?

Log in

Книги: налёт - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

Книги: налёт [июл. 10, 2003|03:55 am]
Anatoly Vorobey
Кто такая Сейфуллина? Какая-то забытая советская писательница?

Никогда не встречал.

Прочитал сейчас рассказ "Налёт", забавно.

Вот есть, наверное, такая бабочка "слоник", или ещё что-то насекомое с таким названием — а я не знаю. Этого моего незнания достаточно, чтобы превратить реализм в сюрреализм в следующем отрывке из рассказа Сейфуллиной:
Энтомолог только что умылся. Полуодетый, стоял он у стола, держал пальцами внимательными, очень бережно, слоника, рассматривая любовно его хрупкий хоботок. Рука вздрогнула, от этого неожиданного содроганья чуть было не пропал редкий экземпляр. Астахов осторожно положил его на стол.

Ещё я не знал слова "пимы" ("Знаете что? Нет ли у вас пимов? Чулки у меня тонкие, и туфли - одна фикция, а галош нет"). Оказывается, это "высокие сапоги из оленьих камусов мехом наружу у народов Западной Сибири". Теперь осталось ознать, что такое камусы. А! Элементарно, Ватсон! Это "шкурки, снятые с ног оленя, зайца, песца".

Вот ещё хороший отрывок:
— Меня товарищи Клепкой зовут. Не очень мне это нравится: "Клепка"! Ну, ничего не попишешь, все лучше чем Клеопатра. Я уж ругала мать за такое похабное имя! На Египет ее потянуло, видали? А я весь век майся! Ну, я собираюсь пооктябриться. Мюдой назовусь. Понимаете? Международное юношеское движение: Мюда. Только денег нет платить за новое имя.


P.S. Ой, и вот ещё это: "Есть контакт!" в значении том же, что "Эврика!". Вот это меня удивило! Я думал, это куда более поздняя фраза.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: elina_w
2003-07-09 06:03 pm
Да, была такая. По внеклассному чтению все рекомендовали.
А пимы мне приходилось щупать и даже мерять давали - знакомые несколько лет прожили в Магадане. Привезли пимы и много других штук из оленьего меха. Пара пим - на всю жизнь. Они не снашиваются совершенно, никому даже в голову не приходит, что они могут прохудиться.
(Ответить) (Thread)
From: ex_ilyavinar899
2003-07-09 06:07 pm
Ты Бажова в детстве не читал...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-07-09 06:07 pm

Re:

Это к чему? К пимам?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_ilyavinar899
2003-07-09 06:15 pm
Ага.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 37
2003-07-09 06:38 pm
Ну как же, даже, кажется, в школе проходили роман Софьи Сейфулиной "Вири(е?)нея". Помню, что про Виренею, женщину такую, а больше ничего от нее в голове кроме имени не осталось.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-07-09 06:42 pm

Re:

Только она не Софья, а Лидия ;)

Не, в моё время не проходили уже, видать.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 37
2003-07-09 07:07 pm

Re:

Точно, Лидия! Значит, и от Сейфулиной в голове осталась только фамилия.Нет, еще помню, что кино такой было. Но это уже все, выше головы не прыгнешь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2003-07-09 10:30 pm
slonik - eto vovse ne babochka
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: muchacho
2003-07-09 10:32 pm
А "пооктябриться" разве ж плохо? Эт прям как "перезвездиться".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gingema
2003-07-09 10:39 pm
Неужели так и написано "Нет ли у вас пимов?" Как-то всегда казалось, что должно быть не "пимов", а "пим".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: towndwarf
2003-07-09 11:30 pm

O Cлонаx!

Слоник - это жучок такой :-)
Маленький - от 5и мм до сантиметра (обычно)
Встречаются разной окраски.
Сходство со Слонами - чисто внешнее :-))) - у них длинный нос.
Кстати, почему их не зовут буратинами - не знаю - сказ о Пинокио не менее древен, чем первые слоны в России :-)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: serpentinka
2003-07-09 11:45 pm
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: a_bugaev
2003-07-10 12:29 am

Сейфуллина

Где-то на периферии она присутствовала, в каких-то перечнях рядом с Лавреневым, Гладковым, Панферовым, Вс.Ивановым (тогда ведь внешнее литературное пространство во многом строилось на этих самых перечнях). Для меня это были именно какие-то реликтовые слои, ассоциировавшиеся со статьями в учебнике литературы 10-го класса и книжными полками, заставленными советский классикой (у нас такого дома почти не было, но вот как раз сборник с Сейфуллиной, Лавреневым и Вс.Ивановым был)

Кстати насчет присутствия. В начале 90-х мы снимали комнату у одной одинокой старушки (Мириам Шмарьевны Лейтес, из Гомеля). Она была почти слепая и с нарушениями развития - осталась как бы на уровне десяти лет. Помнила буквально наизусть все книги, которые прочла в детстве (тогда она еще читала глазами), но не могла понять и запомнить новые.
Книги она брала в библиотеке общества слепых, а там стремились не отставать и пополняли фонды в духе времени. И вот она часто жаловалась нам: "Какие-то появились новые писатели - Ахматова, Пастернак, Булгаков...". И еще: "Раньше по радио всё рассказывали про стахановцев, челюскинцев ... Почему-то теперь о них не говорят"

Вот Мириам Шмарьевна точно рассказала бы, кто такая Сейфуллина, и книжки бы ее рассказала. Причем пересказывать она не умела, только воспроизводить текст.

PS. Извините за излишние подробности, ассоциация сработала
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: berezin
2003-07-10 01:03 am
Ну, Сейфуллина довольно интересный персонаж - как и все авторы советской литературы второго ряда - это всё равно как читать старый журнал "Красная Новь" - хотя Сейфуллина на год пережила Сталина. Причём писательница она была эсэровского извода. Причём крестьянская эсэровская составляющая в ней странным образом переродилась.
В её судьбе довольно много интересного - например отец-татарин, что окончил семинарию и стал православным священником. Ну, мужа, конечно, расстреляли.
Там была ещё одна трагедия - Сейфуллина перед смертью, чтобы "соответствовать", переписала часть своих ранних текстов - жутко ухудшив.
И "Виренею" - она написала.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: keen
2003-07-10 01:58 am
слоник - не бабочка, а жук, жесткокрылое. то же, что и долгоносик.

(со всей ответственностью заявляю, как бывший юный энтомолог)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-07-10 08:14 am

Re:

Спасибо ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ok_66
2003-07-10 03:07 am
В каких-то мемуарах описывалась встреча Сейфулиной с Луначарским. Нарком, ввденный в заблуждение зимним нарядом Лидии - тулуп + большая шапка принял ее за "молодого татарского писателя".
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: luge
2003-07-10 03:19 am
В «Золотом теленке» тоже проскочила Сейфуллина:
«Почти на всех скамьях Бульвара Молодых Дарований сидели одинокие девицы с раскрытыми книжками в руках... Девушки, прикрывшись книгами Гладкова, Элизы Ожешко и Сейфуллиной, бросали на приезжего трусливые взгляды.»
Зная Ильфа и Петрова, думаю, что неспроста.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: xfqybr
2003-07-10 03:55 am

Пантелеев, Белых. Республика ШКИД

На следующий день Костя был угрюм и рассеян. На уроках сидел задумчивый, вперив глаза вдаль. Слушал невнимательно, что-то бормоча себе под нос, а на русском языке, когда дядя Дима спросил, какое произведение является наилучшим в творчестве Сейфуллиной, Костя рассеянно сказал:
- Лорелея.
- Лорелея? - переспросил дядя Дима.
Все захохотали. Костя сконфузился.
- Я сказал "Виринея", - поправился он.
- Это он Гейне зачитался! - закричали ребята.

http://www.kulichki.com/moshkow/RUSSLIT/PANTELEEW/respublikashkid.txt
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gingema
2003-07-10 05:41 am
"Есть контакт!", по-моему, из какого-то очень старого фильма о жизни людей героических профессий. Если не довоенного, то 50-х годов.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-07-10 06:18 am

Re:

Но рассказ Сейфуллиной - 20-х годов.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gingema
2003-07-10 07:45 am

Re:

М-да.. Не сообразила я, что они связаны - Сейфуллина и цитата.
Значит, этимология контакта уходит в эру изобретения радио? :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-07-10 07:48 am

Re:

Или по крайней мере его распостранения.
А может, это как-то с электрификацией связано?
Неясно, в общем.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2003-07-10 07:00 pm

Ну как-то связано ...

Из авиации начала века пришло. Мотор самолетный тогда запускали вдвоем - пилот в кабине крутил ручку генератора (или по-тогдашнему - магнето), чтоб дать искру, а механик проворачивал винт. Механик, командовал: "Контакт!" и дергал за лопасть, пилот отзывался: "Есть контакт!" и этот самый контакт замыкал, а когда наконец мотор заводился, механик отскакивал в сторону с криком: "От винта!", а то мало ли кто там сзади стоит, наблюдая за процессом.


(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: whew
2003-07-16 05:06 am
а я эту Клепку помню
сборник такой был, "Конь с розовой гривой", одна из любимых книг в детстве почему-то
почему-то - потому что я, на самделе, и половины не понимала
(Ответить) (Thread)