?

Log in

No account? Create an account
эта странная нота - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

эта странная нота [сент. 30, 2014|02:45 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Я сейчас разучиваю прелюдию Баха в до-минор, и меня все время притягивает в ней одна странная нота. Там на протяжении 16 тактов Бах выдерживает одно и то же низкое ре в басовом регистре - это так называемая "органная педаль", когда нижняя нота баса долгое время остается одна и та же, в то время как в верхних регистрах сменяются самые разные аккорды, включая и такие, которые не сочетаются обычно с этой нотой. Так вот, 16 тактов нижняя нота баса - ре большой октавы, кроме одного из этих тактов, в котором она почему-то меняется на ми-бемоль. Причем это происходит не в середине этой последовательности, не делит ее в точности пополам, а как-то непонятно где. Да что я долго объясняю, лучше покажу:

wtf

(целиком ноты этой прелюдии можно взять здесь).

Почему именно там - ми-бемоль? Для гармонии с другим материалом в этом такте? Но вся идея органной педали в том, что нота выдерживается вопреки гармонии. Из-за диссонанса ре со следующей немедленно до-диез? Но в других тактах полным-полно сочетания этой ре с ми-бемоль в верхнем регистре, и ничего.

Я спросил у учителя на очередном уроке, он задумался и сказал, что не знает ответа. С одной стороны, эта ми звучит красиво, интересно разрушает рутину органной педали в этом месте, и можно представить, что таким был замысел Баха. С другой стороны, очень может быть, что кто-то нечетко написал ноту, или кто-то ошибся при копировании, а у Баха там была ре всю дорогу, что вполне соответствует его стилю. А потом уже найти задним числом художественные объяснения всегда можно.

Я стал искать, что нам известно об этой прелюдии. Оказалось, что она была написана для лютни, и сохранилась в единственном источнике - в бумагах Иоганна Келлнера, современника и знакомого Баха, в его записи (есть несколько произведений Баха, которые сохранились только благодаря копиям Келлнера). Манускрипт даже нашелся в сети (кстати, очень любопытно было разбирать эту запись. Например, я затормозил и долго не мог понять, что там за перевернутая F все время появляется, пока не дошло наконец, что это небрежно написанная шестнадцатая пауза: ).

Вот интересующая меня нота:



В общем, не очень похоже, чтобы это была на самом деле "ре" с небрежно начертанной линией, которая попала не туда. Не исключено, конечно, но не похоже. Но это не отменяет, конечно, возможности того, что она была небрежно написана у Баха и Келлнер неправильно понял, или просто ошибся, когда переписывал.

Я также нашел эту дискуссию по-английски, и там почерпнул следующие интересные сведения: что два самых авторитетных критических издания Баха - Bach-Gesellschaft Ausgabe конца 19-го века и Neue Bach-Ausgabe, которая выходила в свет больше 50 лет, 1954-2007 - по-разному относятся к этой ноте. В старом BGA ее оставили как ми-бемоль, зато в новом NBA исправили на ре, к сожалению, без комментариев (по-видимому). Во всех нотах, что мне попадались (правда, я не выискивал специально) там стоит ми-бемоль, так что не знаю, насколько авторитетным и общепринятым следует считать исправление в NBA. Но приятно было узнать как минимум, что не одному мне эта нота показалась странной.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: 3d_object
2014-09-30 11:52 am
Искренне восхищён, совершенно серьёзно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kuskus_kuskus
2014-09-30 12:08 pm
Великолепно, самый смешной пост года!
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: staerum
2014-09-30 12:11 pm
Весьма программистское наблюдение. Заподозрить ошибку на основании нарушения симметрии записи.
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: ariuslynx
2014-09-30 12:29 pm
Какая чудесная история, спасибо! :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2014-09-30 04:44 pm
Рад, что вам понравилась :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: blainemono
2014-09-30 12:33 pm
На самом деле есть четыре оригинала записи этой прелюдии и в каждой отличается какая-нибудь одна нота.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lenaik
2014-09-30 12:35 pm
Вы будете смеяться, я эту прелюдию играла в несознательном детстве и меня эта самая ми бемоль всегда ужасно радовала, мне она представлялась чистым голосом протеста.))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2014-09-30 04:44 pm
Очень вас понимаю, да, она действительно топорщится так неожиданно и воинственно :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: david_2
2014-09-30 12:51 pm
"Не выебывайтесь и слушайте свою любимую песню "Валенки". :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2014-09-30 05:36 pm
:)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: lair
2014-09-30 12:52 pm
На самом деле, этот es легко объясняется гармонически. Если там оставить d, то будет большая септима с cis в правой руке.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gegmopo4
2014-09-30 01:04 pm
>Причем это происходит не в середине этой последовательности, не делит ее в точности пополам, а как-то непонятно где.

Золотое сечение?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sobesednik29
2014-09-30 01:23 pm
если посмотреть на ноты, то первый раз ми бемоль встречается на первой странице перед до минорным арпеджио. В следующий раз после ноты ми бемоль начинается секвенция с ноты соль, так что мне кажется тут нет ошибки, а именно целенаправленное выделение музыкальной фразы когда в левой руке не просто заполняющий голос, а собственная мелодия
(Ответить) (Thread)
From: a_shen
2014-09-30 01:58 pm

а в том издании, где исправили,

последняя нота в левой руке в этом такте - ми бемоль или ми? (Логичнее тогда уж ми, наверно). Что касается места, то в этом месте (по крайней мере в понимании редактора, поставившего динамические указания) действительно кульминация...

И ещё: в английском обсуждении странно, что редактор NBA исправил это безо всяких комментариев (что для критического издания удивительно: можно исправить из каких-то своих соображений, но если во всех источниках другое, то это принято оговаривать...)

Edited at 2014-09-30 14:02 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2014-09-30 04:43 pm

Re: а в том издании, где исправили,

Я не видел NBA, но думаю, что ми. Ее близость к ре в органной педали не должна особенно мешать; в нескольких других местах в этой последовательности она уже встречается в непосредственной близости/одновременно с этой ре.

В общем, видимо, надо почитать NBA, чтобы разобраться с тем, что там написано и действительно ли нет подробного разбора этого решения (я прочитал где-то, что в NBA критический анализ источников и редакторских решений дается в отдельных томах, дополнительно к собственно томам с нотами уртекста и факсимильными изображениями; возможно, в самом томе с BWV 999 дается только сухой список изменений, а комментарии в отдельном томе, в который участник англоязычной дискуссии не заглянул? Это только мои догадки). К сожалению, NBA в цифровой форме я найти не смог (в отличие от BGA, кстати). Нужно выбраться в университетскую библиотеку какого-то близлежащего университета с музыкальным факультетом, напр. Тель-Авивского. Я завяжу себе узелок на эту тему, но не знаю, когда найду для этого время...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: iljyakarzakov
2014-09-30 02:14 pm
Очень интересно
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: jaasco
2014-09-30 02:47 pm
Очень классное исследование, спасибо!
Мне кажется, что Eb7 (ми бемоль септаккорд) гораздо логичнее, чем Gmb5, соль минорное трезвучие с пониженной пятой, еще чтобы и обе были ступени в аккорде и 5-ая и 5b звучали. Пониженная пятая это вообще тритон, вы же читали, наверное, всякие страшилки про средневековье и тритон? хотя к Баху, это конечно относится очень в малой степени.. Но в целом, все вместе - такое действительно можно объяснить только педальным басом и тем, что пятая и пятая пониженная ступени звучат через октаву.
И многие так и играют кстати. В гитарной традиции в этом месте часто с педальной Ре играют (послушайте Сеговию, например, но только N.B. - на гитаре ее играют на тон выше - в ре миноре, и в указанном месте педальной нотой будет ми)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: spaniel90100
2014-09-30 03:25 pm
Интересно. Музыка Баха обычно стройна и логична. Встречаются ли у него еще такие неожиданности?
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>