?

Log in

No account? Create an account
аврора - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

аврора [авг. 28, 2016|02:09 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Kim Stanley Robinson, Aurora

(русского перевода пока нет)

Замечательный образец твердой научной фантастики и одновременно хорошей литературы. "Аврора" рассказывает о путешествии корабля поколений, летящего к звезде Тау Кита со скоростью 10% световой. Подробно - и не скучно - рассказано о строении корабля, на котором живут около 2000 человек, распределенных по 24 отдельным цилиндрическим биомам длиной в 4 километра каждый, расположенным по периметру двух огромных колец, соединенных общей осью. В каждом из биомов поддерживается свой микроклимат, фауна и флора. Путешествие занимает около 150 лет и за его время сменяются шесть пололений, но роман начинается в момент, когда корабль уже близок к цели: большой луне одной из планет Тау Кита, на которой летевшие раньше зонды обнаружили воду и гравитацию, близкую к земной. Эту луну переселенцы называют Аврора. Попытка начать заселение луны приводит к неожиданным очень серьезным проблемам и даже катастрофам - и начиная с этого момента события развиваются весьма неожиданно и интересно, и я не хочу раскрывать сюжет дальше.

Автор очень много внимания уделяет тому, как можно в течении сотен лет поддерживать химический и экологический баланс в искусственно созданной среде размером с островок для нескольких тысяч человек. Это самая интересная книга о путешествии такого типа, что мне попадалась, заставляющая читателя задуматься о десятках серьезных проблем, о которых он сам бы и не догадался. Метаболические циклы элементов и соединений в экосистеме корабля, защита от космической радиации, эволюция бактерий и вирусов в биомах - вот лишь несколько из множества тем, которые Робинсон рассматривает с пристальным вниманием, в лучших традициях твердой НФ и одновременно не упуская из виду людей, их жизни и их психологию. Надо сказать, что не раз и не два мне хотелось поспорить с решениями героев и с основными тезисами автора о звездной колонизации - но это более достоинство книги, чем ее недостаток. Те решения колонистов и повороты сюжета, которые мне не понравились, тем не менее выписаны автором убедительно - и желание оспорить их стимулирует работу мысли и воображения. Это не "тьфу, какой бред", а "черт побери, неужели это действительно так? - нет, не согласен, и вот почему".

Один из лучших НФ-романов последних лет. Моя оценка 6/6, горячо рекомендую. Мне кажется странным упущением, что "Аврора" не попала даже в шорт-листы основных НФ-премий в этом году, Хьюго и Небьюлы (автор в прошлом получал обе эти премии за другие романы).
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: occuserpens
2016-08-28 01:37 am
В романе принята писниковая демократическая модель космонавтики и оказывается, что с космической колонизацией она не очень хорошо согласуется: https://en.wikipedia.org/wiki/Aurora_(novel)

Для любителя Трека и В5 писниковые проблемы малопонятны, поскольку в этих сериалах космонавтика, как и в реальной жизни, милитаризирована, основана на разумной иерархической дисциплине. В такой ситуации бунт на корабле немыслим, а бунт машин вроде Космической Одиссеи - просто чушь, бессмысленные фантазии на тему компьютерных неполадок.

Идеальная мирная колонизация в Треке и В5 не рассматривается как очевидный абсурд, а исторически реaлистичная осуждается за неизбежное рабовладение и геноцид.

Edited at 2016-08-28 03:22 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: set_chemist
2016-08-28 10:37 am
в вики забавная фраза:
"...and bacteria are mutating and evolving at a faster rate than humans..."

очень сложно представить ситуацию наоборот ((:
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: kumir_millionof
2016-08-28 01:53 am
А русский перевод есть?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2016-08-28 04:09 am
Еще нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ygam
2016-08-28 02:33 am
А мне не понравилось. Я читал и распевал "В далеком созвездии Тау Кита".
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-08-28 03:29 pm

Против межзвёздной экспансии.

Критиковать концепцию межзвёздной экспансии естественных, биологических людей наверно даже нет смысла, её невозможность и бессмысленность очевидна. Земная цивилизация перейдёт на искусственный машинный носитель гораздо раньше, чем станет возможным межзвёздный перелёт человека. Но даже и для машинной цивилизации межзвёздная колонизация представляется бессмысленной, гораздо разумнее потратить ресурсы на саморазвитие здесь, в солнечной системе. Ведь на межзвёздных расстояниях поддерживать единство субъекта невозможно, любой сигнал передаётся слишком долго (вариант с возможностью сверхсветовой коммуникации не рассматриваем, готов обосновать по запросу). Значит, развитие колонии и метрополии неизбежно будет идти независимо, они будут всё более отличаться друг от друга, в конце концов взаимопонимание станет невозможным, что потенциально ведёт к конфликту. Создавать колонию в другой звёздной системе значит создавать себе потенциального врага, угрозу.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: aviaangel
2016-08-28 03:06 am
А проблема столкновений на такой скорости с межзвездным веществом раскрывалась?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2016-08-28 06:07 am
Да :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadda
2016-08-28 03:10 am
Я никак не могу понять, нравится мне Робинсон или нет. "Galileo's Dream" прочел с удовольствием, марсианская трилогия не пошла - кажется именно из-за обилия технических деталей, оттеснивших сюжет на второй план. Видел его в Орегоне на встрече с читателями (в паре с Ле Гуин), он читал отрывки из "2312" и отвечал на вопросы. Впечатление такое же, как от его прозы - внимательный к деталям и эмоционально отстраненный. "Аврору" возьму в библиотеке, спасибо за рекомендацию.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2016-08-28 03:26 am
Цена вопроса $8, можно себе позвoлить :)
https://www.amazon.com/Aurora/dp/0356500489/ref=tmm_pap_swatch_0?_encoding=UTF8&qid=&sr=
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: guenterr
2016-08-28 06:46 am
Немецкий перевод появится лишь в середине ноября... чОрт
но заказал :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_n_d_r_u_s_h_a
2016-08-28 07:32 am
на рутрекере есть (англ)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: raymond_saint
2016-08-28 08:28 am
Интересно, есть ли менее кривой перевод словосочетания generation ship?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2016-08-28 08:59 am
Мне самому интересно.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ilya_dogolazky
2016-08-28 08:37 am
а что это они туда стопицот лет летели, а обратно существенно быстрее? и откуда взялся бензин на обратную дорогу?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: piter239
2016-08-28 03:53 pm
Ведь должно же быть не так -

Какой длины ни задай полёт, обратный - кажется, что длиннее!!!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: occuserpens
2016-08-28 01:45 pm
Да, потом изолированная колония в принципе не может готовить квалифицированных специалистов и за пару поколений деградирует до пещерного уровня. У Булычева есть нечто по этому поводу. Можно, конечно, придумать что-то про супер-пупер компьютерное обучение, но это как-то скучно.
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
From: thedixon
2016-08-28 07:15 pm
Чтобы попасть в список Хьюго нынче надо быть лесбиянкой или типа того. Их hard sf уже давно не интересует. Надо за коммунизм бороться.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: indraputra
2016-08-29 12:53 pm
чтобы попасть в список Хьюго, надо книжку написать, а не фантастику ради фантастики. В "Авроре" все персонажи совершенно деревянные и второстепенные. Есть попытка оправдать это повествованием от имени AI, но ситуацию это не спасает (тем более, что не все идет от имени AI).
Чем-то напомнило семичасовой фильм про путешествие из Бергена в Осло, снятый из кабины поезда. Красиво и реалистично, но непонятно, зачем.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: genka8
2016-08-29 04:52 pm
Спасибо за рекомендацию, слушаю аудиокнигу с удовольствием. Как "хорошая литература"- совсем не впечатляет, зато hard sci-fi- на высоте.
(Ответить) (Thread)
From: myhumblecomment
2016-08-29 04:55 pm
Согласен с высокой оценкой, отличное чтение. Далеко не шедевр (для сравнения - Обездоленный, скажем - вот это tour de force) но на мой взгляд - намного лучше чем 2312.
Ряд положений откровенно слаб: падение уровня (во многих смыслах) последующих поколений - каким конкретно образом? поверхностный характер анализов среды на Авроре - только для того, чтобы по сюжету произошло то, что произошло? то, что "дикари" могли успешно прятаться при том, что распорядок большинства оставался предельно регламентированным? и т.д.
Как литератор КСР производит впечатление порой жалкое, временами до плачевного, но за то что это настоящая "твердая" Sci-Fi ему определенно можно простить и намного большее.
Кстати, отчего Вы сочли Фрейю глубоко отрицательным персонажем?

Edited at 2016-08-29 17:06 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2016-08-29 10:06 pm
Фрея принимает на себя роль, которую играла Деви, не имея ни малейших способностей к технической части этой роли, которая намного важнее "человеческой", и Фрея достаточно умна, чтобы это понимать. Большинство населения корабля считает ее чем-то вроде неформального лидера, а под конец даже капитана. Но она не понимает проблем экосистемы корабля и не имеет ни малейшего понятия, как их решать; более того, ей не удается делегировать эти обязанности другим, более технически способным членам команды или ИИ корабля.

В моей интерпретации если не все, то большая часть серьезных "метаболических" проблем на корабле во второй половине романа - нехватка такого-то элемента, таких-то соединений, такие-то вредные бактерии итд. - происходят не потому, что прошло слишком много времени, а потому что нет Деви, которая обсессивно их анализирует и находит решения. Примеры решений Деви, о которых Фрея узнает во время своего первого путешествия по кораблю, это как раз решения тех проблем, с которыми после смерти Деви население перестает справляться.

Опыт показывает - и Фрея не может этого не понимать - что главным авторитетом на корабле должен быть супер-дотошный способный инженер типа Деви, иначе все начинает разваливаться. Но из-за личных комплексов или глупости Фрея сознательно стремится к роли главного авторитета на корабле, вместо того, чтобы срочно искать/воспитывать замену Деви, раз она не может быть такой заменой. У нее это получается из-за потакания близких людей и сентиментальности/глупости значительной части населения, видящей в ней наследницу Деви. И все начинает разваливаться. А в середине этого развала мечется Фрея, главный метод которой - побольше со всеми поговорить и убедить, что правильно поступить так-то, причем выбор этого правильного варианта у нее почти всегда сентиментальный и неотрефлексированный.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: efix
2016-08-30 10:00 am
Немецкий перевод ожидается 14 ноября: https://www.amazon.de/dp/3453317246/

Edited at 2016-08-30 10:03 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: doktor_gradus
2016-08-30 09:54 pm
Корабль поколений представляется мне безумно интересной штукой в техническом плане. Но невозможной в финансовом смысле. Этакая победа техники над здравым смыслом.

И вот почему.

Мы можем собрать корпус, который прослужит 150 (300?) лет. Но мы не сможем собрать двигатель с таким ресурсом. Мы не сможем собрать компьютер, для управления двигателем, который сможет проработать без сбоев всё время полёта. Мы не сможем обеспечить электростанции звездолёта нужным количеством топлива, чтобы питать этот компьютер.

Соответственно, мы должны взять с собой запасные двигатели, запасные компьютеры.

Но ведь нужен не только двигатель и компьютер. Нескольким поколениям людей надо много чего, в том числе и медицину - томографы, кардиографы, рентгеновские аппараты, хирургическое оборудование - и всё оно тоже не прослужит 150 (300) лет.

Нам надо взять с собой запасное всё. Логика подсказывает, что в этом случае проще брать с собой исходное сырьё и заводы для производства чего угодно - от гвоздей до томографов и атомных реакторов.

Это требует большого количества людей - так как помимо обслуживающего двигатель и компьютер персонала нужно обслуживать электростанции и заводы. Мало того, всех их нужно учить и лечить, одевать и кормить, ну, и развлекать, разумеется. Потребуется масса народа, которые не будут иметь прямого отношения к полёту. Они просто будут обеспечивать кораблю сносный уровень жизни.

2000 человек - это безумно мало. Более реальная оценка численности корабля поколений около миллиона человек или больше.

В какой-то момент становится проще изобрести искусственное солнце и повесить его на орбите вокруг планеты, и двигатели, способные эту планету передвигать. Кажется, кукольники у Ларри Нивена это и сделали.

(Ответить) (Thread)
From: komprendre
2016-09-02 05:15 am
Так ведь уровень автоматизации может быть не чета нынешнему в условиях избытка дешевой рабочей силы. В той же америке дофига заводов с десятком человек заправляющим всем.
Обучение и развлечения - есть ютюб (с локальным кешем на момент вылета).

Оборудавние сейчас не планируется с ремурсом на 150 лет потому что это никому не надо. Если такую задачу поставить - непонятно почему этого нельзя добиться. Стресс-тесты отдельных узлов можно проводить в корабле разогнанном до 0.999c :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: grumpymouse
2016-08-31 09:02 pm
Хорошая книга, но не 6/6. Я бы дал 3.5 из 5.

Первая половина (с Деви) очень хороша, но потом идет под откос.

Их попытка колонизации, которая провалилась из-за таинственных "прионов" меня немного покоробила. В книге "прионы" описаны как микроскопические молекулы диаметром меньше 50 ангстромов, что якобы намного меньше обычных белков. Но медианая длинна белков в наших клетках около 250 амино кислот, и такие белки как раз сворачиваются в сферу диаметром 40-45 ангстромов. То есть 50 ангтсромов - это нормальный размер человеческих белков. Далее, откуда на голой планете взялись "прионы" тоже не понятно. Земные прионы это белки, которые неправильно свернулись и аггрегировались в устойчивые к деградации полимеры. То есть чтобы на планете были прионы из аминокислот, на ней должна быть какая-то жизнь, которая их делает. В общем, тема прионов не раскрыта совсем. Автору по сюжету срочно нужен был злой баг, и на матчасть времени не хватило. Осадок от этого остался.

Плюс мне подозрительной показалась идея, что популяция из нескольких сотен людей не в состоянии производить нормальное потомство. В мире полно популяций/видов с несколькими сотнями особей, которые номальное себя чувствуют. Всякие виды хомо эректусов, от которых произошли люди, тоже вряд ли насчитывали больше чем несколько тысяч особей. Это еще одна "загадка", которую автор объяснять не стал из-за незнания мат части. 20 минут с биологом и поп генетиком, и он мог бы описать более рельные/наукоемкие сюжеты. Что для "хард" сай-фай по-моему критично.

В конечно итоге, правда, книгу я бросил из-за нудной писанины в последней трети. Посмотрел в википедии, чем закончились страсти, и пошел читать другое. Но опять-таки, первая половина истории, и детальное описание того, как Деви управляла экосферой коробля, делают книгу хорошей. Читать стоит.

ps Из "недавних" описаний жизни на generation ship еще есть Alastair Reynolds в Chasm City. Но это скорее триллер, чем generation ship story.
(Ответить) (Thread)
From: komprendre
2016-09-01 11:10 pm
Я пока на середине книги - на провалившейся колонизации и в начале идеи лететь обратно.
Изложу что мне не понравилось пока:
1. Разгон до 0.1с, при 10g, неважно какими именно супер-дупер магнитными полями или лазерами, должно занимать порядка месяца. Умерших было бы не 5 а все 2000.
2. Недостаток элементов типа фосфора по идее должен решаться ядерным синтезом или делением. У них же были реакторы на борту. Могли бы прикрутить еще какой токамак/ускоритель/квантовый принтер.
3. Из двух тысяч человек потомков и учеников лучших умов Земли 2550-го года, есть одна универсально умная Дэви (и потом еще специализировано умный Джочи) и 1998 ни на что не годных тупиц. Возврат к среднему конечно, да, но не до такой же степени?!
4. Почему нельзя было за 20 (а лучше 200) лет до запуска корабля, запустить зонды которые смогут спуститсья на планету и проанализировать на месте? Результаты послать на землю/на корабль в пути и избежать части неприятных сюрпризов?
5. Прионы скажем есть - почему нельзя придумать и синтезировать вакцину? Мозгов не хватает? Пошлите данные на Землю, подождите 25 лет ответа с инструкциями. Запасы фосфора можно собрать с планет/лун.
6. Изначально было ясно что экспедиция рискованная но волонтеры готовы потенциально умереть ради шанса основать новую колонию. Почему вдруг отказываться? Если главное гарантированное выживание себя или потомков - нахера вообще летели?

Пессимизм автора проявляется всюду и раздражает. Плюс непонятно почему он считает что наука и технология 2700-го года настолько похожа на 2015-й и ничего принципиально нового не придумали вообще.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: doktor_gradus
2016-09-03 07:57 am
По п.4 - с зондами видите какая штука. Чтобы что-то передать через такое расстояние, им потребуется просто невероятной мощности передатчик. Ну и ещё они не должны выйти из строя, конечно. Вероятность, что из, к примеру, 200 (каждый с мощнейшим передатчиком) хотя бы один долетит и сможет выполнить работу - крайне мизерная.

> ничего принципиально нового

Если бы автор мог придумать что-то принципиально новое, он и был бы учёным/изобретателем, а не писателем.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: cruelhumor_ru
2016-09-22 08:54 pm
есть очень хорошая фантастика Эдуарда Катласа про терраформирование Марса. Я была очарована книгой.
(Ответить) (Thread)