?

Log in

No account? Create an account
об израильской прессе - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

об израильской прессе [дек. 13, 2002|01:50 am]
Anatoly Vorobey
[Настроение |pissed offpissed off]

Третий день первые страницы израильских газет заняты репортажем сначала о поиске пропавшей двухлетней девочки по имени Одая, потом нахождением её трупа, закопанного в лесу, потом арестом отца, обвиняемого в её убийстве, и, наконец - признанием отца.

Очень жалко девочку, ага. Причина ли это для общенародной СМИ-истерики? Ну конечно, эти кровопийцы как вцепились, так уже эту историю не отпустят, пока последние соки не выпустят, последних психиатров не проинтервьюируют, последние фотографии из зала суда не покажут. Пока ещё сто раз не напишут, как девочка по имени Одая "последние четыре дня была ребёнком каждого из нас".

Между тем в стране приближаются выборы, происходит формирование внутрипартийных списков, подготовка к возможной атаке Ирака в случае нападения Америки, и ещё и ещё - но всё это оттеснено на последние страницы.

Сегодня был апофеоз какой-то. В "Едиот Ахронот" первые одиннадцать страниц -- половина ежедневного выпуска -- посвящены этой истории. Я взглянул на вторую страницу и не поверил своим глазам. В пол-страницы огромный заголовок: "ПАПА -- САТАНА".

Вспомнилось, как я писал о британских таблоидах.

The joke was on me, I guess. Над кем смеёмся? над собой смеёмся.

У нас нет ежедневных газет, одни таблоиды. Ну разве что "Хаарец" и "Jerusalem Post", но они погоды не делают.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: bagira
2002-12-12 04:21 pm

У нас

Такое было этим летом--чуть ли не каждый день пропадали дети, и все это муссировалось по СиЭнЭн. Началось с малой по имени Даниэль ван Дам, потом Элизабет Смарт, потом какую-то еще Элизабет украли прямо из гостиной, убив родителей (недавно совсем нашли то, что от нее осталось.) Причем, кажется, что много--но ведь огромная страна, и совсем ни капельки не чаще, чем в прошлом году. Потом кто-то сказал, окститесь, да, это беда, когда такое происходит, но не надо говорить, будто в стране--эпидемия похищений. У нас ведь как СМИ скажут, так и будет (как года три назад со стрельбой в школах).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-12-12 04:31 pm

Re: У нас

Я помню, как было примерно такое же у вас с "эпидемией" атак акул на пляжах, кажется, этим летом (или прошлым?). Раздули историю, муссировали, потом оказалось, что этих случаев было меньше, чем за год до того, и вообще меньше среднего.

Но всё-таки здесь Вы не представляете что творится с этой таблоидной прессой. Ладно CNN (у нас ведь тоже по ТВ и радио только об этом), но Вы представляете себе, чтобы в NYTimes первые 10 страниц были посвящены исключительно похищенной девочке? Я не представляю :(
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-12 04:40 pm
Это потому, что среднестатистический читатель - слезливый мачо. Кстати, "Джерузалем пост" хоть и не таблоид, а непрофессионален и скучен. В одной заметке я насчитал три варианта написания аббревиатуры ХАБАД. Эдакие англоязычные "Новости недели".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-12-12 04:46 pm
Зато он правый ;)

Не, действительно, единственная клонящаяся вправо газета, которую можно назвать газетой. Пусть и скучный часто, соглашусь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-12 04:52 pm
Газета-то газетой, но слабая это газета. И "Гаарец" тоже не ахти какой: от аналитики скулы сводит. Вот литературно-культурно-общественные приложения весьма хороши.

А раньше ведь была качественная журналистика, разноцветье печатных изданий: "Маарив" в бытность д-ра Карлебаха редактором, "Давар", "Хадашот", даже "Аль а-Мишмар" и отвязный "Аолам азэ"...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-12-12 04:53 pm

Re:

Раньше, Шауль, и девушки красивше были, и вообще ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-12 04:57 pm
Нам на лекции по стилистике препод продемонстрировал вырезку из газеты года эдак 54-го. Очерк о военном враче. Нынешние ивритские журналисты знают лишь треть использованных в статье слов.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-12-12 05:06 pm

Re:

Я когда читал газеты за 67-й год (перед и во время Шестидневной войны), вроде ничего было, не слишком сложный язык. Чёрт его знает.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-12 05:11 pm

Я случайно обнаружил клочок газеты за семьдесят какой-то год: скандал в Кнессете - один депутат крикнул другому "ма ата мекашкеш". Долго потом извинялся.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-12 05:10 pm

Еще о деградации

В книжном магазине "Дьюнон" (который, вообще-то, "Дьонун", но израильтяне ж родным языком владеют приблизительно) на витрине стоит новый перевод "Маленького принца", а рядом скучает старый. Я сравнил - "בהיותי קטן" превратилось в "כשהייתי קטן", "בריה נהדרת" в "חיה יפה" и т. д. Дан Альмагор заново переводит Шекспира - альтермановские переводы для современных актеров слишком сложны. А в воскресном "Едиот" была заметка об уроках музыки в средней школе: раньше, мол, уроки вела аккордеонистка, репатриантка из СССР, третировала аккордеоном и пианино, а вот сейчас детей учат барабанить на дарбуке, всем нравится, и Минпрос горд.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bagira
2002-12-12 04:56 pm

Re: У нас

С акулами было локализованно. Т.е. я не еду на океан, мне акулы пофиг. В Великие Озера они обычно не заплывают (дюже холодно). А вот когда в миддл-Америке хватают на улице детишек .... :((((

Насчет 10 страниц про девочку не знаю, а вот когда погибли молодые Кеннеди, точно был писец информационный. Во всех СМИ появились длиннющие репортажи про Джон-Джона. Пока его искали, СиЭнЭн показывало, часов так шесть подряд... воду. Т.е. ждали, что он вылезет, наверное.

Вообще, здесь СМИ--что называется obsessive. За последние несколько лет помню несколько таких сумасшедствий: О-Джей, Моникагейт, Элиан Гонзалес, Шандра Ливи (кстати, этой весной ее нашли и благополучно заявили, что косточки обглоданы до такого состояния, что ничего уже никто не узнает--и все), акулы, стрельба в школах, пропащие дети, снайперы... :(((
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: haraz_bey
2002-12-12 05:56 pm

Re: У нас

Кстати, интересно было бы сравнить тираж "Нью-Йорк Таймс" с тиражом "Едиот" (конечно, пропорционально населению). Насколько я помню, тираж "Едиота" где-то тысяч 500-600 экземпляров.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: haraz_bey
2002-12-12 06:17 pm

Re: У нас

Ага, нашел.
"В наше время "Нью-Йорк Таймс" - ежедневная газета, издаваемая в Нью-Йорке компанией "Нью-Йорк Таймс". Тираж - более 1,1 миллиона экземпляров. Тираж воскресного выпуска - 1, 7 млн."

А численность населения только в Нью-Йорке - 8 с лишним млн человек.
В Израиле слишком мало людей, чтобы газеты могли позволить себе работать только на одну группу населения. Приходится искать пути для того, чтобы удовлетворить все вкусы. Те же, кто пытается оригинальничать, либо прогорают, либо держатся на госрекламе или на доходы от других предприятий - например, владелец "ха-Арец", Шокен, имеет целую сеть местных изданий, издательства, чего-то там еще. А тираж самой "ха-Арец", по-моему, тысяч 20 - сравнимо с тиражами русскоязычных газет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-13 01:51 am
В Израиле слишком мало людей, чтобы газеты могли позволить себе работать только на одну группу населения.

Любопытно, что русскоязычная пресса достаточно дифференцирована: "Вести", условно говоря, для умных, "Новости недели" - для пенсионеров, "Глобус" - дайджест для умных, "Панорама" - для поклонников Баскова и бразильских сериалов, "Луч" - для широких масс...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: haraz_bey
2002-12-13 08:12 am
Ну, в русской прессе каждый устраивается по-своему. "Вести" при Кузнецове были самой читаемой газетой и четверговый тираж доходил до 60 тысяч. Поэтому коммерческая реклама, направленная на русский сектор, стекалась в основном именно туда, в том числе и государственная. Но и то затраты на производство газеты сильно сокращаются имеющейся в их распоряжении организационной базой "Едиота". "Новости недели" - не одна газета, а семь (по-моему) разнопрофильных изданий, делающихся "малой кровью" (то есть кровь-то большая, как раз потому, что количество затрат на человеческие и прочие ресурсы сокращено до минимума). За этот счет они тянут свою бурлацкую лямку. Газеты вроде "Глобуса" - не знаю, за счет чего живут и окупаются. Может быть, за счет того, что их делают вообще два-три человека с минимальной зарплатой. Газеты эти нельзя назвать "прессой" в полном смысле этого слова - у них собственного аппарата репортеров, фотографов, отдельных рубрикационных отделов, серьезной подготовки собственного эксклюзива.

Газеты же израильские вроде "Маарива", "Едиот", "Ха-Арец", со своим значительным редакционным аппаратом, требующие значительных затрат на производство, должны окупаться совсем в других масштабах. Авва внес поправку - тираж "Ха-Арец" 100 тысяч. Может быть, так. Все равно эта газета - только часть большой системы, приносящей, возможно, не столько прибыль, сколько популяризующей другие, более прибыльные предприятия сети Шокен. Поэтому он может позволить себе не очень считаться с массовыми пристрастиями.
В странах с солидным населением дело другое. Тираж газеты "Гудок", например, составляет 167 тыс. Тираж газеты "Завалинка", которая издается в Северодвинске (Архангельская область) и распространяется от Архангельска до Владивостока, составляет 450 тыс. экземпляров.
А у нас... эх, горько мне, горько!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-15 03:33 am
Да, масштабы не те. Но я одного не могу понять: почему успешно существуют абсолютные близнецы - "Едиот" и "Маарив"?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-12-13 05:40 am

Re: У нас

Тираж Хаарец всё же приближается к 100 тысячам. Но в остальном, наверное, Вы правы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-12 04:23 pm
У нас нет ежедневных газет, одни таблоиды.

Именно. Потрясает само наличие совершенно одинаковых по оформлению, компоновке и стилю газет. Причем новые печатные издания не пытаются придумать что-то свое: клонами "Едиот" являются такие разные по характеру газеты как правый "Макор ришон", сефардский религиозный "Йом ле-йом", ашкеназийский религиозный "Хадшот мишпаха" и т. д.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: toshick
2002-12-12 04:53 pm
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: haraz_bey
2002-12-12 05:18 pm
Центральные газеты - зеркало нации. К сожалению, израильская нация отражается в них не лучшим образом. Газеты другого рода здесь просто не окупятся. Все попытки сделать что-нибудь оригинальное в конце концов сводятся к этому профилю, если вынуждены заботиться о самоокупаемости. Стремление к сенсационности любой ценой - их главный и неотъемлемый признак. Однако в глубине этих изданий можно найти и профессиональныю журналистские работы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-12 05:32 pm
Очень показательны в этом плане опусы кр-р-рутого публициста Илана Кфира, которые публикуются в переводе в подведомственном ему "Глобусе": ИБА борется за своих избирателей, НДИ борется за своих избирателей, у Ликуда проблемы, у Аводы проблемы, Волга впадает в Каспийское море, а лошади едят овес". Высокооплачиваемые Нахум Барнеа, Сима Кадмон и иже с ними работают точно так же.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abcdefgh
2002-12-12 05:25 pm
Нет тут никакой специфики израильской прессы.

К примеру, пресс-секратарь Президента объявлял долгожданное политически важное решение Президента недели две назад в маленьком окошечке наверху экрана, потому что весь экран на всех новостных каналах был занят несопоставимо более народ волнующим событием - прения адвоката голливудской актрисы, стащившей с прилавка шмотки, с судьей о том, судят они ее "как всех" воришек или же наоброт с особой жестокостью гады такие измываются, по причине что она звезда. Имя сибе на ей дескать накручивают, ссуки - пояснял адвокат в экивоках на телеобъектив аллегорически жеманных.

А когда месяцев скока тому тетка одна молодая по неосторожности в виду потайной камеры, охраняющей автостоянку, дочку свою в машине отшлепала, то все СМИ просто закатились от 24-часового с того на много дней, если и не недель, негодования. Так что Ваш случай совершенно типовой. Ничего в ем - никакой особенности - разглядеть и в упор нельзя. Нормальные СМИ - все происходит, если судить по Вашим того описаниям, внутри профессональной шкалы приоритетов.

Сравнили тоже - трагическая история всеми и даже более того сопереживаемая - и какие-то там еще выборы очередные. Выборы. Кто их не видал - эти выборы - и кого они, кроме самих кандидатов с членами их семей, всерьез волнуют. Нет таких стран. Так что СМИ не обманешь, потому как они народные сермяжно приоритеты лучше нас с Вами знают. А ошибутся если, то их Отдел рекламы поправит - и строго при чем.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zimopisec
2002-12-12 09:38 pm
И это замечательно.
Оттого как наконец-то газеты отвлеклись от отошневшей всем политики, судьбоносных решений, которые по хорошему "простой человек" и не должен принимать- не его это собачье дело ( не мое в частности), на енто власть предержащие есть... и ты ды- и занялись маленькой ьрагичной и трогательной историей то есть тем, чем и должна заниматься пресса
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shaulreznik
2002-12-13 01:53 am
Да, это хорошо, что нация обращает внимание на ставшие обыденными в других странах правонарушения. Но должна же быть разумная пропорция! И насчет заголовков avva точно подметил - не нормально-газетный это стиль.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zimopisec
2002-12-13 04:13 am

Re:

Ну, Шауль, не еврейское это дело- разумные пропорции. И случай-то по еврейским меркам совсем из ряда вон,согласитесь- оттого и тон таков, это лучшее свидетельство того,что они искренни,а не профессиональны
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2002-12-13 05:39 am

Re:

Ясно, что у нас с Вами разные понятия о том, чем должна заниматься пресса.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zimopisec
2002-12-13 05:48 am

Re:

Именно.
Пресса должна навевать мне радужные сны.За все остальное пусть платят деньги мне, а не наоборот
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babayasin
2002-12-13 01:43 am
Вполне закономерный процесс: с выборами все уже приблизительно ясно (это за полтора-то иесяца до событий), сенсаций никаких не предвидится, от сводок с фронта всех уже тошнит, а убедить читателя раскошелиться на газету каким-то образом надо. И тут такой подарок судьбы: отец - то ли хладнокровный злодей, то ли безбашенный параноик, несчастное дитя, безутешная мать. И, главное, что смерть такая хорошая, привычная, ДОВОЕННАЯ - утопление. Нет, решительно грех не воспользоваться подобным случаем. Думаю, что после небольшого перерыва на похороны убитой в Хевроне солдатки, газеты обязательно вернутся к малютке Пимштейн и будут долго ее мусолить.
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2002-12-13 02:01 am

^^^

По-моему, материалы об этой истории, с девочкой, занимали бОльший процент газетной площади, чем в своё время - об убийстве Рабина.

Причем из них непропорционально большая часть - о том, каким он (папа) был любящим отцом, как они всегда играли, особо и, конечно, крупным планом - фотография, на которой он её купает.

Когда я вчера стоял в очереди в магазине вместе с ребёнком, и мы как-то играли - мне казалось, что все вокруг смотрят на меня с подозрением. То есть не то чтобы я чувствовал на себе чьи-то взгляды - но мне казалось, что это должно происходить с людьми, начитавшимися "Маарив"-"Едиот". Отец маленькой девочки превратился в одиозную фигуру.

Глядя на эти газеты, я часто вспоминаю одну заметку Довлатова, о газетной фразе, в которой было что-то вроде "Мальчик скатился под колёса грузовика". В слове "скатился", писал Довлатов, заметно чувство глубокого удовлетворения. (Это не дословно, но текста у меня нет.) Так вот - все эти дни, пока девочку искали ("Молимся за тебя, Ходая"), и в особенности - когда нашли ("Как мог папа", "Папа-сатана" [конечно, ивритское слово "сатан" не тождественно русскому "сатана", оно эмоционально cближается с "чудовищем"]) -- меня не покидало ощущение того, что у них, в газетах, тоже чувство глубокого удовлетворения.
Впрочем, это заметно и в статьях о терактах -казалось, что нет человека более счастливого, чем тот репортёр, который написал о женщине, которую террорист застрелил В ТО ВРЕМЯ как она разговаривала по телефону с мужем.

АА
(Ответить) (Thread)