?

Log in

задачка о мотоциклистах - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

задачка о мотоциклистах [июл. 15, 2002|04:11 pm]
Anatoly Vorobey
Симпатичная задачка у arish. Несложная, просто симпатичная. Правильный ответ есть там в комментах, так что кто хочет сам сперва решить - не заглядывайте.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: elcour
2002-07-15 07:55 am
Я вот тоже вспомнил детскую, но уж очень милую задачку. Требуется назвать все числа, отвечающие следующему условию: само число должно быть равно утроеной сумме своих знаков.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ge_m
2002-07-15 08:04 am
У меня почему-то только 27 получается. Есть ещё?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-07-15 08:11 am

Re:

Думаю, что больше не может быть. Трёхзначное число всегда больше, чем сумма трёх цифр умножить на три. Однозначным не может быть. Двузначное число должно делиться на три и не может быть больше (9+9)*3 = 54. Оставшиеся можно вручную за полминуты перебрать ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ge_m
2002-07-15 08:14 am

Re:

Я тоже думаю, что нет.
Я написал:
3*(L+M) = 10*L + M
7L = 2M

где L и M - целые,
и перебрал все возможности. Единственная: L=2, M=7
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ge_m
2002-07-15 08:16 am
Забыл,
L & M - целые и меньше 10, разумеется.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elcour
2002-07-15 08:44 am

Конечно.

Кроме того, надо ещё доказать, что найдены все решения. Это - часть задачи.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ge_m
2002-07-15 08:54 am

Re: Конечно.

Я написал решение в комменте к avva.
7L = 2M, где L,M-целые и не более 9.
Так как максимальное М=9, то максимальное L=2, так как при L=3, М>9
Но так как L и M разной чётности, а именно L - должно быть чётным, то годится только L=2, M=7.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elcour
2002-07-15 09:21 am

Сэр,

предлагаю Вам пари, что Ваш ответ - 27 - не единственный.
Проигравший запишет решение в стихотворной форме.
Задачку я придумал сам лет пять назад вместе с моим отцом, соблазнившись прелестью решения - оно придумалось сначала.
Толя, предложение пари к тебе тоже относится.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: oblomov_jerusal
2002-07-15 09:26 am

Re: Сэр,

Второе решение 0
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ge_m
2002-07-15 09:31 am

Re: Сэр,

Да с нулём вместе, пожалуй, уж точно всё.
Нулём я незаслуженно пренебрёг.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elcour
2002-07-15 09:54 am

Re: Сэр,

Это уже лучше. Берётесь доказать, что всё?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ge_m
2002-07-15 10:11 am

Re: Сэр,

Среди целых неотрицательных чисел - это всё (надеюсь). Почему "неотрицательных" - см. ниже мой ответ avva. Доказать лучше, чем я написал ранее (или взять рассуждения Аввы), я не умею.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-07-15 10:01 am

Re: Сэр,

Очевидно, -27 ещё ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ge_m
2002-07-15 10:09 am

Re: Сэр,

Э, нет, об этом я думал, будучи припёрт к стене яростным Элькуром. Всё-таки, цифры или, как пишет elcour, "знаки" отрицательными не бывают. Поэтому я бы ограничился целыми неотрицательными числами.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elcour
2002-07-15 10:24 am

Re: Сэр,

Ну, естественно, сумма знаков не может быть отрицательной. Или дробной.
Попробуем рассуждать так:
искомое число (каждое из них) равно утроенной сумме своих знаков. Это значит, что оно делится на три. Следовательно, сумма его знаков делится на три.
В таком случае, наше число делится на девять. Значит, и сумма его знаков делится на девять. Значит, оно делится на 27.
И т. п. :?-))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ge_m
2002-07-15 10:34 am

Re: Сэр,

Да, это красиво. Элегантно, конечно.
Вот только "и т.п." мне непонятно. Когда вы дойдёте до признака деления на 81, вам всё равно придётся применить эмпирические рассуждения, вроде моих или Аввы, чтобы ограничить себя сверху.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elcour
2002-07-15 10:58 am

Разумеется.

Я предлагаю решать задачу отдельно для одно- двух- и более значных чисел.
С первым всё просто. Составив уравнение для третьего класса
x=3x, получаем x=0. (только делить на него не надо:)).
Со вторым предлагаю всё-таки обойтись, по возможности, без эмпирики. Не угодно ли попробовать?
А третье доказать довольно легко (я хочу сказать, доказать, что таких чисел не существует).
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: oblomov_jerusal
2002-07-15 01:34 pm

Re: Сэр,

Ещё раньше. Нету такого признака делимости на 27.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arish
2002-07-15 02:39 pm
Задачка про сумму цифр напомнила такую:

Билет считается счастливым, если его сумма цмфр делится на 7. Бывают ли два подряд счастливых билета? (в математическом автобусном билете шесть цифр)

http://www.geocities.com/arishapu остатки нашего кружка валяются. А уж для маньяков здесь списочек всякого... Обновить его нужно только, я еще нашла разного to be ap.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-07-15 02:53 pm

Re:

Забавная задачка, спасибо ;)
По-моему, список всех возможных ответов такой:
069999
159999
249999
339999
429999
519999
609999

Или я упустил что-то?

Спасибо и за ссылки тоже, обязательно посмотрю.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: snyders
2002-07-15 05:05 pm
сумма двух первых цифр м.б. не только 6 но и 13

589999
679999
769999
859999
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-07-15 05:11 pm

Re:

Да, ты прав ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arish
2002-07-15 11:29 pm
Нет, еще 949999 859999 589999 679999 769999
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lepton
2002-07-15 03:45 pm
Вот еще про мотоциклистов.
4 мотоциклиста едут по четырем попарно пересекающимся прямым дорогам. Известно, что 1-й встретился со 2-м, с 3-м и с 4-м. 2-й встретился с 3-м и с 4-м. Доказать что 3-й и 4-й тоже не избегут этой участи, т.е. встретятся на перекрестке 3-й и 4-й дороги..
(Ответить) (Thread)