?

Log in

о нечестном нагнетании - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

о нечестном нагнетании [окт. 20, 2014|09:24 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Я тут посмотрел "Властелина Колец" в пародийной озвучке Гоблина, лет так на 10 позже всех. Точнее, первый фильм пока посмотрел. Я думал, буду плеваться, но на самом деле понравилось. Не все смешно, но многое. Я думал, это "петросян", а оно нет. Даже глупые шутки там обычно уместны. Посмотрю остальные два тоже.

Но вот что я еще вспомнил, пока смотрел - что в этой трилогии часто встречается прием, который меня очень раздражает - когда фильм нагнетает напряжение "нечестным" путем. Я не знаю, как это точно определить, но легко показать на примере. Когда хоббиты встречают Арагорна в "Гарцующем пони", он говорит им о приближающейся опасности. После этого нам показывают, как назгулы вторгаются в Пригорье:

vlcsnap-2014-10-20-20h06m54s148

входят в "Гарцующий пони":

vlcsnap-2014-10-20-20h07m31s38

Потом нам показывают, как хоббиты мирно спят в кроватях:

vlcsnap-2014-10-20-20h07m41s103

И тут же показывают четыре кровати, и в комнату с ними входят назгулы.

vlcsnap-2014-10-20-20h07m52s225

Становятся по одному у каждой кровати, поднимают свои страшные мечи:

vlcsnap-2014-10-20-20h08m10s208

И в момент, когда меч опускается, нам показывают лицо внезапно просыпающегося Сэма:

vlcsnap-2014-10-20-20h08m34s157

Все сделано для того, чтобы зритель подумал, что назгулы пришли в комнату, где спят хоббиты, и стали их убивать. И только после того, как напряжение невозможно дальше поддерживать, мы видим, что на самом деле кровати набиты перьями, а хоббиты спят в другом потайном месте, где их укрыл Арагорн.

Почему это нагнетание "нечестное"? Потому что кадры специально подобраны так, чтобы обмануть зрителя и только зрителя. Фильм как бы ломает четвертую стену между собой и зрителем, разрушает иллюзию того, что просто рассказывает историю, "как это было". С точки зрения самой истории, с точки зрения любого стороннего наблюдателя с любой из точек зрения нет никакой причины сводить вместе кадры спящих хоббитов и кадры назгулов у кроватей.

Можно было бы нагнетать напряжение "честно". Например, просто убрать кадры спящих хоббитов в этой последовательности. Ведь если показать вторжение назгулов, как они заходят в трактир, поднимаются к комнате, становятся вкруг кроватей, поднимают мечи... все равно ведь зритель будет опасаться, что это хоббиты спят, кто ж это еще может быть. Но нет, создателям фильма этого недостаточно. Вот это я не понимаю до конца: почему? Зачем нужны еще эти "нечестные" кадры? Действительно ли тогда зрителям более страшно, сцена более эффектна, чем без них, или это просто популярный прием, и без него было бы так же хорошо? И неужели одному мне такое мешает, ведь наверняка многие зрители замечают эту "нечестность" и она им не нравится?

Хотелось бы понять, откуда взялся этот прием и когда вошел в кинематограф. Есть ли у него название, отличающее от "честного" напряжения. Мне кажется почему-то, что это недавняя относительно штука, и что например в оригинальной трилогии "Звездных войн" этого приема не было - или в других фильмах раньше 90-х. Но, может быть, я просто не помню такого или не приходит на ум.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: xopyrbb
2014-10-20 06:27 pm
да, эта озвучка вполне годна

главное, на этом остановиться и не смотреть другие "смешные" поделки гоблина, ибо потом он спёкся (или на не очень талантливых негров перебросил дела)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tlkh
2014-10-20 06:48 pm
Тут дело не в том, что спекся, а в подходящем материале.
Начало ВК просто идеально: пафос через край, и история всем известна в общих чертах.
Ближе к концу ВК портится - там уже сплошное рубилово, шутить не о чем.
Ну а всякие новые звездные войны - просто совсем не подходят для глумления.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antontsau
2014-10-20 06:30 pm
да там вообще нагнетание пафоса из всех ушей лезет. Почему его и невозможно смотреть не в гоблинском варианте.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: autrement_que
2014-10-20 08:04 pm
именно что

и выражения лиц актеров гораздо больше соответствуют истории о коррумпированных милиционерах и уголовниках, чем истории об эльфах, героях и смиренных хоббитах
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2014-10-20 06:31 pm
А Memento ваще задом наперёд снят, а не так как всё происходило!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: francis_drake
2014-10-20 06:41 pm
Ну Memento хоть хорошее кино. Чего не скажешь о.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: russell_d_jones
2014-10-20 06:32 pm
Мне этот приём не кажется нечестным. Другое дело, что его можно использовать лишь единожды, потому что он меняет степень доверия к картине. Поэтому его нежелательно применять, если требуется максимум доверия. А вот для зрелищного кино он годится -- нагнетать напряжение.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dimailer
2014-10-20 06:38 pm
серьезно? кино иногда режут не так, как все происходило? :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2014-10-20 06:39 pm
Не могу вспомнить конкретных примеров, но по-моему приём стариннейший. Когда тебе вперемешку показывают события, происходящие одновременно, и только позже ты понимаешь что они в разных местах - да полно.

Edited at 2014-10-20 18:39 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: jasly
2014-10-20 06:43 pm
Учитывая, что фильм - это результат монтажа, мне как раз странным кажется термин "нечестный". Или надо исходить из того, что это вообще "нечестный" вид искусства, в таком случае.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: en_sazon
2014-10-20 06:44 pm
Самое раннее, что помню я из подобного монтажа - это когда в "Молчании ягнят" спецназ врывается как бы в дом маньяка, где томится жертва, а оказывается, что вовсе и не туда.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2014-10-20 07:01 pm
О, Вы первый(ая), оказывается кто это вспомнил, спасибо. Вертится на языке, да.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mme_n_b
2014-10-20 06:46 pm
Никто, из прочитавших книгу, не мог подумать, что это спят хоббиты. Да, четвертая стена ломается, но прочитавший зритель об этом знает, он заодно с режиссером.
(Ответить) (Thread)
From: dodoche
2014-10-20 07:25 pm
Но беда-то в том, что Джексон снимал свою опупею в расчете на публику, которая Толкина не читала, а если и читала, то благополучно забыла. И это сошло ему с рук, судя по тем вавилонам, которые он выписывает в "Хоббите".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
По-моему, в фильме в этом эпизоде достаточно точно воспроизводится последовательность сцен из мультфильма Ральфа Бакши - так что прием точно появился не в 90-е.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-10-20 06:54 pm
Конкретно такого кадра у Бакши нет, тот эпизод как раз этой фишкой и усилен.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexeybobkov
2014-10-20 06:49 pm
Ну я сразу вспоминанию "Молчание ягнят" - как Клариса приходит к маньяку, и параллельно спецназ штурмует дом в другом месте. В однос месте нажимают на кнопку звонка, а в другом месте другой звонок синхронно звонит...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2014-10-20 06:50 pm
Точно! И такого полно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: erendir
2014-10-20 06:53 pm
не кино, но вспомнилось: я Гарри Поттера так и не дочитал именно после такого вот искуственного нагнетания интриги в одной из книг (где братья Рона, что ли, бизнес организовывали, а подавалось это под видом "Какие подозрительные типы, наверняка имеют отношение к как-его-там")
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: evgeniya_nice
2014-10-20 08:05 pm

Очень странно, бизнес помню, такого нагнетания не помню.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sleeping_death
2014-10-20 06:53 pm
а вот если бы сэм открыл глаза и ему между глаз вонзился меч - вот это был бы поворот!!!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: poopoopastor
2014-10-20 06:54 pm
я очень давно смотрел..... но насколько помню озвучка первого фильма и еще матрицы вроде.... была ничего, а потом пошла явная халтура....

сейчас смотрю в свободное время смотрю How I met your mother.... там все построено на такого рода нечестных приемах.... хотя мне нравится...
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-10-20 06:54 pm
Можно вспомнить многие эпизоды в кино, когда сначала показывают в кадре, как происходит то, что всего лишь очень хотел бы сделать один персонаж, но не стал, а потом показывают его же реального, как ни в чём не бывало.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alexeybobkov
2014-10-20 06:58 pm
"True Lies" со Шварценеггером.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: meangel
2014-10-20 06:56 pm
"В предрассветный час Фродо внезапно очнулся от сна, словно кто-то его
разбудил. И увидел: Бродяжник настороженно прислушивается, глаза его
отливают каминным огнем, по-прежнему ярким, сидел он напряженно и
неподвижно.
Потом Фродо опять уснул, но в сон его врывался гул ветра и яростный
стук копыт. Ветер сотрясал гостиницу, а где-то в дальней дали звучал рог."

"Вслед за Бродяжником они прошли по коридору к своим спальням - и
поняли, что его совет спас им жизнь. Окна были выломаны и болтались на
петлях, ветер трепал изодранные занавеси; искромсанные диванные валики
лежали на полу, среди разбросанного постельного белья; бурое покрывало в
клочьях."

Тут есть некоторое соответствие монтажа и текста: то, что назгулы были в трактире - пугающее откровение не только для зрителей, но и для самих хоббитов. Как-то это здесь показано, возможно, не самым удачным способом.

Edited at 2014-10-20 18:57 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: djuffin
2014-10-20 07:09 pm
Бродяжник! Чей это перевод?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: andreylv
2014-10-20 07:08 pm
Я очень люблю книжку, не люблю фильм за голливудщину, и люблю перевод Гоблина, который в оттяжечку посмеялся над фильмом. Перевод первой и второй части я смотрел раз пять, наверное. А русскоязычные, но выросшие в Америке тинейджеры, с которыми я это смотрел в первый раз, смеялись до коликов (и потом, увидев на улице мужика с голым торсом, кричали "Смотри, вот он - странный и угрюмый хмырь по кличке Голый!") Какие-то фразы оттуда, с гоблинскими интонациями, у нас до сих пор используются в семейном обиходе.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: janez
2014-10-20 07:19 pm
А что у вас на цитаты разошлось? Мое любимое: "Посмотри кто ты! И кто он - три класса церковно-приходской школы и младшие командирские курсы".

В тему:
http://imgur.com/gallery/4Q0vVRK
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: jedal
2014-10-20 07:08 pm
(Не)кстати: а ненадежный рассказчик в литературе кажется "нечестным"?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cthulhu985
2014-10-20 07:09 pm
В первую очередь прием никакого напряжения не нагнетает, потому что даже тем, кто не читал книжку, понятно, что никого не убьют. Поэтому он как раз и вполне честный.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: timur0
2014-10-20 07:10 pm
Ну, этот прием стар настолько, что до кино. Логическая задачка из книжки типа Смаллиана:

Однажды летом в железнодорожный туннель, в котором всего один путь, въехал поезд. Тогда же с другого конца в туннель въехал другой поезд, но они не столкнулись. Как такое может быть?

Ответ: тогда же = тем же летом
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: de_nada
2014-10-20 07:34 pm


О! А я знаю эту шнягу в виде гэга, где на вопрос, "почему они не встретились?", следует ответ:

" - не судьба..."

:)))

С уважением,
De Nada.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dimanium
2014-10-20 07:11 pm
Ну это в целом вполне себе эффект Кулешова.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: webface
2014-10-20 07:29 pm
Этот прием называется Cut Apart. Впервые применен, судя по всему, в 83 году в одном из фильмов про Бонда.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cthulhu985
2014-10-20 07:45 pm
О, вот я пол-часа пытался найти там нужную статью.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: topol0g
2014-10-20 07:33 pm
Кстати, шутки там придумывал не гоблин - он лишь текст наговаривал

И кстати еще одно - по-моему, если я не ошибаюсь, в старом мульфильме по Властелину Колец то же нагнетание было "честным" - пришли и порубили постели без показа лиц хоббитов (был ли этот эпизод описан в оригинале, уже не помню)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sleeping_death
2014-10-20 07:56 pm
а кто?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: Артем Камбуров
2014-10-20 08:34 pm
Не честный, не честный... Ну надо же было хоть чем нибудь заполнить фильм. Если у изначально мудрой сказки ободрать всё до скелета и попытаться этот скелет впихнуть в боевик с намёком на любовную историю, вот тогда без подобных нагнетаний никуда.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: chuka_lis
2014-10-21 03:02 am
о, вы прекрасно подметили- именно это и было сделано!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michaellogin
2014-10-20 08:37 pm

Была такая реклама у The Guardian -

"Points Of View"
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>