?

Log in

о чтении Торы: что-то вроде анонса - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

о чтении Торы: что-то вроде анонса [сент. 10, 2002|09:13 pm]
Anatoly Vorobey
Тора (с ударением на первый слог по-русски, на последний - в иврите) -- ивритское слово, означающее буквально "учение", но в религиозном и культурном контексте всегда означающее Моисеево Пятикнижие - первые пять книг Ветхого Завета: Бытия, Исхода, Левит, Чисел, Второзакония). Книги еврейской Библии (называемой "Ветхий Завет" у христиан -- хотя есть между ними некоторые расхождения) неодинаково важны в иудаизме: считается, что Тора была написана Богом и полностью продиктована им Моисею, в то время как книги Писаний и Пророков были записаны людьми (нередко при участии божественного вдохновения, конечно). Книги Торы, пять книг Пятикнижия, намного важнее других книг и являют собой основание иудаизма, ядро, вокруг которого строится всё остальное.

Получилось так, что я никогда не читал Ветхий Завет, и даже Тору, полностью на иврите от начала до конца, хотя, конечно, многие отрывки и интересующие меня места на иврите просматривал. Я давно хотел исправить это положение вещей, и недавно мне пришла в голову хорошая идея. Одна из главных традиций иудаизма - еженедельное чтение Торы в синагоге. Вся Тора очень давно была разбита на 54 недельных порции, и каждую неделю в синагоге читают одну из них, успевая за год прочесть всю Тору (в высокосном году еврейского календаря - 54 недели; в невысокосные годы, состоящие из 50 недель, в некоторые недели читают два отрывка вместе). Цикл начинают заново каждый год после еврейского Нового Года, который как раз был на этих выходных.

Я решил читать по одной такой части в неделю, более или менее идя в ногу с традиционным чтением в синагогах, стараясь достаточно хорошо понимать библейский иврит (язык Торы весьма непрост и сильно отличается от современного иврита) и изучать интересующие меня вопросы. О каждой части я планирую писать запись в ЖЖ, как я и вообще стараюсь писать о том, что меня интересует.

Естественно, я буду читать и описывать свои впечатления с не-религиозной позиции.
Многие из особенно интересующих меня вопросов вообще невозможно обсуждать с позиции современного иудаизма, т.к. даже их задать значить высказать ересь (например, вопросы текстуальной эволюции библейского текста). Меня особенно интересует: всё, связанное с текстом и его передачей сквозь века, расхождения в переводах и вообще переводы, различия между еврейской и христианской интерпретациями одного и того же текста, внутренние разногласия (и согласия) в иудаизме, культурное значение библейских имён и историй итп.
Конечно, ни на какую полноту охвата я претендовать не могу, да и вообще главной целью в конце концов всё же является тщательное и внимательное прочтение Библии на иврите; но, надеюсь, в процессе удастся узнать много для себя нового и интересного. Кроме того, мой журнал читают несколько человек, знающих и понимающих в иудаизме куда больше меня, которые, надеюсь, будут меня поправлять, когда я буду нести полную чушь.

Единственный нерешённый ещё вопрос -- писать ли эти записи в публичном режиме, как я обычно делаю (у меня почти никогда не бывает записей "для друзей"), или, учитывая то, что тема эта всё же вряд ли многим интересна, создать группу друзей и записать в неё всех, кому это хочется читать.

Вроде всё пока.

Update: судя по тому, что многим интересно итп. (см. комменты), записи будут скорее всего публичными.
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: ge_m
2002-09-10 11:19 am

Ура.

На всякий случай (если будет группа), записываюсь немедленно.
Очень здорово.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zen_la
2002-09-10 11:22 am
Это очень интересная тема. Я довольно далека от нее. Тем не менее - с удовольствием буду читать. Может быть, в ленте давать ссылки на полные записи - кто захочет, прочтет?
(Ответить) (Thread)
From: ex_ilyavinar899
2002-09-10 11:23 am
Я тоже записываюсь немедленно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: valera
2002-09-10 11:23 am
naverno sozdat' gruppu.
i vkluchit' v nee menia. =)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shupa
2002-09-10 11:26 am
M 2!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cmm
2002-09-10 11:27 am
комьюнити сделай, закрытое.

as a small step on the way to eradicating casual friendship, тыкскыть.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-09-10 11:33 am
Закрытое? Ну ты даёшь ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: gera
2002-09-10 11:28 am

Группу создавать не обязательно. По-моему, там будет масса интересного для всех - история про Адама и Еву, Ноя, исход, десять заповедей - кажется, любому эрудированному человеку это должно быть не чуждо.
Но если всё-таки будет отдельная группа - count me in.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: khatul
2002-09-10 11:33 am

Тора - это хорошо...

Я был бы очень рад, если бы ты

а) делал это в открытом доступе
б) разместил ссылку на "Маасэ-решет", где я делаю то же самое (со своих позиций, естественно)
в) если не "а", то, во-первых, почему, а во-вторых, меня давай в закрытый.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-09-10 11:43 am

Re: Тора - это хорошо...

б) Вот ты ссылку только что и разместил ;)
Но у тебя, конечно, с религиозной позиции, т.е. что-то другое совсем, хотя тоже интересное.
а) Это довольно специализированная тема, возможно интересная мало кому. В принципе я сильно склоняюсь в сторону публичных записей, для меня это самое естественное, но могу и поэкспериментировать с группой, тем паче что до сих пор этого не делал.
Короче говоря, решил узнать, что другие думают по этому поводу, но если сильных возражений не будет, скорее всего буду постить публично.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_ilyavinar899
2002-09-10 11:33 am
Анатолий, тебя могут заинтересовать комментарии к Торе R. E. Friedman-а.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-09-10 01:54 pm

Да, выглядит интересно весьма. Меня особенно заинтриговал комментарий к 1.2, который на первый взгляд как минимум не очень всё же согласуется с текстом; жаль, что нет при нём ссылки на статью, аргументирующую это мнение о грамматике иврита.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hgr
2002-09-10 11:38 am
и меня, меня пожалуйста... не забудьте...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-09-10 11:45 am
Несомненно, и в свою очередь очень надеюсь на комментарии с Вашей стороны ;)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: xfyre
2002-09-10 11:39 am
мне думается, что лучше public.
если будет группа - I'm in, безусловно.
(Ответить) (Thread)
From: eutrapelia
2002-09-10 11:40 am
Поскольку меня просто задолбали игры людей с друзьями, со включениями-невключениями и прочими довольно унизительными штучками, надеюсь, что это будет открытая информация.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: sestra_milo
2002-09-10 12:21 pm
Поддерживаю.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pingva
2002-09-10 11:46 am
Если будет на одном из двух доступных мне языков - (Рус./Анг.) - я бы с огромным интересом читал.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-09-10 11:47 am
Естественно планируется всё по-русски, с переводом тех ивритских слов, которые необходимо процитировать для понимания каких-то языковых моментов.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: balaganski
2002-09-10 11:51 am
Неужели тривиального lj-cut будет недостаточно, чтобы не желающие это читать не читали?

Я - желающий, если что :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: boroda
2002-09-10 11:55 am
Думаю, это будет интересно всем, вне зависимости от вероисповедания.
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
From: ex_eremei502
2002-09-10 12:10 pm
Толя, если группа, то и меня.
(Ответить) (Thread)
From: oblomov_jerusal
2002-09-10 12:12 pm
Добавьте и меня, пожалуйста.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: oxfv
2002-09-10 12:20 pm
Kакая группа, зачем группа? Надо в открытую. Kстати, вот прекрасный пример аппликации для некоей фичи, давно желанной (не мной, но я присоединяюсь). Хорошо бы иметь возможность в рамках журнала/комьюнити в записях обозначать рубрику-тему, к которой принадлежит данная запись. И потом иметь возможность просматривать подмножество журнала, относящееся к теме. Такая функциональность, помимо очевидной пользы в жж, позволила бы применять жжшный движок для прочих интересных вещей, например, внутрипроектная коммуникация разработчиков.

Но если, паче чаяния, будет группа, то я в нее хочу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-09-10 12:25 pm

Да, да, я это очень хочу. Такие streams тематические. Очень надо это добавить в ЖЖ.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: ifyr
2002-09-10 12:23 pm

Количество читающих Вас превышает 750 (если, конечно, на Вас тоже распространяется ограничение). Кроме того, думаю, что многие читают Вас нерегулярно без занесения во френды и даже без наличия своего журнала (до того, как у меня появился журнал Вы были одним из постоянно читаемых мной ЛыЖников). Поэтому, на мой взгляд, лучше не закрывать записи.

В любом случае, я тоже заинтересован.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: o_aronius
2002-09-10 12:35 pm
Если будет группa -прoшу взятъ нa бoрт.
Небoлъшoе техническoе зaмечaние. Естъ неделъные глaвы, в кoтoрых прaктически ничегo не прoиcxoдит (нaпримет, нaчaлo Левитa, где идут нуднейшие зaкoны ритуaлънoй чистoты). И, нaoбoрoт, естъ рaзделы, где o кaждoм предлoжении мoжнo писaтъ диссертaцию. К примеру, в неделънoй глaве "Берешит" -и сoтвoрение мирa, и первoрoднтй грех, и Кaин с Aвелем, и еще туевa хучa всегo интереснoгo.Oдним слoвoм -стoит пoдумaтъ o пустъ и менее трaдициoннoм, нo бoлее рaвнoмернoм рaспределении мaтериaлa.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-09-10 01:50 pm
Да, я думаю, так и выйдет в конце концов.
Нет совершенно никаких шансов успеть прочитать и обдумать то, что мне нужно прочитать по "Берешит" за неделю, например. Всё-таки время для этого у меня очень ограниченно, а я хочу как минимум читать комментарии Раши (которые до сих пор не читал), Рамбана (из к-го читал очень мало), один-два христианских комментария (они хорошо представлены в сети, к счастью) и "научную" критику текста. Так что какие-то главы неизбежно будут растягиваться на пару недель.

(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ezhinka
2002-09-10 12:43 pm

интересуюсь читать :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: edgar_poe
2002-09-10 01:10 pm

Я хочу читать вас, в том числе и о Торе.
(Ответить) (Thread)
From: vrml
2002-09-10 01:14 pm
Не надо группу, имхо. Пишите как обычно. Тема достаточно общечеловеческая.

Некоторые ;) вообще регулярно пишут на иврите, и ничего, терпим :)
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>