?

Log in

вибрато - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

вибрато [мар. 5, 2017|12:39 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Из монографии Б.М.Теплова "Психология музыкальных способностей":

"Воспользовавшись певцом, умевшим петь как с вибрато, так и без него, Метфессель произвёл следующий любопытный опыт. Он предложил опытному профессиональному учителю пения прослушать пение этого певца сначала без вибрато, затем с вибрато, и после этого описать, в чём заключалось различие звучания в двух последовательных исполнениях. Учитель, конечно, не был осведомлен ни о факте вибрато, ни о смысле опыта. «Во втором случае звук гораздо лучшего тембра»,— ответил он. Никаких вибраций голоса он не отметил. Этот результат был подтверждён другими опытами: непосвящённые слушатели всегда описывали изменение в звуке в результате вибрато как изменение тембра, а не как колебания по высоте и интенсивности. Правда, при специальной тренировке можно научиться выслушивать колебания, образующие вибрато."

Меня так поразило это описание, что я тут же бросился искать примеры одного и того же голоса с вибрато и без, и вообще больше читать о вибрато. В результате я осознал, что совершенно неправильно понимал, что такое вибрато.

Я думал, что вибрато - это ну как Уитни Хьюстон в "Телохранителе". Или как певцы восточной музыки в Израиле. В общем, очень заметная и значительная вибрация голоса ради эффекта. А оказывается, это называют "поп-вибрато" или "ложное вибрато". А настоящее вибрато, везде пишут, возникает "само по себе" при правильной технике пения, и не требует от певца сознательно варьировать голосом высоту звука. И действительно, видимо, не воспринимается при прослушивании как вибрация, а скорее как богатый тембр голоса.

Вот в этом видео (спасибо sleeping_death за помощь с его компиляцией) есть два типичных примера. Певицы специально для демонстрации начинают в чистом тоне, а потом переходят в вибрато:



Вот интересная подробная статья по-английски про вибрато и разные виды "ложного вибрато". Я также прочитал отдел про вибрато в сборнике The Psychology of Music (ed. Diana Deutsch), и там примерно то же самое пишут, еще с кучей научных подробностей про измерения частот.

Теплов пишет еще в своей монографии, что исследователи обнаружили в голосах известных певцов, что на протяжении 95% длительности звучания голоса они пользуются вибрато (правда, его книга вышла в 1947 году; в современной рок- и поп-музыке, похоже, певцы часто поют без вибрато, хотя часто и с ним). Причем это не "просто так само по себе" - у людей, которые не учились никогда пению, тот же показатель равен 25%. Я попробовал вслушаться в знакомые голоса певцов, и да, действительно, они все поют вибрато. Окуджава в "Виноградной косточке", Гребенщиков в "Городе золотом", Щербаков в "О город слез..." и Алла Пугачева в "А знаешь, все еще будет" - все поют вибрато. Это не просто (не только) тембр голоса, это именно вибрирование по высоте, если специально прислушиваться, чего я, видимо, никогда до сих пор не делал. Я ощущаю себя почти как тот герой Мольера, что с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой - только я это узнал о всем остальном мире.

(и все равно, возвращаясь к цитате в начале записи, кажется странным - неужели учитель пения не отметил, что разница между двумя исполнениями в наличии/отсутствии вибрато? Уж если кто-то должен это заметить, то учителю пения полагается, разве нет?)
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: poopoopastor
2017-03-04 11:15 pm
>> Я думал, что вибрато - это ну как Уитни Хьюстон
>> в "Телохранителе". Или как певцы восточной музыки
>> в Израиле.

...это разве не мелизмы?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: o_gershon
2017-03-05 06:06 am
Это мелизмы, да.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: roscinka
2017-03-04 11:37 pm
Согласна, что странно.
Те педагоги вокала, с которыми я сталкивалась, очень легко определяли наличие вибрато.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: liveuser
2017-03-05 12:11 am
> я хотел для этой записи сделать одно видео, где есть только эти два отрывка по несколько секунд, с fade-in и fade-out между ними. Но у меня такое займет минимум час горемычных мыканий с опциями ffmpeg, которых я не знаю.

Ваши коллеги уже много лет стараются, чтобы это заняло минут пять в видеоредакторе самого Ютуба безо всяких знаний.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2017-03-05 12:19 am
И что, это действительно занимает пять минут в видеоредакторе Ютюба?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: evocator
2017-03-05 12:43 am
Очень ценное наблюдение! От себя добавлю, что об умении петь как таковом можно судить именно по наличию вибрато в голосе (а также по умению управлять его частотой и глубиной - но это уже чистый профессионализм).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tetushka
2017-03-05 12:46 am
Не занимаюсь пением, а оказалось очень интересно.
(Ответить) (Thread)
From: leroy_ru
2017-03-05 12:49 am
Не верится, что если прослушать два отрывка, с вибрато и без, можно не услышать разницу
(Ответить) (Thread)
From: bowhill
2017-03-05 01:35 am
Я думал, что вибрато - это ну как Уитни Хьюстон.

Разговор о вибрато на все деньги, в вокале может быть неполным без Чичилии Бартоли.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: geish_a
2017-03-05 01:47 am
Фух, я было подумала, что я не знаю, что такое на самом деле вибрато. Но прослушала клипы и это именно то, что я думала. Тогда совсем странно, что якобы учитель этого не заметил, что-то тут не то.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: olkab
2017-03-05 06:04 am
Поддерживаю.
В первом случае абсолютно отчётливо слышны колебания тона. Во втором, когда она разгоняется, слышны неотчётливо, потом снова прекрасно слышны колебания тона.
Я не учитель музыки, слух у меня средненький. Да, я музыкой занимаюсь с детства, пою, много слушаю. Но не то чтоб прям профессионал :)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: aosypov
2017-03-05 01:51 am
> Метфессель произвёл следующий ... опыт

Угадайте, как оно было прочитано ;)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: catta
2017-03-05 03:18 am
Спасибо. Теперь я наконец-то знаю, почему не переношу оперное пение. В силу каких-то личных особенностей слухового восприятия для меня вот это вот настояще вибрато звучит как модуляция интенсивности, и это очень неприятно, особенно если поют сопрано.
(Ответить) (Thread)
From: prostathek1
2017-03-05 04:47 am
https://www.youtube.com/watch?v=eMIRCrdtofk

Приблизительно секунд 30 начиная с 59-й сек. И затем с

3м13сек.

Хотя вообще вся вещь красивая.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-03-05 04:08 pm
Это не естественное вибрато, а нарочитая
манерность (наврно, так было модно в те
годы) - и оно не похоже ни на оперное,
ни на естественное вибрато - это
частое, мелкое ДРОЖАНИЕ ГОЛОСА.

Вибрато в общепринятом смысле звучит иначе.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: webface
2017-03-05 09:30 am
Спасибо за пост, тоже никогда не обращал на это внимание. Правда лично мне кажется что голос так звучит хуже, а не лучше - создается ощущение что певец не справляется с нотой.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: _sabiko
2017-03-07 12:25 pm
Тоже всегда, когда слышла такое дрожание в голосе - думала, не тянет человек. А это что, не недостаток, а так и надо и "богатство тембра"?! Никогда бы не подумала!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: liya_ryjik
2017-03-05 11:01 am
Спасибо
А про учителей вокала, особенно по израильскому опыту, они разные бывают (и это я вежлива).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2017-03-05 01:46 pm
У вас есть на примете какой-то невероятно прекрасный? :)

(не то чтобы у меня в обозримом будущем был шанс брать уроки вокала, но любопытно все равно)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: poups
2017-03-05 01:55 pm
некоторые классические исполнители поют исключительно используя вибрато. прекрасный пример, чечилия бартоли: https://www.youtube.com/watch?v=myfj2dvAuRU
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-03-05 03:30 pm

А теперь - верный ответ..

Не читая остальных комментариев, оставлю свой

(1) Я физик по образованию, компьютерщик
и физик по профессии.

(2) я заинтересовался пением и научился
петь, т.е. извлекать звуки не слабенькие,
а того тембра и типа, что поют "настоящие"
певцы с академической и т.д. профессиональной
постановкой голоса

(3) пока я разбирался - как физик и бывший
школьный отличник, участник разных олимпиад -
я обнаружил, что практически 100% певцов и
их учителей - дебилы, не в смысле оскорбления,
а как констатация факта


В преподавании пения живет такое количество
(нестыкующихся друг с другом) мифов, что плохо
становится

(4) Бесплатно дарю вам самое главное,
сведенное - как подобает физику - в 3-4
patterns, понимания


(а) пение есть чисто телесный, физический навык,
как езда на велосипеде, плавание или гимнастика.
Как следствие, трудность - в объяснении словами
того физического, что можно только самому почувствовать,
и затем запомнить.

(б) Пение сводится к тому, чтобы давить животом,
правильной его частью, выдувая в точку "за носом",
при полностью пассивном и расслабленном горле.
Новички, которые этого не умеют, регулируют поток
воздуха поджимая горло, делая узость между задней
частью языка и глоткой и/или зажимая нос.
Это производит гнусный звук.

Расслабленная глотка потом просто в потоке воздуха
принимает некие положения нужные для извлечения звуков,
лицо и глотка всегда остаются ненапряженными

(в) пение - это игра на трубе. В ней всегда должен
быть открыт ход воздуха через нос. Только через постоянное
дутьё в нос делается легато и только из-за него согласные
не прерывают пения (у новичков - прерывают, сбивая
"певческую позицию" и полностью прекращая дутьё)

Ваша глотка - как органная труба или волынка, и чтобы
запеть надо включить выход воздуха. Это же сильнейше
влияет на тембр (и ставит "купол" и прочая прочая прочая)

(г) И последнее, самое главное для понимания вибрато.
Пение работает только тогда, когда вы ВКЛЮЧИЛИ
РЕЗОНАНС
- на всех до одной нотах.

Не умеющие петь извлекают звуки давлением, они мгновенно
прекращаются как только чуть ослабло давление животом,
они имеют "давленную" окраску и т.д.
Так - давлением - поёт ОГРОМНОЕ число даже профессионалов

Включив резонанс, мы с удивлением видим, что
-- дыхания хватает на длинные фразы
-- громкий звук не требует "сильно давить", он сам
по себе громкий - за счет резонанса
-- переходы между регистрами становятся естественными
и возможными легко
-- и только во время резонансного пения, за счет
физики резонансных колебаний и возникает "естественное
вибрато"


Те 25% певцов, которые его имеют, имеют правильный
резонанс во время звукоизвлечения - вибрато возникает
как колебания вокруг центральной частоты резонирующего
объёма


(д) "Ученые" изучающие пение такие же мудаки, как и
певцы - представьте "ученого" всю жизнь занимающегося
тем, что изучали в советской школе в 8м классе.
Они вечно проводят измерения, и затем вечно творят
"модели", которые обсчитывают на матлабе.

Они не способны понять и увидеть, что СУТЬ ЕСТЕСТВЕННОГО
ВИБРАТО в создании РЕЗОНируЮЩИХ ПОЛОСТЕЙ как третьей
составляющей верной техники звукоизвлечения

(е) вибрато не является чем-то очень нужным для пения
и есть часть функции жадности в до-оперную эпоху.
Это интереснейшая часть истории пения, но я её здесь
опускаю.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-03-05 03:45 pm

Добавление/уточнение

И последнее, самое главное для понимания вибрато.
Пение работает только тогда, когда вы ВКЛЮЧИЛИ
РЕЗОНАНС - на всех до одной нотах.

Не умеющие петь извлекают звуки давлением, они мгновенно
прекращаются как только чуть ослабло давление животом,
они имеют "давленную" окраску и т.д.
Так - давлением - поёт ОГРОМНОЕ число даже профессионалов.

(а)
Когда поёшь давлением без резонанса, то "вибрато" приходится
делать толчками диафрагмы или где-то там в кадыке (и
некоторые "учителя" такому и учат!)
Также - в 40е-50е в моде в американской поп-музыке было
мелкое мерзкое деланное вибрато (см Мерилин Монро в
Some Like It Hot)
Примерно 40я секунда на Ю-Тьюбе в
watch?v=WQIvhotZSUw
или 1:40, 1:54 вот здесь
watch?v=MPxmvZBFZcs


(б)
В опере/академе вибрато выполняет прикладную роль
Его стали использовать повсюду чтобы отличать певца
от оркестра в домикрофонную эпоху


Певцов дрессируют много лет чтобы у них была "сильная
форманта" (подъем в спектре там, где спектр оркестра
ниже) -- и блеять, чтобы также отличить их от оркестра
В-третьих, третья основа подготовки оперного певца -
орать на пределе возможностей

Все эти три вещи позволяют покрыть залы в несколько
тысяч человек
-- и тем с одного выступления собрать
больше денег.

Такой домикрофонный стандарт пения однако вводит жесткие
ограничения as well - ширина доступного пения сводится
к 2м октавам. Спокойное, без орания силой с реактивный
двигатель, звукоизвлечение дает гораздоо более широкий
диапазон
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: dao_nyxa
2017-03-05 06:49 pm
Ух ты, я теперь тоже чувствую себя как месье Журден! Оно повсюду!

Но вот только субъективно я почему-то воспринимаю вибрато - как некое читерство. Дескать, если честно и чисто звучит мой голос неинтересно - дай-ка им подрожу, приукрашу на ровном месте - а слушатели: "ах, богатство тембра". Когда в детстве на скрипке училась, тоже вибрато воспринимала как эффектный - но дешевый прием.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: occuserpens
2017-03-06 12:55 am
Как только что заметили, использовать вибрато в опере - это примерно тоже самое что говорить прозой.

Как оказалось, пользоваться или не пользоваться вибрато при исполнении Брамса и Вагнера - очень серьезный вопрос. Я бы с удовольствием послушал соответствующие отрывки с ним и без.

Что касается физики вибрато, то все зависит от того, насколько использование осциллографа полезно для исполнителей. Я в этом очень сомневаюсь, а для немузыканта это наверняка полный нонсенс.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-03-06 01:24 am
Будете смеяться, но был такой тенор в Америке,
Миллер. После Войны он некоторое время пожил
в оккупированной Италии -- и затем стал себя
продавать как самый большой учитель пения в Штатах

Сегодня его именем названа одна из самых известных
школ академического/оперного пения в США.

Так вот, удивитесь - они там поют в микрофон,
присобаченный к компьютеру, который в реальном
времени рисует спектрограмму.

И они отрабатывают приступ, вибрато, точность
высоты звука так, чтобы соответствовали стандарту
при помощи этих картинок в момент пения.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alxt
2017-03-06 05:31 am
Не хочу слушать Хьюстон- ненавижу её вообще и эту песню в частности :) Так что не могу вспомнить, что есть "ложное вибрато". Есть пример без крика?

А в отрывках- слышно отлично переход. Вибрато как колебания давления на уши (почему-то так воспринимается в наушниках).

Про "резнонанс на всех нотах" и как результат громкость без напряга- да, наверное так и есть. Пожалуй самый яркий для меня переход- это замена в "Дип пёрпле" Эванса (который пел удивительно гармонично и легко) на Гиллана (который орёт).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: hyperpov
2017-03-06 06:24 am
Хм. А что формально представляет собой вибрато у вокалистов - пульсацию частоты, амплитуды или и того, и другого? Чистая пульсация амплитуды равносильна изменению спектра, так что формально это и есть изменение тембра.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-03-06 06:53 am
на "частотно-временной плоскости" - когда "короткое преобразование Фурье" даёт спектр звука/ков в некий
короткий интервал времени, и слева направо мы видим
как бы ряд вертикальных полосок со спектром, время
течет по горизонтали. (short time Fourier transform,
STFT).

Тогда долгая нота-синусоида, "чистый тон", будет
соответствовать горизонтальной полоске на какой-то
высоте по оси Y.

Изданная голосом (или инструментом) протяжная нота
будет выглядеть как ряд горизонтальных полосок -
нижняя основной тон, выше её гармоники (у чистой
синусоиды гармоник не будет)

ВИБРАТО будет выглядеть не как горизонтальная линия,
а как "синусоида" на частотно-временной плоскости,
т.е. колебания вверх и вниз от горизонтального тона.

Т.е. это частотные изменения основного тона, скажем,
100 Гц (соль большой) или 440 Гц (ля первой) с малой
частотой качаний, 6-8 раз в секунду обычно - на малую
величину.

Это колебания ВЫСОТЫ тона, чуть выше-чуть ниже, как
правило до или менее полутона (скажем, четверть тона)

КОЛЕБАНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ (амплитудная модуляция) также
бывает присутствует, небольшая - и её можно видеть на
огибающей "формы волны" во временной области - на той
лохматой дорожке, которую мы привыкли видеть в аудио-
редакторах и как изображения "звука" в разном научпопе.

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО (если не всё) ВИБРАТО В ПЕНИИ -
намеренно деланное. Так ЗАСТАВЛЯЮТ певцов петь, т.е.
приказывая - "если у вас нет вибрато, то вы не можете
считаться профессиональным вокалистом"

Пение БЕЗ ВИбРАТО существовало где-то там, в веке 17м,
а сегодня так тянут звуки скажем детские хоры. Ребенок
естественно будет делать звуки без ненатурального для
необученного, невыдрессированного голоса вибрато.

Также можно услышать звуки без вибрато у басов, очень
низких басов. Хотя академистов заставляют это делать
даже внизу.

МЕРЗЕЙШЕЕ ВИБРАТО можно слышать у престарелых - лет за
50 - бывших оперных певиц. Там оно вихлявое, разболтанное -
т.е. не на четверть тона от основной ноты, но больше, и
иногда медленное, превращающееся в "качание" или "вихляние"

Как я видел где-то, такое вибрато описывали так:
"у неё такое вибрато, что можно на джипе
проехать и крышу не поцарапать"
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sleeping_death
2017-03-06 07:48 am
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2017-03-06 12:43 pm
Большое спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: edo_rus
2017-03-07 07:18 am
Гребенщиков в "Городе золотом"

противное блеяние БГ (особенно заметное на тянущихся звуках) - это и есть вибрато? "с ними золотой орйойойол"
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-03-07 04:00 pm
Внезапно
Не думал, что можно не заметить изменение высоты при таком вибрато :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: onodera
2017-03-08 02:12 pm
На всякий случай прослушал видео и убедился, что я всегда правильно понимал, что такое вибрато (биение ноты, как будто в выходную цепь подмешивается левый переменный ток). Солидарен с американским мнением, что это отвратительное козлиное блеяние.
(Ответить) (Thread)