?

Log in

импровизация и платформа - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

импровизация и платформа [мар. 1, 2017|08:25 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Вот я нашел версию с русскими субтитрами одной очень интересной сцены в жанре импровизации. Меня эта сцена восхищает и я ее время от времени пересматриваю. Но, мне кажется, человеку, который незнаком с этим жанром и сам никогда не пробовал, нелегко понять, что в этом такого уж потрясающего (я ниже попытаюсь объяснить). Попробуйте посмотреть и судите сами. Можно смело начинать где-то с 01:30. Самое главное тут - первые четыре минуты (начиная с 01:30). Помните, что актеры разыгрывают полностью импровизированную сценку - они ничего не репетировали и ни о чем не договаривались заранее.



Теперь попробую объяснить, что особого в этой сцене.

В импровизации есть понятие "платформы". Платформа - это "кто, что и где": кто эти люди, что они делают и где они этим занимаются. В отличие от театра, участники импровизационной сценки не знают, когда они начинают ее, кто они такие (как их зовут, профессия, если это важно, кем они друг другу приходятся - знакомые, друзья, супруги, братья, случайные прохожие...), не знают, что они делают в начале сцены, и не знают, где все это происходит. Иногда часть платформы задается условиями игры или сцены - например, у аудитории просят: назовите какое-то место или какие отношения между людьми, и сразу с этого начинают. Но это всегда только часть.

"Установить платформу" значит сделать так, чтобы у участников создалось общее понимание всего этого, и импровизаторы специально над этим работают, потому что это должно выглядеть убедительно: если сказать что-то вроде "Здравствуйте, я тут принес вам отчеты, которые вы просили, ведь вы же мой начальник", то это будет глупо и эффект пропадет. Но с другой стороны, это делают быстро, обычно в первые секунды сцены, иначе актеры по-разному понимают (или не понимают), кто они такие и что происходит, и почти невозможно вести себя осмысленно и гармонично. Одно из главных умений импровизатора - немедленно "принять" любой намек на платформу своего партнера по сцене. Если ко мне обращаются по имени, то теперь я знаю, что это мое имя. Если я задаю стандартный вопрос официанта, то все понимают, что мы в кафе или ресторане, итд. Если все вышло на "отлично", то аудитория увидела совершенно естественные диалог и поведение актеров, как будто они заранее знали, кто они, где они, и что будут говорить - но при этом аудитория понимает, что это не так. Если нет этого "понимает, что это не так", то непонятно, что тут такого особенного - ну хорошо, несколько актеров убедительно сыграли интересную или смешную сценку.

В этом видео актеры, весьма известные в этом жанре, делают нечто весьма редкое - они очень долго, больше трех минут (это вечность! вечность!) не устанавливают платформу. На отметке в 01:40, когда они просто стоят и смотрят друг на друга, они не знают о своих персонажах вообще ничего, и постепенно вводят один за другим, мало помалу, эмоциональные и фактические подробности. При этом самое главное - в чем состоит конфликт? что происходит? - раскрывается в 05:00, когда зритель наконец понимает следующее: они оба работники компании, и оба играют в любительской лиге по софтболу (упрощенный вариант бейсбола), где команды составляются по месту работы (довольно частая практика в Америке). Один из них только что наорал на начальника, который хочет занимать ключевую позицию на поле, хотя плохо играет - и теперь опасается, что его уволят, а второй сам бы никогда на такое не решился, и его поддерживает и поддакивает.

В свете этой платформы весь предыдущий диалог актеров, их поведение, жесты, тон речи - все совершенно логично и аутентично, как будто заранее разыгрывалась именно такая сценка; но на самом деле все это вводилось постепенно. Если смотреть внимательно, то видишь, как все время один из них вносит какую-то новую деталь, а второй немедленно подхватывает и укореняет, добавлят еще что-то к ней. Первый говорит (02:35): "я даже здесь слышал этот крик", а второй подхватывает и уточняет: это он высказывал, что у него наболело на душе, потому что такой он человек итд. Еще неизвестно, на кого он кричал и почему, но еще через несколько секунд становится понято, что это был один человек, потом - что начальник, но такой, к которому кричавший относится с пренебрежением. До самого конца неизвестно, почему он кричал на начальника и в чем состоял его идеализм, и можно это разрешить сотней разных способов, и только в 05:00 они выбирают один из них. Все это выглядит естественно и непринужденно, но на самом деле это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО. Оба актера держат в голове развивающееся понимание платформы и мириады еще не "обрубленных" возможностей продолжения, и с огромным вниманием друг к другу уточняют и развивают его дальше. Они ни на секунду не выходят из образа, который по сути еще не существует и создается ими из ничего в эти самые секунды. Когда я в первый раз смотрел, у меня мурашки по коже просто шли при мысли о том, как это тяжело, и как круто. Когда я что-то такое делаю, то если у меня за 5-10 секунд нет платформы, то это все, сцена идет под откос невзирая на все мои усилия. Эти 3 минуты 20 секунд - что-то невероятное.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: lenochkaso
2017-03-01 06:53 pm
Как интересно! Я специально посмотрела первый раз не читая вашего комментария (хотя соблазн был) - ну, сценка, ничего особенного... И только прочитав объяснение понимаешь, насколько тонко и точно они играют!

Edited at 2017-03-01 18:54 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tetushka
2017-03-01 07:37 pm
Очень высокий уровень. И немедленно захотелось чем-то подобным заняться.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rsokolov
2017-03-01 10:39 pm
Не сразу смог понять, где я раньше видел того актера, что посветлее. Потом дошло: он уже черт знает сколько лет снимается в рекламе едальни на проезд "Sonic":

Там тоже очень похожие по степени осмысленности диалоги.

https://www.youtube.com/results?search_query=sonic+commercials
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: _glav_
2017-03-01 10:56 pm
в жж так тролли делают :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2017-03-01 11:46 pm
Молодцы, конечно. Из ничего сделать интересную сценку с саспенсом - это, конечно, талант. Если, конечно, это действительно импровозация.

Я бы это прокомментировал так. В принципе придумать интересный диалог не так уж сложно. Сложно сделать это в реальном времени и сразу набело, без черновиков.

Edited at 2017-03-01 23:55 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: garkara
2017-03-02 12:29 am
обалдеть
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-03-02 04:37 am
У меня создалось прямо противоположное впечатление - что они тужатся, нащупывают, и жутко осторожничают, чтобы не дай бог не сделать чего-то, что бы обозначило платформу слишком четкою И именно поэтому это так долго тянется - они просто не могут сделать чего-то неправильного из-за ограниченности того, что они позволяют себе сделать! В результате, вместо наблюдения за спонтанной, искрометной игрой приходится смотреть на унылое двухминутное кивание друг другу.

А если еще предположить, что они обычно так и работают, то первые две минуты - это вообще не "it's all made up", а наработанная заготовка... Я, конечно, готов поверить, что это единственная у них сценка в таком духе, но все равно мое впечатление (как полного профана в импров) - что сценка эта не просто "средняя", а "ниже среднего", из-за отсутствия в первую минуту ИМПРОВИЗАЦИИ как таковой...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kosovsky_family
2017-03-02 08:06 am
+1
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: snyders
2017-03-02 04:06 pm
+2
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krimsky
2017-03-04 11:52 pm
+3
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spaniel90100
2017-03-02 06:34 am
Тут главное - считать, что психотипов не существует и врожденной Диалоговой Эмоции не бывает :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2017-03-02 11:30 am
психотипов - ух

врожденной Диалоговой Эмоции - ох
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dikem
2017-03-02 02:26 pm
Стилистическая помарка в диалоге "general - infantry man" вместо "general - private"

Швы все же видны, но они созданы для комического эффекта, переброс темы на софтбол после того как публика настроилась на производственный конфликт.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-03-02 06:04 pm
Вспомнился рассказ "Мой незнакомый друг" Стивена Ликока (есть здесь - http://coollib.com/b/335255/read , он совсем короткий).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: spamrobot3
2017-03-02 11:15 pm
Велосипедисты на треке тоже иногда застывают в сюрплясе, чтоб поинтереснее было.

Ничего сверхъестественного; все ж знают, что все искусства стремятся стать музыкой.

Хоть и интересно, да.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: maximbelov
2017-03-05 09:57 pm
Т.е. я правильно понимаю — ни один из актеров не знал в начале сцены, что речь будет идти про софтбол? Т.е. они слово за слово строили сюжет из ничего?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2017-03-05 09:59 pm
Да, именно так.
(Ответить) (Parent) (Thread)