?

Log in

книги: циники - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

книги: циники [июн. 26, 2015|11:38 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Анатолий Мариенгоф, "Циники"

Я давно хотел почитать Мариенгофа, но конкретным поводом к прочтению "Циников" послужило то, что я в очередной раз увидел где-то цитату из Гениса: "...которую Бродский со свойственной ему отчаянностью назвал лучшим русским романом".

После прочтения "Циников" мне понятно отчаянное заявление Бродского. Не дотяну до "лучший", но скажу, что это очень и очень хороший, гениальный роман. Он очень емко, умело и уверенно погрузил меня в послереволюционные годы, лучше и честнее - насколько могу судить - чем что угодно еще в художественной прозе из прочитанного (из нехудожественной я бы сравнил с "Окаянными днями" Бунина. Они не столь уж похожи стилем - Мариенгоф целиком избегает пафоса, который Бунину часто служит опорой - но очень похожи эстетическим отношением главного героя к большевикам, большевизму и окружающей действительности).

Действие романа происходит в 1918-1924 годы, и замысел такой, что время от времени в эти годы у главного героя "чешутся пальцы", и он выписывает на клочки бумаги заголовки новостей или краткие цитаты из газет; а заодно со всем этим иногда еще и описывает происходящее с ним. Роман состоит из этих "выписок" вперемешку с "описаниями", и выписки чрезвычайно важны - они задают тон всему происходящему. Они, кстати, делают роман чрезвычайно антисоветским.

Мариенгоф жил в СССР (он был поэт-имажинист, дружил с Есениным), но "Циников" неожиданно для всех опубликовал в 1928 году за рубежом, в Берлине. Теперь мне понятно, почему - его бы никогда и не за что не допустили к публикации внутри страны, при том, что никакой агитации против советской власти в нем нет, конечно. Одни только выписки из прессы, но подобранные так, что... в общем, никакого шанса на публикацию. Наверное, поэтому он и решился опубликовать за границей. Когда началась травля за это, написал покаянное письмо о том, что понимает теперь, как это зазорно - публиковать ТАМ перед тем, как ЗДЕСЬ - но, кажется, это не особо помогло.

Очень хвалю и рекомендую. Оценка 6/6.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: ariuslynx
2015-06-26 08:39 pm
Замечательный роман, да.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: redtigra
2015-06-26 08:44 pm
Всегда приятно, когда хороший человек находит одну из твоих любимых книг :)
Он замечательный, да.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2015-06-26 09:41 pm
но, кажется, это не особо помогло.

Умер, однако, от старости.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: e2pii1
2015-06-28 11:47 am
Пастернак, Шостакович, Лузин, Солженицын тоже
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rrrr
2015-06-26 11:07 pm
А "Бритый человек" Вам не попадался?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2015-06-26 11:16 pm
Пока нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rrrr
2015-06-26 11:36 pm
Не настолько утонченное (изощренное?) произведение, но рискну и его рекомендовать.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: undamaris
2015-06-26 11:59 pm
Самое страшное для меня в этом романе - описание послереволюционных бродячих собак :(
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: maina_woopka
2015-06-27 12:20 am
Роман действительно очень хорош. Но я в своё время искал и, увы, не нашёл его пьесу "Суд жиз­ни" (сейчас попробовал поискать и опять не преуспел) - вот что было бы любопытно. Любопытно, конечно, чисто в антропологическом смысле - всегда интересно наблюдать как порядочный человек изо всех сил пытается преуспеть в каком-нибудь невыразимо постыдном занятии и как это у него получается.

Интересно, её текст где-нибудь сохранился.
(Ответить) (Thread)
From: tasmanj
2015-06-27 06:10 am
В третьем томе собрания сочинений есть. Вот тут можно скачать djvu файл: http://maxima-library.org/knigi/knigi/bl/series/19700
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maina_woopka
2015-06-27 08:29 am
Спасибо большое, про собрание сочинений я как-то даже и не подумал.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: tasmanj
2015-06-27 06:13 am
Или напишите мне в личку e-mail я вам pdf скину с текстовым слоем.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: absient_spirit
2015-06-27 07:57 am
В третьем тома собрания сочинений есть эта пьеса.
Но без контекста, увы, ничего не понять. Там особая ситуация.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maina_woopka
2015-06-27 08:33 am
Буквально только что прочёл. Собственно, если я правильно понимаю, в качестве контекста там дело КР идёт.

Но, вообще, я ожидал от текста большего - уж ежели обличать космополитов, так всех и особенно "их самих". А так как-то слабо и в художественном смысле беспомощно. Не "Батум" это, конечно, совcем не "Батум".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: absient_spirit
2015-06-27 10:19 am
Что дело КР?
Контрреволюционеры, контрреволюция? Если так, то однозначно нет.
Дело касается другое. На эту же тему "Белая лилия".

Ну а пьеса - попытка выйти из опалы после травли: запретов спектаклей, непечатания, разгромных статей и т.д..
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maina_woopka
2015-06-27 12:31 pm
Да нет же, КР - это "круцин", тот самый кейс с которого в Страшке началась борьба с безродным космополитизмом.

Мариенгоф в своей пьесе шпарит как по рельсам - учёные, семейная пара, препарат (только не для борьбы с раком, а с саранчей, так что там ещё и пошлый среднеазиатский колорит, узун-кулак длинное ухо вот-это-вот-всё), буржуины-искусители, падение и расплата. Передовицу "Известий", в общем, пересказывает.

Слабо, в общем как-то. Натужно и без души. Понятно почему не приняли к постановке.

Edited at 2015-06-27 12:33 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: absient_spirit
2015-06-27 05:20 pm
А кто сказал-то, что не приняли?
Кроме "Википедии" никакой информации нет. А "Википедии" доверять не всегда можно.

Хм, нет, там чуть сложней всё. Случай в ВАСХНИЛ. На него была реакция и в "Литературной газете" Суркова и прочих литчиновничков. Анатолия Борисович вроде как решил шагнуть с ними в ногу.
А вроде как и не шагнул, ведь симпатии не на стороне Виригина, а на стороне всех остальных. И свои стихи он отдаёт не кому-нибудь, а вкладывает в уста молодой американки, как передовую американскую поэзию.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: falcao
2015-06-27 01:09 am

+1

Да, это прекрасный роман! Мне вообще из прозаических произведений очень мало что нравится (в отличие от поэзии), но эту вещь я с восхищением прочитал.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nevelichko
2015-06-27 02:57 am
Да, любимое. Очень рад, что и Вам понравилось.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: keleg
2015-06-27 03:22 am
Да, спасиБо. Прочитал благодаря вам. (а ссылку блокирует роскомнадзор, лучше б на либ. ру ссылаться)
P.S.
А что там антисоветского?

Edited at 2015-06-27 03:23 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ext_483386
2015-06-27 05:05 am
роскомнадзор, видимо, знает, раз блокирует.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: keleg
2015-06-28 03:42 am
ну, надеюсь вы не серьезно говорите. Эта книга в России свободно издается даже на бумаге, на озоне, например, есть.
А флибуста, в отличие от либ-ру, с правообладателями на книги ругается и пиратит, за то и попала в реестр.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ext_483386
2015-06-28 10:32 am
Конечно же, это шутка. Но шутка непростая. Цель данной шутки - высмеять и тем самым принизить тот вклад, который доблестный Роскомнадзор вносит в важнейшее дело борьбы с инакомыслием в РФ.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: keleg
2015-06-28 01:55 pm
Все должно быть гармонично. Если инакомыслия нет - страна загибается от монополизма. Если его слишком много - разваливается от центробежных тенденций т.к. каждый идет в свою сторону. Свобода не цель, всего лишь средство.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_konst
2015-06-29 05:31 pm
Вы можете привести пример страны, развалившейся от центробеждных тенденций, вызванных именно расцветом инакомыслия?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: keleg
2015-06-30 02:14 am
Югославия, например или Чехословакия.
Вообще, т.к. национальность не выбирают (а остальное - в разные стороны) то в либеральной атмосфере в Старом Свете могут существовать только национальные государства.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chuka_lis
2015-06-27 06:40 am
книга отличная.
у него и короткие пьесы очень емкие.
вообще, прекрасный автор (на мой вкус).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: michaellogin
2015-06-27 09:29 am
И экранизация - насколько помню свои впечатления - тоже, кажется, неплохая.



"Щепку" Зазубрина, для полноты картинки, если кто ещё не.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mux22
2015-06-27 08:50 pm
Щепка - глубоко страшная книга. Помню, как она висела у меня во вкладке браузера, я все порывался дочитать, но делать это пришлось урывками, долго не выдерживал.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michaellogin
2015-06-27 10:15 pm
Тоже, кстати, неплохо экранизирована

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_shmael
2015-06-27 08:00 pm
Отличная книга, надо будет перечитать. А "Роман без вранья"?
Который остроумцы назвали "Вранье без романа"?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2015-06-27 08:46 pm
Не читал, но собираюсь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ztarlitz
2015-06-29 11:33 am
А я у Трифонова "Старика" читаю. Тоже доволен произведением.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: maxim_2010
2015-06-29 04:32 pm
а я и в театре пьесу смотрел и фильм. не понял ничего.

Какая то чо чернуха голимая в стиле 90-х.

кто может растолкует, что там такого уж великого?

ps анна каренина кстати - совсем другое дело
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: absient_spirit
2015-07-01 06:46 am
Я всё-таки Вас поправлю.
Когда Мариенгоф отдавал "Циников" в берлинский "Петрополис", он одновременно отдавал этот же роман в советское издательство. Более того, в Германию отправил рукопись только после того, как в советском издательстве его уверили, что "Циники" будут изданы.
Увы, потом наши передумали, а в Берлин роман вышел, как говорил сам Мариенгоф, "неожиданно быстро".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2015-07-02 04:32 am
Роман замечательный, но такой же антисоветский как антибунинский, антинабоковский, антисолженицынский или антимихалковский. Бунин, Набоков, Солженицын при всех гигантских различиях между собой были последовательными советофобами. К Соввласти они относились примерно также, как современные израильтяне к арабам, поэтому Мариенгоф для них глубоко отвратителен.

Для Мариенгофа Соввласть - нечто вроде б.любовницы или жены, навсегда вычеркнутой из жизни, но никак не олицетворение зла. Что касается Михалкова, то он - типичный циник, персонаж Мариенгофа.

Edited at 2015-07-02 04:36 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: snark_44
2015-07-02 11:34 pm
Спасибо за рекомендацию, прочитал. Очень хорошо!
(Ответить) (Thread)