?

Log in

формальная логика и воспитание - Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

формальная логика и воспитание [авг. 24, 2003|12:16 am]
Anatoly Vorobey
"Мой профессор по Legal Reasoning рассказывал, как он объяснил дочери логику двойного отрицания: если ты не помоешь посуду, то не получишь мороженого. Дочь помыла посуду. И усвоила разницу между необходимым и достаточным."
Жестоко! И, пожалуй, несправедливо ;) Всё же язык и формальная логика — разные вещи. Когда мы говорим "если не сделаешь X, то не получишь Y", обычно подразумеваем, что если сделаешь X, то Y получишь — вопреки формальной логике, да, но так уж сложилось в языке.

Но как средство разъяснения очень частой логической ошибки в рассуждениях — хороший метод, да. Кстати, отрицания тут сами по себе не являются частью ошибки, а просто маскируют её. Ошибка эта — вида Denial of the Antecedent, т.е. "если P, то Q; не-P; следовательно, не-Q".

P.S. Там же, в комментах — замечательный анекдот про программиста.
СсылкаОтветить

Comments:
From: ex_ilyavinar899
2003-08-23 02:23 pm
Мой папа (мне 5 лет): если ты будешь себя хорошо вести, я тебе почитаю книжку.

Я: а если я буду себя плохо вести, я сам себе почитаю.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bubnov
2003-08-23 02:24 pm
ага, я помню, что "горэр" был самым непонятным оператором для студентов на логике. многие просто зазубривали "таблат эмет".

надо же, ни по-русски, ни по-английси не знаю, как эти вещи называются.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-08-23 02:41 pm
implication, truth table.

truth tables первым придумал Виттгенштейн и описал в "Логико-философском трактате"; правда, недавно я читал где-то, что это дескать неправда и они ещё у Фреге есть, но забыл проверить, так ли это на самом деле.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dyak
2003-08-23 05:07 pm
http://www.wikipedia.org/wiki/Truth+table
Truth tables are a tool developed by Charles Peirce in the 1880s

У Фреге их вроде бы не было в том современном виде, в каком их показывает В.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-08-23 05:13 pm
Про Пирса гон по-моему.

Насчёт Фреге обычно так и говорят, но я видел конкретную ссылку в немецкий оригинал, где, утверждалось, они у него есть, может, не в современном виде, но достаточно близком. Ссылку могу найти , если интересно. У меня не было тогда времени/сил переться в вивлиофику, искать там это место, продираться сквозь него с моим нулевым немецким.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cema
2003-08-23 05:59 pm
А на примате КеросинкиКеросинки на первом курсе матлогику читали по Бурбакам. Можешь себе представить...

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-08-23 06:25 pm
Это не только издевательство, но ещё и очень неправильный подход к матлогике. Не знал. Фи.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cema
2003-08-23 07:14 pm
Вершиной первого семестра было определение пустого множества в виде строчки бессмысленных значков. Бессмысленных, как ты понимаешь, буквально, поскольку смысл (интерпретация) на них не навешивался.

Не знаю, зачем это было нужно.

А как следует преподавать матлогику первокусникам и вообще?

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bigturtle
2003-08-23 10:27 pm
А при чем тут язык? Кто сказал, что следование нечуствительно к инверсии?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-08-24 07:24 pm
Не понял мысль.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bigturtle
2003-08-25 02:19 am
Я к тому, что проблема именно в "подразумевании", язык же в данному случае ошибки или неоднозначности не привносит.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: gogabr
2003-08-24 01:28 am
Вот для объяснения таких вещей и нужны всякие Грайсовы conversational maxims, на которые, Вы, помнится, ругались.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avva
2003-08-24 07:16 pm
Я не то чтобы ругался, а скорее сомневался в практичности их применения для обучения.
(Ответить) (Parent) (Thread)