?

Log in

вибрато - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

вибрато [мар. 5, 2017|12:39 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Из монографии Б.М.Теплова "Психология музыкальных способностей":

"Воспользовавшись певцом, умевшим петь как с вибрато, так и без него, Метфессель произвёл следующий любопытный опыт. Он предложил опытному профессиональному учителю пения прослушать пение этого певца сначала без вибрато, затем с вибрато, и после этого описать, в чём заключалось различие звучания в двух последовательных исполнениях. Учитель, конечно, не был осведомлен ни о факте вибрато, ни о смысле опыта. «Во втором случае звук гораздо лучшего тембра»,— ответил он. Никаких вибраций голоса он не отметил. Этот результат был подтверждён другими опытами: непосвящённые слушатели всегда описывали изменение в звуке в результате вибрато как изменение тембра, а не как колебания по высоте и интенсивности. Правда, при специальной тренировке можно научиться выслушивать колебания, образующие вибрато."

Меня так поразило это описание, что я тут же бросился искать примеры одного и того же голоса с вибрато и без, и вообще больше читать о вибрато. В результате я осознал, что совершенно неправильно понимал, что такое вибрато.

Я думал, что вибрато - это ну как Уитни Хьюстон в "Телохранителе". Или как певцы восточной музыки в Израиле. В общем, очень заметная и значительная вибрация голоса ради эффекта. А оказывается, это называют "поп-вибрато" или "ложное вибрато". А настоящее вибрато, везде пишут, возникает "само по себе" при правильной технике пения, и не требует от певца сознательно варьировать голосом высоту звука. И действительно, видимо, не воспринимается при прослушивании как вибрация, а скорее как богатый тембр голоса.

Вот в этом видео (спасибо sleeping_death за помощь с его компиляцией) есть два типичных примера. Певицы специально для демонстрации начинают в чистом тоне, а потом переходят в вибрато:



Вот интересная подробная статья по-английски про вибрато и разные виды "ложного вибрато". Я также прочитал отдел про вибрато в сборнике The Psychology of Music (ed. Diana Deutsch), и там примерно то же самое пишут, еще с кучей научных подробностей про измерения частот.

Теплов пишет еще в своей монографии, что исследователи обнаружили в голосах известных певцов, что на протяжении 95% длительности звучания голоса они пользуются вибрато (правда, его книга вышла в 1947 году; в современной рок- и поп-музыке, похоже, певцы часто поют без вибрато, хотя часто и с ним). Причем это не "просто так само по себе" - у людей, которые не учились никогда пению, тот же показатель равен 25%. Я попробовал вслушаться в знакомые голоса певцов, и да, действительно, они все поют вибрато. Окуджава в "Виноградной косточке", Гребенщиков в "Городе золотом", Щербаков в "О город слез..." и Алла Пугачева в "А знаешь, все еще будет" - все поют вибрато. Это не просто (не только) тембр голоса, это именно вибрирование по высоте, если специально прислушиваться, чего я, видимо, никогда до сих пор не делал. Я ощущаю себя почти как тот герой Мольера, что с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой - только я это узнал о всем остальном мире.

(и все равно, возвращаясь к цитате в начале записи, кажется странным - неужели учитель пения не отметил, что разница между двумя исполнениями в наличии/отсутствии вибрато? Уж если кто-то должен это заметить, то учителю пения полагается, разве нет?)
СсылкаОтветить

Comments:
From: (Anonymous)
2017-03-09 10:33 am

Ты не понимаешь

Ты никогда не пытался петь и ПРОСТО НЕ
СПОСОБЕН ПОНЯТЬ о чем идет речь:

(б) Пение сводится к тому, чтобы давить животом,
правильной его частью, выдувая в точку "за носом",
при полностью пассивном и расслабленном горле.
Новички, которые этого не умеют, регулируют поток
воздуха поджимая горло, делая узость между задней
частью языка и глоткой и/или зажимая нос.
Это производит гнусный звук.


Я не занимался описанием моделей глотки, колебанием
связок "как флаг на ветру при скоростной съёмке",
формой колебаний снятой электродами с шеи,
просчитанной скважностью импульсов и "импедансом"
звукоизвлечения, или описанием того, как разное
натяжение связок приводит к тому, что их колебания происходят с разной частотой.

Я ВООБЩЕ ГОВОРИЛ ОБ ИНОМ - физика процесса за скобками.
И сколько ты, тупой мудак, не меняй своих виртуальных
ЖЖ-пользователей (ибо ты то же самое говно, что опросталось
подветкой выше) , ты останешься мудаком.
Потому что НАМЕРЕННО ПРОДОЛЖАЕШЬ НАЕЗД совершенно не
относящийся к сути разговора.

Ну, это - если использовать понятный тебе язык денег
и спекуляций - как если бы во время объяснения схемы
какого-нибудь гешефта встрял идиот и начал бы рассуждать
о том, какие сплавы идут на изготовление монет и какие
защиты есть в бумажных деньгах. ЭТО ВООБЩЕ ВНЕ ТЕМЫ.
И "ну ты же говоришь о деньгах!" - никаким образом не
оправдание -- ты остаешься тем же тупым ублюдком, который
решил сделать на ровном месте наезд, а когда ему в лицо
сказали, что он тупой и ублюдок, продолжил с утроенной
силой.

Если бы ты пробовал петь, ты бы понял о чем идет речь.
Это на ином уровне, а физика колебания связок - мимо
кассы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: difdufzariz
2017-03-09 12:59 pm

Тебе нужна помощь психолога

или психиатра
(Ответить) (Parent) (Thread)