?

Log in

No account? Create an account
психометрические тесты в израиле - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

психометрические тесты в израиле [июн. 4, 2017|02:47 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Продолжая тему стандартных экзаменов, о которой я писал (в связи с музыкальным образованием) недавно...

Другая область, в которой разные страны совершенно по-разному устраивают квалификацию и отбор - это, конечно, выпускные экзамены в школах и вступительные экзамены в вузах.

Конкретная структура везде своя[1]. Где-то есть психометрические экзамены (т.е. проверяющие более способности, чем знания конкретных фактов), где-то нет. Где-то есть всеобщие выпускные экзамены, где-то нет.

В России есть ЕГЭ, который описывается как одновременно выпускной и вступительный экзамен. В Украине, как я понимаю, ВНО похож по сути на ЕГЭ, но функционирует только как вступительный экзамен. В Великобритании есть всеобщий выпускной экзамен A-Levels. В США есть де-факто всеобщий психометрический экзамен SAT, но нет всеобщего выпускного (только в некоторых штатах есть свои выпускные экзамены в границах данного штата). В Израиле есть и всеобщий выпускной экзамен, и отдельно от него всеобщий психометрический для абитуриентов, и университеты при отборе смотрят на оба показателя.

Неизраильтянам, возможно, интересно будет взглянуть на психометрические экзамены в Израиле, которые проходят желающие поступить в израильские вузы. Поскольку они проводятся в том числе и по-русски, это легко сделать. Экзамен состоит из трех частей: словесное мышление, количественное мышление и английский язык. Примеры реальных экзаменов:

Февраль 2016: https://www.nite.org.il/files/psych/psychometric_feb_2016_russian.pdf
Июль 2012: https://www.nite.org.il/files/psych/psychometric_july_2012_russian.pdf

Интересно, что в 2013-м году, похоже, провели реформу раздела "словесное мышление". Экзамен за 2012 год содержит вопросы примерно такие же, какие я помню за 20 лет до того:

- значение слов. Пример: "возводить напраслину" означает... 1) заниматься бессмысленной работой 2) прикладывать чрезмерные усилия 3) оклеветать 4) растратить.

- аналогии. Пример: глобус:земной шар относятся друг к другу так же, как... 1) гимн:песня 2) ветер:буря 3) симптом:болезнь 4) портрет:лицо

- дополнение предложений (вставить пропущенные слова/фразы в отрывке из нескпольких предложений, выбирая из нескольких вариантов)

- логика (силлогизмы, что можно заключить из сложного предложения, тоже выбор из вариантов)

- прочитать текст и ответить на вопросы.

В 2016-м году раздела "значение слов" нет, а "логика" и "дополнение предложений" объединены в один раздел и перемешаны.

=====

[1] Для чего вообще необходимо, чтобы такие экзамены были стандартными в пределах целой страны? (в отличие от музыкальных экзаменов ABRSM, они не бывают стандартными во всем мире). Почему бы просто не сделать так, чтобы каждая школа решала, каким образом выпускать учеников и какие сертификаты и оценки им давать, а каждый вуз - каким образом принимать абитуриентов и что от них требовать?

Похоже, что у общих стандартов в рамках одного государства есть много преимуществ, из-за которых страны сходятся на разных вариантах таких стандартов. Общий для всех экзамен дает вузам объективную (в определенной мере) оценку способностей и знаний выпускников, которую трудно накрутить выпускникам и школам, которые в этом заинтересованы. Он также ослабляет (в определенной мере) связь между шансами выпускника и репутацией школы, в которой тот учился. С другой стороны, общий для всех экзамен облегчает подготовку именно к экзамену (а не развитие знаний и умений, которые экзамен по идее должен проверять), и создает индустрию вспомогательных курсов и репетиторов, нацеленных исключительно на повышение оценки.

Но что мы можем заключить из того, что в разных странах пришли к совершенно разным решениям этой проблемы? Значит ли это, что использование или неиспользование психометрических экзаменов каким-то образом отражает "национальных дух" или больше подходит вузам данной страны по каким-то причинам? Кажется более вероятным, что это относительно случайно сложившиеся - под влиянием политической борьбы - локальные максимумы, из которых каждой отдельной стране тяжело выбраться, да обычно и незачем. Более внимательный взгляд требует подробного рассмотрения того, как эта политика менялась в конкретных странах. Почему в России ввели ЕГЭ, и почему так многие были против этого? Почему в Израиле в 81-м году решили ввести психометрические тесты для всех? Итд. итд.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: bortans
2017-06-04 12:17 pm
Мельком проглядел вопросы израильских тестов (словесное мышление, количественное мышление и английский язык). Мне одному кажется, что они слишком простые и не особенно подходят в качестве критерия отбора в вузы? Или во всех странах выпускные и вступительные тесты сейчас подобного уровня?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2017-06-04 12:42 pm
Посмотрите на примеры вопросов SAT
https://collegereadiness.collegeboard.org/pdf/sat-practice-test-8.pdf

Мне кажется, примерно то же самое.

В самих тестах важную роль играет ограниченное время, тем, кто быстро соображает, намного легче.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: (Anonymous)
2017-06-04 12:46 pm

Госэкзамен это элемент социализма.

В принципе государство, не вмешивающееся в экономику, не должно иметь каких-либо государственных экзаменов или чего-либо подобного, в нём каждая школа или ВУЗ это независимое предприятие, которое само решает, кого принимать и как учить, и весь этот процесс регулирует рынок, конкуренция между школами и между учениками. Какие-то предприятия могли бы специализироваться на только экзаменах, и выдавали бы сертификаты, конкурируя за доверие к ним.

Если этим занимается государство, значит оно в какой-то мере социалистическое, и это имеет те же последствия, как и любой другой социализм (снижение эффективности и мотивации участников процесса). Правильному государству следует понемногу выходить из этой сферы деятельности. Понятно, что сразу бросить всё на самотёк невозможно, но маленькими шажками надо выходить, одновременно стимулируя частную инициативу в этой области.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: webface
2017-06-04 12:48 pm

Re: Госэкзамен это элемент социализма.

SAT - не государственный тест, если что.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: webface
2017-06-04 12:47 pm
На мой взгляд стандартные тесты - самый лучший способ отбора желающих учиться в топовых ВУЗах. Чтобы не влияли оценки в школе, отзывы учителей, всякие внешкольные успехи, и т.д. Пришел - написал тест - вошел в 1% лучших - поступил в условный Гарвард.

Плохо конечно что это приводит к задрочке на одни эти тесты, но хотя-бы соблюдается чистая демократия.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mudasobwa
2017-06-04 01:10 pm
Олимпиады никто не отменял.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: muh2
2017-06-04 01:31 pm
А чем ЕГЭ отличается от психометрических тестов?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: romanet
2017-06-05 01:04 pm
Как я понимаю, ЕГЭ проверяет уровень знаний, психометрический тест - способность думать.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: onodera
2017-06-04 01:35 pm
Я бы добавил с удовольствием в ЕГЭ психометрические тесты. В принципе, выпускное эссе уже добавили, осталось только ввести и остальные разделы.

Как-то в РусРепе писали, что российские школьники общими интеллектуальными способностями как раз не отличаются по сравнению со школьниками из других стран. Шаблонные задачки могут щёлкать как орешки, но любой выход за рамки ожидаемых от них действий вводит многих в ступор.
(Ответить) (Thread)
From: karpion
2017-06-04 04:27 pm
Что-то мне кажется, что этим должны грешить скорее японцы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: affidavid
2017-06-04 02:53 pm
Вступительные экзамены разумны. Там где их нет (в Аргентине например) и есть бесплатное или дешевое обучение на первом курсе университета творится полный балаган с отсевом >80%. Выпускные экзамены в том виде, как они есть в Израиле это крайне вредная вешь. Люди, которые не его не сдали фактически отсекаются от высшего образования. ПОльза от этого экзаменя нулевая. В начале 2000х я должен был проверять правильность экзаменов на багрут по химии составленных в специальном иерусалимском институте. Практически все вопросы были или составлены неправильно, или устарели много десятилетий назад, и были абсолютно нерелевантны (типа производство серной кислоты по устаревшему нитрозному методу). Несмотря на все мои возражения никаких изменений внесено не было, и я опасаюсь, что вся эта ересь осталась и для нынешених школьников.
(Ответить) (Thread)
From: karpion
2017-06-04 04:28 pm
Отсев после первого курса - это очень правильное решение.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: karpion
2017-06-04 04:28 pm
Пример: "возводить напраслину" означает... 1) заниматься бессмысленной работой 2) прикладывать чрезмерные усилия 3) оклеветать 4) растратить.
Первые два варианта совпадают по форме глагола с вопросом - незавершённая продолжающаяся форма. Вторые два варианта - завершённая форма.

Пример: глобус:земной шар относятся друг к другу так же, как... 1) гимн:песня 2) ветер:буря 3) симптом:болезнь 4) портрет:лицо
Хороший вопрос.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-06-04 07:32 pm
Абрам дал Борису и Георгию по три яблока. Но у Абрама все равно осталось больше.... (из варианта за 2012 год)

Просто раздолье для конспирологов и антисемитов :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: migmit.dreamwidth.org
2017-06-04 09:30 pm
А нафиг нужны выпускные экзамены?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kramian
2017-06-05 07:15 am
"В США есть де-факто всеобщий психометрический экзамен SAT"

Он все же не всеобщий де-факто. Насколько я понимаю, около 80% населения США посещали какие-то курсы в системе высшего образования (have some college education). При этом порядка 30-40% из них учились в муниципальных колледжах (community college). Для поступления в такой колледж SAT не нужен (вообще ничего не нужно, они принимают всех. В Калифорнии и Миннесоте не нужен даже аттестат зрелости.)
(Ответить) (Thread)
From: yaceya
2017-06-05 01:05 pm
Не говоря уж о том, что есть ещё ACT, который сдает половина абитуриентов.
Ну и если речь идет о public universities то всё зависит от штата. Бывает что если школьник был в верхней половине класса, то его должны принять.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mi_b
2017-06-05 09:42 am
Британский А-level и вступительный тоже. То есть, все университеты его рассматривают, как часть вступительного экзамена, и почти все университеты, за исключением нескольких наиболее престижных, только им и ограничиваются и дополнительных вступительных не проводят. Но предписанной государством унификации нет - школы имеют право использовать и другие выпускные экзамены, а университеты их учитывать как вступительные; другие экзамены менее распространены, но некоторые из них престижнее A-levels.
(Ответить) (Thread)
From: 999999
2017-06-05 10:07 am
sat трудно назвать психометрическим, учитывая то, что задания устроены как школьные на проверку навыков. (в какой-то мере и аттестат психометричен, - не независим от склада)
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-06-06 01:24 pm

from Mike

"всеобщий психометрический для абитуриентов"
Для его характеристики полезно учитывать, что я тут некоторое время назад общался с девицей, работающей в одной из фирм, которые учат абитуриентов, как насобачиЦЦо под эту "психометрию"... ;)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: richard_grm
2017-06-06 06:53 pm
все эти репетиторы и курсы в значительной степени фикция.
ЕГЭ требует знаний и интеллекта.
знаний репетитор добавить может, а интеллекта - вряд ли.

мне как-то говорил кто-то из школьных учителей, что, мол, до тройки на ЕГЭ почти любого можно натаскать.
смешно здесь то, что в ЕГЭ никаких троек быть не может - там оценки ранговые.
т.е. условную тройку ставят тем, у кого балл близок к среднему в этом году.
соответственно, "натаскать до тройки" означает - сделать, как большинство.
а он и так, поди, как большинство.

мало того, в тех же Штатах, если не ошибаюсь, дети, находящиеся на домашнем обучении, выполняют тест лучше, чем школьники.
хотя школьники в процессе обучения с тестами сталкиваются гораздо чаще.
т.е. вопреки распространённому мнению, на вопросы подобных стандартизированных тестов проще ответить тому, кто и знает много, и думать умеет.
(Ответить) (Thread)