?

Log in

No account? Create an account
это я, щенок - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

это я, щенок [окт. 6, 2015|10:54 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Из традиционной ежегодной октябрьской лекции Андрея Зализняка о найденных за прошедший год берестяных грамотах:

"Я начну с грамоты, которая найдена вчера... Это такой квадратик примерно 5 на 5 сантиметров, и вот какой там текст:



Ну, конечно же, тут такое деление на слова: ѧ щенѧ «Я — щенок». Сверху этого квадратика есть дырочки для привязывания. (Смех, аплодисменты).

Что такие вещи были новгородским писателям на бересте не чужды, говорит грамота № 199, принадлежащая Онфиму, — который, нарисовав зверя (я уж не буду воспроизводить, как он это сделал), написал над этим зверем такую надпись: ѧ звере «Я — зверь». Теперь у нас уже вторая такая грамота: этот щеночек, значит, решил нам объявить, кто он такой."


У меня сразу ассоциация понятно какая:

"Однажды ночью, когда измученные конструкторы отправились спать, часть создаваемой ими аппаратуры на секретном экспресс-дирижабле была поспешно доставлена в царские лаборатории, где ее дрожащими пальцами принялись собирать восемнадцать знаменитейших криминал-кибернетиков, приведенных предварительно к коронной присяге. После долгих трудов из их рук выполз серый оловянный мышонок и, пуская мордочкой мыльные пузыри, принялся бегать по столу, а из-под хвостика у него стал сыпаться белый зубной порошок, причем так искусно, что возникла каллиграфическая надпись: "Значит, вы по правде нас не любите?" Никогда еще за всю историю царства шефы тайной полиции не менялись с такой быстротой. Мундиры, кукла, зеленый шарабан, а также опилки, возвращенные минута в минуту конструкторами, подверглись исследованию под электронным микроскопом. Однако ничего, кроме маленькой бирки со словами "Это мы, опилки", найденной в опилках, обнаружено не было. Даже отдельные атомы мундиров и шарабана подверглись обыску, но безрезультатно."
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: _kum_
2015-10-06 08:06 pm
Эх, если бы еще цитата из Лема была точной...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmarck
2015-10-06 08:24 pm
Мне кажется, она точна для того перевода, который я читал примерно в начале 80х годов.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _kum_
2015-10-06 08:28 pm
"возвращенные... конструкторамИ"???
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmarck
2015-10-06 08:30 pm
Однажды ночью, когда измученные конструкторы отправились спать, часть создаваемой ими аппаратуры на секретном экспресс — дирижабле была поспешно доставлена в царские лаборатории, где ее дрожащими пальцами принялись собирать восемнадцать знаменитейших криминал-кибер­не­тиков, приведенных предварительно к коронной присяге. После долгих трудов из их рук выполз серый оловянный мышонок и, пуская мордочкой мыльные пузыри, принялся бегать по столу, а из-под хвостика у него стал сыпаться белый зубной порошок, причем так искусно, что возникла каллиграфическая надпись: “Значит, вы по правде нас не любите?” Никогда еще за всю историю царства шефы тайной полиции не менялись с такой быстротой. Мундиры, кукла, зеленый шарабан, а также опилки, возвращенные минута в минуту конструкторами, подверглись исследованию под электронным микроскопом. Однако ничего, кроме маленькой бирки со словами “Это мы, опилки”, найденной в опилках, обнаружено не было. Даже отдельные атомы мундиров и шарабана подверглись обыску, но безрезультатно.


Цитата по http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LEM_Stanislav/_Lem_S..html#011
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmarck
2015-10-06 08:31 pm
это ж они для выполнения поставленной задачи последовательно требовали мундиры, куклу, зеленый шарабан, а также опилок ;-P
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _kum_
2015-10-06 08:32 pm
Точно. Был неправ. Посыпаю голову пеплом... :о(
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: erendir
2015-10-06 08:16 pm
"ященя" это же щеночек, который маленький щенок...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: garkara
2015-10-06 08:31 pm
но самая прикольная грамота - все равно "недума сказал, невежа писал... " :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gimli_m
2015-10-06 08:31 pm
Хм. А как правильно по-новгородски писать "я креведко?"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmarck
2015-10-06 08:35 pm
!!!!!

(падает в немом восхищении)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pessimister
2015-10-06 08:50 pm
Странно даже по нынешним временам, на православном портале вполне себе научная и интересная лекция.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mashaaaa
2015-10-06 09:23 pm
Там почему-то именно по лингвистике замечательные материалы, совершенно никак не связанные с религией. (Может, есть и другие, но про лингвистику я знаю, а другого не читала.)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pessimister
2015-10-06 10:35 pm
Особенно нетипично то, что Зализняк занимается древнерусским языком, а не церковнославянским, который и сейчас изучают священники (и даже на нем говорят :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_konst
2015-10-07 09:09 am
"нетипично" в каком отношении?
Для российских академиков-лингвистов типично изучать церковнославянский, а вот Зализняк выбивается из коллектива, что ли?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yanek
2015-10-06 09:16 pm
Шото мне подсказывает, что на новгородском это звучало как "я - щеня", что и сейчас также звучит на украинском.
Прикоснитесь к старине :).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: amigofriend
2015-10-06 09:32 pm
я - щеня
и я сохраняю отстой
сядь ко мне ближе, ты
но со своей берестой
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ext_488270
2015-10-06 09:41 pm
Ну да, ну да, тысяча лет прошло, а украинский как был так и остался. Вечный язык. Живое ископаемое.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yanek
2015-10-06 10:50 pm

из болгарского

Та не, слегка менялся все-таки.

Подозреваю, что форма "щенок" - из болгарского, как и половина русского языка.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: adilika
2015-10-07 09:35 am

Re: из болгарского

по-болгарски совсем не так - кученце, кутре
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: _benvenuta_
2015-10-06 09:42 pm
Да, мне тоже сразу забавно стало.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prol_prolych
2015-10-06 10:44 pm
"я - щєня"

Даже буквы те же
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: restricted_ptr
2015-10-06 11:37 pm
И тризуб вместо щ. Нет ли тут чего...
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: illy_drinker
2015-10-07 01:56 am
что и сейчас также звучит на украинском.

Украинские историки докажут, что эта надпись означала "я - щирий"
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yanek
2015-10-07 07:30 am
Не верьте всему, что говорят на российском телевидении :). А лучше вообще его не смотрите.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: illy_drinker
2015-10-08 01:10 am
я его не смотрел с 2001 года
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: illy_drinker
2015-10-08 01:11 am
украинского хватило во время поездок через Киев
Резиновые сиськи Веры Сердючки и рассказы про щирость древних укр-ариев
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: Sergey Kaminski
2015-10-07 07:34 am
Ну оно, скорее, произносилось как "штеня".
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ichthuss
2015-10-07 09:10 am
А по-украински сейчас произносится приблизительно как "шченя". Разница вроде не очень большая.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: _benvenuta_
2015-10-06 09:45 pm
А у меня сначала была ассоциация с наказанием во всяких там викторианских и не только школах, когда пришпиливали к одежде бумажки с обидными надписями.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pessimister
2015-10-06 10:28 pm
Почему бы и нет, тоже возможно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2015-10-07 03:00 am
Мне тоже кажется, это вид издевательства, типа "я - Луноход-1". Глупо как-то на собаку такую записку вешать...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tlkh
2015-10-07 05:01 am
5x5 довольно большой размер для таблички на щенка.
Надо, правда, рассмотреть гипотезу, что тогда на Руси обитали былинные богатыри и былинные же собаки...

Edited at 2015-10-07 05:01 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: angerona
2015-10-07 11:31 am
+1
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hautboy
2015-10-07 06:10 am
Судя по всему нашли очередную надпись на иврите...
На этом месте у российских археологов сразу мозги вырубает.

Как-то давно, читал российскую научную работу о смысле двух чёрных квадратиков на голове и левой руке на хазарских рисунках. Ни слово филактерия, ни, тем более, тфилин там не встречалось, не надейтесь.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2015-10-07 07:38 am
Да это ж древний монголо-татарский символ "суём-бо", какой ещё простихосподи тфилин!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spaniel90100
2015-10-07 11:23 am
"российскую научную работу о смысле двух чёрных квадратиков на хазарских рисунках"

Очень интересно. Можно ли попросить подробнее?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hautboy
2015-10-08 09:31 pm
ноу чанс. осталась только память как я ехидно хихикал, когда увидел репродукцию.
З.Ы. мне кажется это была работа ещё советских времён.

Edited at 2015-10-08 21:35 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mo4o11
2015-10-07 08:45 am
Лектор такой бледный и с темными кругами вокруг глаз. Первая ассоциация от фотографии: "Сатанисты написали что-то на доске и вызвали дух Петра Капицы".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: garkara
2015-10-07 12:41 pm
кстати, в живую лектор излучает огонь и энергетику. Очень живой дяденька, даром что пожилой
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2015-10-07 01:52 pm
80 лет, однако =(
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yanek
2015-10-11 01:07 pm
Это автор фото неудачно увлекся постобработкой и превратил лектора в зомби.

На видео он лучше выглядит.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: julinona
2015-10-07 06:05 pm
Главное, камень правильно повернуть))
(Ответить) (Thread)