент — скрипку и альт).
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ushastyi
2014-07-30 01:30 pm
Так как обычно этому учат в начальных классах музыкальной школы, надо посмотреть школьные учебники по сольфеджио.

http://www.ozon.ru/?context=search&text=%F1%EE%EB%FC%F4%E5%E4%E6%E8%EE

Но я не уверен, что они ориентированы на самообразование, скорее нет.

> Но тут меня несколько пугает, что этот учебник пользуется системой "подвижного до" (когда в любой тональности ее ступени называются по порядку и поются до, ре, ми, фа... а не как в русской и французской традиции, где эти названия привязаны к конкретным нотам раз и навсегда). Не опасно ли пытаться учиться так, если уже привык к обычным до-ре-ми?

Опасно.

Edited at 2014-07-30 13:31 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dzz
2014-07-30 02:34 pm
> Но я не уверен, что они ориентированы на самообразование, скорее нет.

Я точно знаю, что не ориентированы ;)

Музыкальные самоучители, в основном, построены по принципу "книги о том, как нарисовать сову" - рисуем овал, ещё овал, а теперь дорисовываем сову.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: Antosh Kaster
2014-07-30 01:31 pm
Без преподавателя развивать музыкальный слух бессмысленно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2014-07-30 01:32 pm
Почему, объясните?

Я, скажем, понимаю, почему без преподавателя заниматься фортепиано бесполезно (и могу объяснить). А это не понимаю.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: ztarlitz
2014-07-30 01:31 pm
попробуйте посмотреть программу EarMaster Pro.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: knastya
2014-07-31 11:56 am
присоединюсь к совету
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ilya_dogolazky
2014-07-30 01:32 pm
видимо вам под видом учебника подсунули задачник
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2014-07-30 01:34 pm
arm99010351

Есть в сети, кстати, можно скачать и проверить, что я не обманул насчет "ни одного слова" :)

Edited at 2014-07-30 13:35 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: orie
2014-07-30 01:33 pm
Я думаю, с "подвижным до" учиться неопасно, потому что по сути разницы никакой, просто другая система названия. Перевести из одной системы в другую можно элементарно, имея перед глазами клавиатуру пианино.

Ведь цель у вас завялена как тренировка уха, а не как попугайское зазубривание названий.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: Yury Pirogov
2014-07-30 01:36 pm
Старый-старый сайт: http://www.7not.ru/theory/05.phtml
И потом, сын у меня учился сам игре на гитаре (вполне успешно) и упражнялся на компе - пользовал какую-то простенькую программку как раз для упражнений по развитию слуха (узнавание интервалов, аккордов и т.д.). В принципе, можно у него спросить по E-mail (Сам-то я когда-то был круглым отличником по сольфеджио, страшно вспомнить как давно)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: Yury Pirogov
2014-07-30 01:39 pm
О! да там на странице прям две подобных программульки и предлагаются.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-07-30 01:40 pm
Поищите в инте Г.Ф.Калинина Сольфеджио Рабочая тетрадь Есть для 1-7 класса муз. школы. Там доступно излагается муз. теория с заданиями. Сергей
(Ответить) (Thread)
From: lair
2014-07-30 01:42 pm
Музыкальная теория и музыкальный слух - две слабо связанных вещи. То, что их в русской традиции преподавали на одном и том же предмете - сольфеджио - всего лишь совпадение.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: lair
2014-07-30 01:41 pm
Сольфеджио - это комплексная дисциплина, направленная на развитие слуха и координации слух-голос (соответственно, косвенно, для инструментов с нефиксированной звуковысотностью - координации слух-инструмент), ну и музыкальной памяти тоже. Ее намного легче изучать с педагогом, потому что без педагога все, что вы сможете делать - это упражнения на определение чего-то со слуха, причем чем сложнее будет то, что вы слушаете, тем сложнее вам будет самостоятельно придумать методику этого определения. Вторая важная часть - чисто интонировать - без внешнего контроля невозможна.

То, что вам попалось в учебнике - это так называемые "номера" (и это не столько учебник, сколько, как верно сказали, "задачник", им пользуются учителя), их задают петь (с листа или наизусть) и используют в качестве материала для диктантов.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ushastyi
2014-07-30 01:44 pm
> Вторая важная часть - чисто интонировать - без внешнего контроля невозможна.

Вот-вот!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: morfing
2014-07-30 01:41 pm
Развеселили))) спасибо
Вы задали очень правильные вопросы для музыкального дилетанта .

Слух бывает очень разный.
Подвижные "до" это годится для т.н. гармонического. Когда. Говоря грубо ты можешь от любой ноты спеть ионийский лад (мажор ). Иолийский (Минор) и т п. Лады , имея ввиду не "до" а тонику .
Бывают мелодический , абсолютный , еще какой-то слух.

Абсолютный - способность назвать любую про звучавшую ноту или даже разложить на ноты звук .
К примеру , ударили по фужеру с шампанским а там си бемоль живет.
Мелодический - повторить ( воспроизвести мелодию)

Тут, короче говоря, важно заниматься. Тупо брать интегра..тьфу, тупо петь. Проверять и т д
Сольфеджио - наука сложная и интересная . Попытка алгеброй объяснить гармонию.
Кроме слуха там много анализа .
Бесконечно много.
Но это не совсем развитие слуха. Разве что вначале .

Несчастные с абсолютным, как правило пренебрегают , считая что придумали это все бедолаги без ушей.
Если хоть какой слух есть, то напевая гаммы вы можете запомнить позицию ( это такое ощущение в груди или голове где нота гхм извлекается ) и довольно точно ориентироваться по высоте .
У меня к примеру ля ярко отличается от соль и си по носу))впрочем не уверен что у всех так.
Но в любом случае каждая нота каким-то образом сочетается с вашим организмом. Так что петь - надо .
"Вот, пожалуй и все что я знаю про ловлю креветок . "

Edited at 2014-07-30 14:12 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tnt23
2014-07-30 02:22 pm
Про ловлю креветок отлично :) я тоже верю, что нужно просто набивать ухо. Слушать консонансы и диссонансы, запоминать ощущения от терции и квинты и так далее.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cherez_jopu
2014-07-30 01:42 pm
на мой взгляд лучшее из того, что есть онлайн:
http://www.teoria.com/exercises/ie.php
(Ответить) (Thread)
From: ichthuss
2014-07-30 01:44 pm
Слово "сольфеджио" употребляется в разных смыслах. В узком смысле "сольфердирование" - это пропевание мелодии с названиями нот (и, как правило, с дирижированием). Вероятно, именно это предполагается данным учебником. В более широком смысле сольфеджио обозначает все практические навыки, связанные с изучением теории музыки.
(Ответить) (Thread)
From: tahbka
2014-07-30 01:45 pm
В TAU и HUJI есть такой всеми ненавидимый предмет на музыкологии. Сходи пару раз на лекции (по крайней мере в HUJI никакого ажиотажа на этих лекциях, в отличие от всего остального на музыкологии нет), поймешь на сколько это дурацкая трата времени....
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2014-07-30 01:47 pm
Если и так все прекрасно слышишь, как ты, то дурацкая, не спорю :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>