?

Log in

No account? Create an account
врешь, не возьмешь! - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

врешь, не возьмешь! [янв. 10, 2018|02:01 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

"Врать, врёт — грубый вульгаризм, а в форме: врешь, врете! и прямое оскорбление. Газета "Известия" (1957, июнь, статья С. Руденко) рекомендует в подобных случаях привлекать, хотя бы и начальника, к ответственности по закону о мелком хулиганстве. Указанный факт газета справедливо называет «проявлением грубости и хамства»".

(А.В.Миртов, "Говори правильно!", 1961)

Кстати, мне кажется, что это значение "хотя бы и": "привлекать, хотя бы и начальника, к ответственности" - потихоньку вышло из языка. Я понимаю, что имеется в виду, но так, по-моему, больше не говорят и не пишут.

Интуитивно кажется, что "хотя бы" в наше время всегда имеет "сужающее" значение, а здесь оно, наоборот, "расширяющее": пусть даже и начальника, все равно привлечь.
СсылкаОтветить

Comments:
From: (Anonymous)
2018-01-10 03:24 am
Я бы тоже вместо "хотя бы и" сказал бы "пусть даже и".

А вот ваше противопоставление сужения/расширения не понимаю: по-моему, в любом контексте "пусть даже" и "хотя бы" в принципе взаимозаменяемы с одним и тем же смыслом. "Оставь мне пусть даже одну штуку" звучит коряво, но вполне понимаемо...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vvyy
2018-01-10 04:34 am
Вот именно: "А пусть даже я и жадничаю!"
Можно расшифровать значение этого оборота например так: "в данных обстоятельствах можно считать маловажным следующий факт".
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: livelight
2018-01-10 09:41 am
Усиление или ослабление предиката зависит от того, что мы ослабляем ("хотя бы" - это ослабление условия) в импликации: предусловие или постусловие.

Привлеки к ответственности, хотя бы он и начальник - ослабляем предусловие
Принеси хотя бы разбитое корыто - ослабляем постусловие
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: a_konst
2018-01-10 06:07 am
Я ожидал, что заметка будет об изменении эмоционального оттенка и уровня грубости слова "врать".
Сейчас оно тоже прозвучит резковато, в прямой речи в лицо, тем более в официальной рабочей обстановке, но идея привлечь за это к ответственности никому не придет, мне кажется.
А вот за посыл матом вполне можно и привлечь, и (опять же, как мне кажется) и заявление реально могут принять.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2018-01-10 08:10 am
Да, я привел цитату потому, что мне показалась нелепой идея привлекать за мелкое хулиганство. Но, вполне возможно, в 1961 она тоже казалась нелепой, и автор книги старался переломить этот тренд.

Есть ли разница в эмоциональном оттенке между "лгать" и "врать"? Верно ли, что "ты врешь" звучит более грубо, чем "ты лжешь"? Намного более грубо?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alon_68
2018-01-10 09:06 am
В худлите, даже в прямой речи простых людей, а тем более в авторской, до сих пор стараются избегать слова "врать" и вместо этого используют "лгать". Но, честно говоря, в жизни никогда не слышал ни от кого слова "лгать" ни в какой форме, вне зависимости от образовательного уровня говорящего.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_konst
2018-01-10 09:58 am
В повседневной устной речи "лгать", "лжешь" слышу крайне редко. Не припоминаю даже, чисто письменное слово.
"Врешь" в лицо говорят тоже довольно редко, обычно за глаза.
В лицо обычно говорят (ну, культурные люди) "я думаю, вы(ты) ошибаетесь/неправы".

Все-таки "врешь/врете" - прямое указание на сознательное искажение информации, а не просто на её ложность, а это уже прямое обвинение, и в нейтральном разговоре на равных воспринимается как некоторая грубость. Хотя ученику, например, можно так сказать, и как хамство это не воспринимается, но это если в рамках серьезного допроса с пристрастием, "разбора полетов".

Edited at 2018-01-10 10:00 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: a_konst
2018-01-10 10:04 am
Представил себе сказанное в лицо всерьез "ты лжешь", и мне кажется, что это прозвучит даже более резко (а также обидно и высокомерно), чем "ты врешь".

Ну, скажем, как пощечина вместо кулаком в нос.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2018-01-10 01:48 pm
более вульгарно, но не более грубо.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: alaev
2018-01-10 06:21 am
Оборот "хоть ты и ..., я всё равно ..." и сейчас вполне в ходу. А форма "хотя бы и" явно архаизировалась, да.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2018-01-10 01:47 pm
вспомнилось как МакКарти сказала про Хеллман - что мол все что она пишет в своих мемуарах - вранье, включая предлоги и союзы. если точно - Every word she writes is a lie, including "and" and "the".

Хеллман подала в суд, потому что это действительно оскорбление. правда она вскоре умерла, и суда не было.

вообще обвинить человека во вранье - токсичнее чем его же назвать мудаком. мудак это просто оценочное суждение, а врун - нивелирует его общественную ценность.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-01-10 08:59 pm
> вообще обвинить человека во вранье

Ну, некоторые cчитают это незаслуживающей внимания мелочью...

Доктор Хауз, Доктор Хауз, Доктор Хауз - снова начал врать!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2018-01-10 09:48 pm
господи, анонимы, а не пойти ли вам, а??всем.

natribu.org
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ithaka_girl
2018-01-10 07:20 pm
Вполне употребительно в выражении "да хоть бы и так", но и в других контекстах в этом смысле я встречала "хотя бы и" в живой речи еще не так давно. То есть я согласна, что оно устарело, но мне странно, что вам пришлось догадываться по контексту.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-01-10 08:45 pm
По поводу "врать" vs "лгать": а может, потому "врете" и сочли за оскорбление, что слово "лгать" редко употребляется?

Т.е. для меня, как и для комментаторов выше, "лгать" выглядит очень официальным. Но если человеку в лицо сказать "вы лжете" - это и будет официальное обвинение или, по крайней мере, пречатка в лицо. А вот "вы врете" и тем более "ты врешь" - вроде и обвинение по существу, и в то же время у вас не хватает уважения к собеседнику даже для того, чтобы высказаться в серьезной, подобающей тяжести обвинения форме.

Типа "ну все и так знают, что ты врун, речь не о твоей безнравственности, а только о том факте, что она проявилась в данном конкретном твоем утверждении".
(Ответить) (Thread)