?

Log in

лекция Ронена - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

лекция Ронена [май. 11, 2003|08:18 pm]
Anatoly Vorobey
Был сегодня утром на докладе Омри Ронена в рамках конференции по символизму в Иерусалимском университете. Было очень интересно.


Омри Ронен: невысокий, ладно скроенный. Во время цитирования чего-то особенно удачного или смешного поднимает глаза от конспекта и улыбается уголками глаз. Когда он в конце, во время вопросов-ответов, снял очки, оказалось, что у него очень маленькие, глубоко посаженные глаза (но абсолютно не "хитрые" и не "вертлявые", как свойственно — в стереотипе — быть маленьким глазам).

Говорит тщательно, но не манерно. Некоторые подмеченные особенности речи (по памяти, в чём-то могу ошибаться): в ударных слогах произносит /щ/ с еле заметным петербургским оттенком [шч] (в безударных слогах даже этого оттенка нет, чистый звук [щ]). Произносит "поэзия" и "поэтический" с чётким [o]: п[о]эзия. Некоторые показавшиеся мне любопытными особенности распределения твёрдых и мягких согласных перед /е/: говорит "дэмография", но "тенденция" (я, например, совершенно наоборот). Говорит "Бодлэр" и "Флобэр", но при этом первая гласная редуцирована в [ъ], а не оставлена "б[о]длэр".

Доклад был на тему "Символизм, декаданс и авангард". Всё, в общем, крутилось вокруг декаданса как движения "упадка общества" в конце 19-го и самом начале 20-го века. В двух словах не перескажешь. Композиция любопытная: с одной стороны, очень много разных цитат, прослеживания влияний, энциклопедической широты. С другой стороны, это не рассыпается в кучу интересных фактов, а оказывается связанным — но, с третьей стороны, не одной твёрдой повествовательной нитью, а скорее переплетённым клубком, или паутиной общих тем. Не эклектично, но и не слишком строго сорганизованно: возможно, золотая середина для этой темы. Далее — очень отрывочные впечатления.

Ронен настаивал на формуле: декаданс — упадок не культуры, а общества вообще, предлагая в качестве примера общие с литературой и искусством настроения в кругах учёных и философов. Я бы, наверное, предпочёл это назвать упадком не гуманитарной культуры, а культуры вообще, не растягивая на всё общество, у которого в ту же пору было очень много и совсем других забот.

Замечательное отслеживание корней метафоры "великие события перед приходом отбрасывают перед собой тени" (плюс, в качестве возможной добавки: и поэзия есть зеркало, в котором эти тени отображаются), и развития этой метафоры в русской культуре. Об этом напишу отдельную запись позже сегодня, и добавлю кое-какие свои соображения.

"Авангард: развенчивание или развинчивание старого".

[при схожей с 19-м веком ситуации] "В конце 20-го века уже никто не ощущал упадка — нужный орган отмер". Это, по-моему, лаконично и эффектно, но совсем неверно выходит вследствие того, что слишком упрощено.

Ронен вспомнил также знаменитую цитату Флобера про башню из слоновой кости. Кстати, я не знал, что она была в письме Тургеневу. Не могу найти ни одного перевода этой цитаты на русский язык в сети. Неужели это письмо осталось непереведенным из-за того, что ханжи постеснялись слова merde? Надеюсь, что нет.

Тема возрождения и воскрешения. Очень интересно о Соловьёве и о том, каким он представлял воскрешение умерших в будущем — и то же самое по поводу Маяковского и других футуристов.

Рассказ Чехова об объяснительной силе искусства (о том, как мальчик начал курить и ничего не помогало, пока ему не рассказали страшную сказку с ужасным концом, постигшим курящего принца; кто-нибудь узнаёт рассказ, может сказать название?) и противоположное его высказывание о том, что поэзия ничего не должна объяснять, как блеск молнии ничего не должен объяснять; мы должны научиться объяснять поэзию, как мы стремимся объяснить блеск молнии итп.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: gheist
2003-05-11 10:23 am
Воскрешение мертвых как у Н.Н.Федорова, отца русского космизма?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-05-11 10:25 am
Именно так, Фёдоров тоже упоминался и цитировался.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gheist
2003-05-11 10:52 am
Тогда расскажи поподробнее, не помню, чтобы упоминали Соловьева в этом контексте
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-05-13 07:37 pm
Извини, подробнее не могу, слишком плохо слушал эту часть доклада. Постараюсь раздобыть текст.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: r_l
2003-05-11 10:29 am
Рассказ Чехова называется "Дома" (сб. "В сумерках").
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-05-11 10:32 am

Re:

О. Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-05-11 10:36 am

Re:

И текст нашёлся, на каком-то странном НЛПшном сайте.
(Ответить) (Parent) (Thread)