?

Log in

No account? Create an account
Поклонник деепричастий [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

об истории [ноя. 5, 2017|08:34 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Попалось вот случайно выступление: Арсений Рогинский о молчании историка (2012)

"В 1992 году... в архивах нам открыли множество фондов, много разных комплексов документов... Среди прочего попалась переписка о следующей истории: июль 1945-го, Восточная Польша, войска проводят так называемую войсковую операцию, прочесывают огромный лес, задерживают семь тысяч человек. Эти семь тысяч человек фильтруют в течение 2-3 недель, основную массу отпускают, около 600 человек оставляют. Оставляют их, потому что они, с точки зрения СМЕРШа, очевидные «аковцы», солдаты Армии Крайовой... В переписке прямо говорится: для ликвидации использовать такой-то батальон, предотвратить побеги так-то. Там нет прямого приказания расстрелять, но очевидно, что эти люди были убиты.

И вот, в 1992-м, осенью, мы с коллегами задумались, что нам делать с этим нашим знанием?.. Волновали нас немыслимо нервные русско-польские отношения... 18 лет эти выписки пролежали. А в 2010 году мой приятель, с которым мы вместе работали в той экспертной группе, Никита Петров, который когда-то и обнаружил эти документы, решил, что сейчас уже нормально об этом говорить. Мы еще раз посоветовались, и он опубликовал эту историю в своей книге и в «Новой газете».

В Польше – немыслимый резонанс, потому что там существует общество, которое искало этих людей в течение многих лет. Они понимали, что их убили. Они просто не были в этом абсолютно убеждены – а тут вроде как появилось доказательство. Но все-таки мы все время думали, как представить это так, чтобы было максимально неболезненно для польского сознания."

То есть подумайте, в Польше полвека не знали ничего конкретного о судьбе этих людей. Видимо, убили - а может, не всех, а часть отправили куда в Сибирь? Общество у них там занимается поисками много лет. Дети большинства этих солдат еще живы небось были в 92-м. И вот историк находит переписку советских властей об этом, и решает попридержать... на 18 лет... чтобы не бередить "русско-польские отношения".

Историк! Да не просто историк, председатель общества "Мемориал".

А вы говорите, Мединский.
Ссылка69 комментариев|Оставить комментарий

пока есть шанс, беги отсюда! [ноя. 5, 2017|08:12 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Раз в год или два я вспоминаю про баш, иду читать лучшее там за прошедший период. В сентябре сильной была школьная тема:

----

Не первого ребенка в школу веду, год о года веселее.
В этом году мне моя первоклашка рассказала, что когда их 11-классники вели в класс, то та девочка, что ее вела, сказала: "Девочка, пока есть шанс, беги отсюда!"

----

Я пошел в школу с 6 лет. Все время думал, что я вундеркинд. Но, как выяснилось, (потом мама сказала) до детсада была грязь, а до школы – асфальт и я мог сам ходить.

----

Из сочинения ученицы 4-го класса "Как я провела лето".
"..светило жалкое солнце..."
Ссылка5 комментариев|Оставить комментарий

функциональность мата [ноя. 3, 2017|10:03 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

В этой записи есть матерщина. Пожалуйста, учтите и не читайте дальше, если вы маленький ребенок или против этого дела в принципе.

В подзамочной записи обсуждали увлекательную тему того, когда матерные слова несут чисто эмоциональную нагрузку, а когда выражают отрицательное отношение к предмету. Процитирую несколько реплик:

Читать дальше...Свернуть )
Ссылка67 комментариев|Оставить комментарий

кортик [ноя. 3, 2017|01:44 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

«За чистоту помыслов и благородство дел».
Ректор МГУ Виктор Садовничий награжден медалью приказом Следственного комитета Российской Федерации.
Почетная награда вместе с наградным кортиком была вручена на заседании Ученого совета председателем СК РФ Александром Бастрыкиным.


В этой новости прекрасно все, продуманы все детали до совершенства, включая наградной кортик. Почему-то меня особенно умилил наградной кортик.

P.S. ФБ-заметка, на которую я первоначально дал ссылку, удалена с ФБ-страницы МГУ. Даже странно, будто они стесняются, что ли.
Ссылка40 комментариев|Оставить комментарий

об израильской тюрьме [ноя. 2, 2017|04:20 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Прочитал воспоминания доктора Леонида Уманского, психиатра, умершего в прошлом году. Уманский работал окружным психиатром в Иерусалиме, и в 2010-м году его арестовала полиция и обвинила в том, что он за взятки ставил ложные диагнозы ультрарелигиозным пациентам, чтобы те могли получать пособия. После 8 дней в тюрьме его выпустили под залог, шло следствие, потом прокуратура мурыжила дело еще 5 лет, не закрывая и не передавая в суд, а потом он заболел и умер.

Все эти годы он не мог вернуться к работе в государственных структурах (включая больницы), из-за комиссии минздрава, которая забанила его за сам факт расследования - официального обвинения не было. Эти воспоминания - его посмертная попытка восстановить доброе имя. Написано несколько безыскусно, ни живо и интересно - в том числе, мне кажется, для неизраильтян - автор объясняет местные особенности.

Одно из главных впечатлений по прочтении этого текста - подтверждение и так давно сложившейся у меня уверенности, что от полиции и судов в Израиле лучше всеми силами держаться подальше, а если уж судьба с ними сводит, ни в коей мере не рассчитывать на нормальное, резонное, человеческое отношение. Может, повезет и так выйдет, но лучше не рассчитывать. И найти хорошего адвоката.

Но если говорить более конкретно, то в рассказе Уманского три обстоятельства вызывают жестокими и вредными; о двух из них я и раньше неоднократно читал и слышал:

1. Практика держать дело открытым много лет, не подавая обвинительное заключение и не закрывая. Похоже на то, что полиция не платит никакой цены за такое поведение, а платят исключительно люди, жизни которых оказываются подвешенными на много лет. Иногда эта тема всплывает в политическом контексте: например, текущий министр обороны Авигдор Либерман жаловался на то, что полиция долгие годы "расследовала" дела против него, на самом деле держа их в запасе как средство давления и извлечения пиара против политика. При том, что я исключительно отрицательно отношусь к самому Либерману, эти его жалобы мне всегда казались справедливыми.

2. Использование полицейских подсадных уток в камерах. В иврите есть для этого отдельное слово, что-то вроде "побуждающий разговориться", но одним словом. Это обычно специальным образом обученные заключенные, которых подсаживают к арестантам и они стремятся вытащить из них признание или дополнительную информацию; при этом такое признание принимается судами, что меня лично изумляет. Не припомню, чтобы читал о такой практике в Америке или Европе, скажем - кто-нибудь знает? (я даже не соображу, как правильно назвать этого человека по-английски). По-моему, практически все израильтяне знают об этой тюремной практике (а уж преступники точно), так что "наивностью" такие признания если бывают, то не часто; подозреваю, что психологическое давление, запугивание итд. работает чаще. По-моему, это позорная совершенно практика.

3. Процитирую из рассказа:

"Пошел четвертый день. Все началась обычно и уже привычно – кандалы, уговоры, крики, потрясание кипой бумаг перед моим лицом. [...] затем в «допросную» вошла Лирон и радостно объявила, что мне разрешили свидание с дочерью, которая привезла для меня передачу из дома.

Через некоторое время в «допросную» вошла моя дочь. [...] Ее всю трясло, и я понял, что она была на грани нервного срыва. Какое счастье, что я – профессиональный врач-психиатр, а потому смог быстро оценить ее состояние и сразу начал выводить ее из нервного шока.

Я улыбался, я спокойно ей что-то рассказывал, спрашивал про погоду, про нашу собаку. Мы сели рядом, и так, обнявшись, тихонько покачиваясь, я как бы убаюкивал ее. Постепенно взгляд ее становился более осмысленным, и она принялась сбивчиво рассказывать, как накануне ей, на ее мобильный телефон, позвонила женщина-следователь и пригласила ее сегодня приехать на беседу со следователями, а заодно пообещала встречу со мной и разрешение передать мне сменные вещи. И вот они с мамой помчались сегодня в Лод, приехали ровно к назначенному часу, но их долго не пропускали и держали на солнце. Потом ее увели от мамы в здание, а мама осталась на улице.

В здании ее привели в комнату, в которой сидели три женщины, и те начали рассказывать ей, а потом кричать, какой у нее папа дерьмо, что он в полном дерьме, и опять, какой он дрянной человек, и опять, что он в полном дерьме, и что она просто обязана папу спасти, помочь ему, уговорить его сознаться во всем. Так продолжалось долго, около часа, пока моя дочь не выдержала и не расплакалась. Тогда одна из женщин велела ей взять сумку с передачей и идти за ней на встречу с папой, и по дороге напомнила, что папу обязательно надо уговорить сознаться во всем."

Вот это вот что вообще такое?
Ссылка154 комментария|Оставить комментарий

компьютерные новости [ноя. 1, 2017|07:52 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Несколько накопившихся ссылок из мира компьютерных наук. Будет интересно программистам и сочувствующим, наверное.

1. В области машинного обучения есть тема интересная "враждебных примеров". Это когда вы, предположим, натренировали нейронную сеть так, что она почти без ошибок называет, какое животное на картинке; но оказывается, что можно взять, скажем, фотографию щенка, которую она распознает, и изменить совсем немного, так, что на ней все еще тот же щенок, ни один человек не спутает ни с чем другим - но нейронная сеть теперь уверена, что это бегемот. В каком-то смысле это демонстрирует уязвимость лучших на сегодня алгоритмов, хотя об этом тоже есть разные мнения (например, можно сказать, что зрительные иллюзии - похожее явление у людей; но там все же другое - это отдельный класс картинок, а не так, что любую картинку можно исказить совсем немного).

https://arxiv.org/abs/1710.08864 в этой недавней статье показывают, что можно находить враждебные примеры, в которых меняется всего один пиксель (в картинке 32x32), и нейронная сеть меняет свою классификацию.

http://www.labsix.org/physical-objects-that-fool-neural-nets/ тут строят враждебные примеры, которые остаются враждебными даже при съемке с разных ракурсов. Делают игрушечную черепашку, которую гуглевский алгоритм распознает как ружье, как ее ни верти и не двигай.

2. 15 Years of Chess Engine Development. Интересный пост на реддите, автор которого запустил четыре разные версии шахматных программ за последние 15 лет - на одном и том же компьютере (ноутбуке 2006-го года, замедленном примерно до скоростей 2002-го года). Результат, для меня по крайней мере, очень анти-интуитивный - прогресс в качестве игры шахматных программ за эти 15 лет был гигантский, и лучшая из них победила Deep Fritz 2002 года (в то время сыгравший вничью с чемпионом мира Крамником) со счетом 99 побед и одна ничья из 100 партий. То есть не только огромный рывок в скорости самих компьютеров с 2002 года обеспечивает неоспоримую победу машин над людьми в шахматах, но и сами программы, даже если бы скорость оставалась такой же, тоже ее обеспечивают. У меня нет хорошего понимания, откуда программы последних лет "выжимают" такое чудовищное алгоритмическое преимущество.

3. Скотт Ааронсон дает ссылку на новую книгу Ави Видгерсона (очень известного ученого в области CS) Mathematics and Computation, выложенную на его сайте. Это панорамный обзор всей области теории сложности (computational complexity), включая сюда и знаменитые нерешенные задачи типа P/NP, и квантовые вычисления, и основы машинного обучения, и многое еще. Без доказательств - это обзор, а не учебник - и написано вроде бы ясным языком и с интересными объяснениями. Я до сих пор только мельком успел посмотреть, но обязательно хочу прочитать.
Ссылка44 комментария|Оставить комментарий

лишние данные [ноя. 1, 2017|05:04 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Любопытный пример того, как ненужные данные помогают решить задачу:

"Есть стандартная задача, когда автомобиль из пункта А в пункт Б едет со скоростью 60км/ч, а затем не останавливаясь разворачивается и обратно в пункт А едет со скоростью 40км/ч. Вопрос какая средняя скорость автомобиля на всем пути? Ответ очевидно 48км/ч. 95% школьников прекрасно знают, что S=vt, но не могут решить эту задачу с первого раза. При этом если сказать что расстояние между А и Б равно 120 км, то 95% школьников с легкостью решат эту задачу."

(из фейсбука)
Ссылка65 комментариев|Оставить комментарий

контракт [окт. 31, 2017|10:15 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Я пытаюсь чаще и больше сюда писать в последнее время. Но есть одна проблема, которую я уже много лет не могу решить. Когда я получаю комментарии, то стараюсь на них отвечать, но наиболее интересные спорные комментарии и аргументы требуют времени подумать, и я кручу в голове, как лучше на них ответить, и не нахожу времени сесть и это сделать. В итоге то и дело получается ситуация, когда я держу в уме 3-4 ветки, куда мне нужно зайти и написать ответ, чувствую себя виноватым из-за этого, держу их в уме неделю, две, из-за этого пишу меньше новых записей, а в итоге все равно оставляю их неотвеченными.

Это глупая ситуация, особенно если учесть, что может быть собеседнику это не так и важно, получить от меня ответ три дня или неделю спустя. А постоянное ощущение того, что я поступаю некрасиво, бросая разговор на полдороге - причем особенно часто тогда, когда есть действительно меткая критика моих слов - давит на меня и отвращает от того, чтобы писать больше. С другой стороны, я не хочу закрывать комментарии или поощрять людей их не писать - наоборот, комментарии от интересных людей это самое важное, что тут есть, без них у меня мотивации было бы в 10 раз меньше.

Поэтому я предлагаю следующий контракт с владельцем этого блога (т.е. мной). Я постараюсь чувствовать меньше вины за то, что не успеваю ответить на какие-то интересные комментарии. А вы, если действительно хотите моего ответа, черкните мне напоминание по мейлу (avorobey@gmail.com). Это касается комментариев в ЖЖ, в фейсбуке, да хоть бесед в чате, чего угодно. Если вы дадите мне сигнал, что вам действительно важно продолжение беседы - но именно по мейлу, а не дополнительным комментарием - я обязуюсь в течение дня ее продолжить.

Спасибо за внимание.

P.S. Чтобы этот пост был не столь абсолютно скучным и зряшным, предлагайте в комментариях любые темы, на которые вам хотелось бы видеть больше записей в этом блоге. Чего вам тут не хватает?
Ссылка45 комментариев|Оставить комментарий

головоломка [окт. 30, 2017|09:36 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Отличная задачка от К. Кнопа.

Представьте себе слонокороля - фигуру-гибрид в шахматах, которая ходит и как слон (по диагонали на любое расстояние), и как король (на любую клетку рядом с собой).

1. Какое наибольшее число слонокоролей можно расставить на доске так, чтобы они не атаковали друг друга?

2. Какое наименьшее число слонокоролей можно расставить на доске так, чтобы любая пустая клетка находилась под ударом одного из них? (можно больше, чем одного)

P.S. Мне нравится этот интерфейс, чтобы расставлять фигуры на доске.
Ссылка25 комментариев|Оставить комментарий

не меняется [окт. 30, 2017|01:04 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Оказывается, год назад нашли и выложили исходники ранней версии редактора EMACS Джеймса Гослинга (для тех, кто не связан с программированием и Юниксом: извините, друзья. Это наш маузер Дзержинского. Ну вы понимаете).

Пишут, что трудно скомпилировать на современных системах, потому что код заглядывает внутрь структуры FILE и ожидает что-то там свое увидеть. В начале файла display.c вообще нарисован ASCII-символами череп с костями и написано предупреждение "Если вы думаете, что понимаете этот код, то вы его не понимаете".

А я просто обратил внимание на список файлов. И подумал о том, что меняется за 35 лет, а что не очень.

Ссылка42 комментария|Оставить комментарий

пусть [окт. 26, 2017|09:08 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Скажите, а вот как вы понимаете смысл первых строк известной песни крокодила Гены?

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой -

Буквальный смысл этой фразы:

пусть так будет: я предлагаю, чтобы бегали пешеходы, текла вода по асфальту итд.
13(2.2%)
неважно, что это происходит: пешеходы уже бегают, вода уже течет, ну и пусть себе бегают и течет
212(36.4%)
вопреки, несмотря на: хотя бегут пешеходы, и хотя течет вода, тем не менее...
358(61.4%)


А то я вдруг осознал неожиданно, что всю жизнь понимал это одним способом, и даже не приходило в голову, что можно по-другому.

Если я упустил еще какое-то прочтение или вы не согласны с описаниями перечисленных или хотите проголосовать анонимно, давайте в комментарии.
Ссылка132 комментария|Оставить комментарий

мимоходом [окт. 25, 2017|03:14 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Тысячи американцев соберутся вместе на годовщину выборов, чтобы кричать в бессильной ярости на небо.

Over 4,000 Facebook users have RSVP'd—another 33,000 are interested in attending—to the Nov. 8 event being held in Boston that is literally titled "Scream helplessly at the sky on the anniversary of the election."

По-моему, это прекрасно. И почему только в Бостоне?
Ссылка134 комментария|Оставить комментарий

бг и тьверь [окт. 24, 2017|06:18 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Запал в последнее время на песню "Дубровский" БГ отчего-то, и заметил, что в начале ее Гребенщиков сознательно произносит слова с архаичным уже в наше время произношением - по так называемой старомосковской норме:

Когда в лихие года пахнет народной бедой,
Тогда в полуночный час, тихий, неброский,
Из леса выходит старик, а глядишь - он совсем не старик,
А напротив, совсем молодой красавец Дубровский

Обратите внимание на конец второй и четвертой строк - слова "тихий", "неброский", Дубровский произносятся так, будто они были написаны "тихой", "неброской", Дубровской. На 25-й секунде и далее в этом видео:



Это совершенно точно сознательная аффектация, и любопытно, что БГ не продолжает ее дальше в течение песни. Уже следующее "Дубровский" в песне произносится нормально, с мягкой [к']. Даже в следующих строке песни

Проснись, моя Кострома, не спи, Саратов и Тверь,

упущена отличная возможность произнести "Тьверь" по старой норме. А было бы красиво.

Несколько соображений по этому поводу:

1. Возможно, сегодняшняя молодежь уже не понимает это "тихий" как особое произношение именительного падежа, т.е. оно однозначно воспринимается как слово "тихой", т.е. грамматическая ошибка. Мое поколение встречало эту форму в старых советских мультфильмах и фильмах, например.

2. (интересно, кто-то говорит еще "тьверь" хоть где-нибудь, хоть в самой Твери? Я поискал ролики новостей, упоминающих имя города, речей мэра итд. - в нескольких примерах, что нашел, всегда было твердое т)

3. В официальных словах песни не обозначено, разумеется, это произношение, хотя в принципе можно было бы написать "тихой" итд., чтобы это подчеркнуть. Но некая трудноопределимая культура письменной речи не дает это сделать, мне кажется. Вспомнилось по аналогии следующее. В американском мюзикле Annie есть известная песня Tomorrow, которую поет девочка, главная героиня, и там есть строчки

Tomorrow, tomorrow, I love ya, tomorrow
You're always a day away

И в словах песни везде пишут именно ya (и поют всегда именно так) чтобы подчеркнуть, что это просторечное произношение - "официальная" часть текста.

Ссылка35 комментариев|Оставить комментарий

rump session [окт. 24, 2017|03:57 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

(может быть интересно израильтянам)

Сегодня в 7 вечера, очередная встреча любителей рациональности в Тель-Авиве. Тема - Rump Session. Так называется особый формат ультра-коротких выступлений на любую тему. Любой участник может рассказать присутствующим что-то в течение 4 минут по таймеру (и если ему достаточно громко аплодируют, то еще 3 минуты дополнительного времени, но не более того). Идея в том, что если вы боитесь публичных выступлений или того, что будет запинаться, не бойтесь - это всего 4 минуты. Но можно и прийти и просто слушать, не выступая.
Адрес - the Cluster, Игаль Алон 118, угол ул. Тоцерет ха-Арец и Игаль Алон, позвонить в звонок на коричневой двери. ФБ-ссылка.
Ссылка9 комментариев|Оставить комментарий

worm [окт. 23, 2017|06:15 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Я несколько раз писал тут о веб-романе Worm, который произвел на меня огромное впечатление. Несомненно одна из наиболее впечатливших меня книг за последние годы.

(Правда, я так и не прочитал (пока что) следующие два его огромных романа, Pact и Twig.)

(Кстати, вижу, что Worm активно переводят на русский и справились пока что примерно с половиной этого огромного романа. Ничего не знаю о качестве перевода, даже не смотрел на него)

Короче, сообщают, что автор Worm (Джон Маккрей, он же Wildbow) начал писать продолжение Worm. Буквально сегодня. Sapienti sat.
Ссылка35 комментариев|Оставить комментарий

бекон [окт. 23, 2017|06:03 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Пожаловался учителю на то, что в французском гласная буква+n бывает непонятно, как читать. Обычно в старых, укоренившихся словах это носовой гласный, а в недавно заимствованных - гласный+н. Но вот например слово "аминь" пишется amen и произносится амэн, а не amɑ̃, хотя куда уж древнее. А слово Internet, совсем недавно созданное, произносится не in-ternet, а ɛ̃-ternet. В обоих этих случаях я недавно ошибся.

Учитель рассказал мне в ответ, что когда был помоложе, расстался с девушкой по следующей причине: слово bacon она произносила не "бекон", а [bacɔ̃], с носовым гласным о в конце. Видимо, для него это было таким вопиющим проявлением деревенщины и необразованности, что не смог стерпеть.
Ссылка29 комментариев|Оставить комментарий

футбол - враг нации [окт. 23, 2017|05:54 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

По наводке rsokolov'a, вот любопытный график из Нью-Йорк Таймс:



Это то, как менялось мнение избирателей Трампа в отношении NFL - Национальной Футбольной Лиги США. В конце сентября видим практически полный переворот, от очень положительного к очень отрицательному, как раз когда Трамп начал нападать на NFL в Твиттере из-за того, что некоторые игроки становятся на колено во время исполнения гимна перед началом игры.

(если вы не американец и для вас это звучит как какой-то дикий бред, не расстраивайтесь, вы правы - это действительно какой-то дикий бред)

Одновременно с этим взглянем на график отношения к NFL избирателей Хилари Клинтон, из той же статьи в NYTimes:



Как видим, те, кто в 2016 голосовали за Клинтон, в целом не впечатлились войной между Трампом и НФЛ в сентябре-октябре. Казалось бы, они всей душой ненавидят Трампа и того, кто с ним воюет, должны полюбить больше, но если такой эффект и есть, он минимален, в границах шума.

Зато избиратели Трампа - ну, вы видите.

Эти два графика иллюстрируют явление "трампизма".
Ссылка167 комментариев|Оставить комментарий

о деле мединского [окт. 23, 2017|05:30 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Хорошая беседа Александра Полежаева и Бориса Львина о деле Мединского.

Процитирую несколько абзацев, с которыми особенно согласен, но рекомендую прочесть целиком.

Александр Полежаев: "...отмена диссертации - это вопрос репутации тех людей, которые ее выдали и ничего более. Если их устраивает ситуация быть посмешищем, которые этот бред посчитали научной работой - это их личное право. Это они, в нормальной ситуации, должны бежать впереди паровоза и оправдываться, что не заметили, давайте скорее его лишим такого-сякого.

Но другие ученые совершенно не обязаны заниматься выяснением, кому там и за что выдана диссертация, будь она хоть патентованным бредом. И не важно, Мединский или не Мединский, диссертации пересматривать не надо."

Борис Львин:

"Спасибо за этот коммент, он заставил меня еще раз задуматься над этой ситуацией. До сих пор я как бы по инерции очень одобрял идею отмены диссертации Мединского по причине ее фуфловости, но теперь вижу, что был неправ. Проблема не в фуфловости его диссертации, таких "докторов" вокруг миллион, а в должности, на которую его назначили, и об этом и надо говорить.

Более того, когда я стал думать над этим, до меня дошла еще одна вещь. Ведь мы уже имеем богатый опыт, когда хорошие люди пытались призвать наше государство на борьбу с (как им казалось) плохими, и помогали выработать инструменты этой борьбы - и в итоге эти инструменты обращались против них же самих. Самое очевидное - это знаменитая 282-я статья и вся это борьба с "экстремизмом".

Так вот, гипотетический прецедент отмены формально утвержденной диссертации Мединского на основании ее фуфловости, через какой-то из этих "ученых советов" - скорее всего, был бы взят вооружение остальными мединскими для отмены реальных, качественных диссертаций у тех, кто посмеет стать на их пути. Ведь липовых "ученых советов" у нас предостаточно, плюс нормальные ученые советы далеко не чужды сервильности, и административного ресурса мединских заведомо хватит на то, чтобы подыскать правильный совет для своих противников, а там уж как по маслу пойдет.

И если нам на эти степени наплевать, то для кого-то лишение степени может означать потерю работы, статуса и многого еще, причем ударит это, очевидно, как раз по наиболее беззащитным, то есть реальным серьезным исследователям и преподавателям. Проще говоря, это может стать очень серьезным орудием государственного шантажа против инакомыслящих."


Александр Полежаев:

"Да, своершенно верно, не надо помогать государству придумывать лишние запреты, оно само справляется. Плагиат - это плагиат, а все остальное совершенно излишне. Нужно бороться за отмену ВАКа, чтобы степени вручало не государство, а вот исключительно тот ученый совет, который рассматривал диссертанта.

Иначе это подделка, а не диссертация, жулики, прикрываясь формальными бумажками протаскивают никакого соискателя, а отвечает, формально, государство, которое посредством ВАКа утвердило степень.

За диссертанта должен отвечать совет, который его принял. Если совет хочет клепать липу - его полное право, пусть клепает. Только не надо делать вид, что степень, полученная на липовом совете равна степени, полученной на настоящем. Это не так и все это понимают, но существование ВАКа мешает это осознать."

Кроме того, как указал Львин в другой дискуссии в фейсбуке (потерял ссылку), тот самый экспертый совет ВАКа по истории, который так хвалили за рекомендацию лишить Мединского степени, всего несколько месяцев назад прокатил диссертацию Кирилла Александрова о власовском движении. Я почти ничего не знаю об Александрове и его диссертации, но насколько понимаю, она вполне прошла реальную защиту в Санкт-Петербургском институте истории РАН. Год спустя ВАК подал ее на дополнительное рассмотрение в экспертный совет, по итогам которого присуждение степени отменили. Ни о каком министре и админресурсе тут речи, как я понимаю, не идет...
Ссылка21 комментарий|Оставить комментарий

130 миллионов одних только девочек [окт. 22, 2017|03:08 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

В начале этого года благотворительная организация ONE запустила кампанию #GirlsCount по борьбе за доступ к образованию для девочек. Идея кампании в том, что каждый желающий выбирает себе свободное число от 1 до 130 миллионов - потому что по оценкам ЮНЕСКО, 130 миллионов девочек школьного возраста каждый год не имеют возможности посещать школу - и записывает видео, на котором его произносит. На днях к кампании официально присоединилась Youtube, директор Ютюб записала видео об этом, и много других известных видеоблоггеров тоже "выбрали числа" и записи об этом свои комментарии.

Я прослушал два-три видео - на них обычно говорится, что это трагедия, что 130 миллионов - это как целая огромная страна девочек, которые все не имеют возможности пойти в школу, и что надо бороться с этим. Вследствие этого у меня возник, как мне показалось, очевидный вопрос - который никак не затрагивается ни на сайте кампании, ни в видео, что я просмотрел:

Сколько по оценке ЮНЕСКО не имеющих доступа к школьному образованию мальчиков?

Казалось логичным, что намного меньше - и что это неравенство лежит в основе самой идеи такой кампании - но хотелось понять насколько, и есть ли вообще такие оценки? Оказалось, что оценки есть и их найти легко. Все основано на отчете ЮНЕСКО за 2016 год. Этот отчет, однако, не про девочек. В нем есть разбивка по полу, но вообще-то он привлекает внимание к тому факту, что 263 миллиона детей во всем мире не имеют доступа к школьному образованию. Цифры в 130 миллионов девочек в отчете нет - там есть разбивка по девочкам/мальчикам отдельно для начальной школы, младших классов средней школы и старших классов средней школы. Если просуммировать цифры по девочкам, получится вместе 130 миллионов. Поскольку общее число всех детей 263 миллиона, то многие из вас уже произвели этот подсчет в уме и поняли, что мальчиков без доступа к школьному образованию, по оценкам ЮНЕСКО, 133 миллиона.

И тут мне все это начинает казаться странным.

Конечно, надо иметь в виду природу и масштаб этой рекламной акции. Организация ONE не борется тут ни за какие конкретные предложения, и не просит пожертвований у публики (она вообще существует главным образом на благотворительные деньги Билла Гейтса; их бюджет - несколько десятков миллионов долларов в год). Цель довольно туманная - "показать политикам", что женское образование - очень важная вещь, и пусть они это увидят и как-нибудь учтут. Таким образом, если посмотреть на это трезво, то пользы от этой акции вряд ли будет много, и вреда тоже. Это такой шум. Я действительно не думаю, что это очень *важная* тема.

Но мне хочется понять, как все эти прекрасные люди, которые записали видео и организовали акцию, себе все это объясняют. Как они себе это объясняют. Когда всякие видеоблоггеры говорят о том, как число 130 миллионов девочек поражает воображение и пугает и это ужасная катастрофа - они знают при этом статистику про мальчиков, но дипломатично ее не упоминают, или не задумываются о ней? Я полагаю, что не знают и не задумываются; 130 миллионов просто играет роль очень большого числа, и им всем не приходит в голову поинтересоваться чем-то другим - например, его динамикой за последние годы или его значением для другого пола. Но организаторы кампании не могут этого не знать, потому что исходный отчет Юнеско весь настроен на общее число в 263 миллиона - цифру для девочек из него нужно отдельно вытаскивать суммированием. В случае организаторов это несомненно сознательный выбор - сделать кампанию в пользу девочек и назвать эту ситуацию катастрофой, ни словом не упоминая мальчиков.

Я хочу также спросить читателей, в целом одобряющих такую кампанию и поддерживающих ее цели. Одобряете ли вы ее также *после* того, как узнали, что проблема существует в одинаковых примерно масштабах для обоих полов? Если да, то как вы себе это объясняете? Единственное, что мне приходит на ум - сказать себе что-то вроде "А что тут такого? Да, эта кампания борется только за девочек, и имеет полное право. Доступ мальчиков к образованию - не менее серьезная проблема, и пусть ей занимаются другие организации, я это вполне поддержу и только буду рад(а)". Но такой ответ не кажется мне серьезным, потому что я не представляю себе в наше время и сложившейся в западных странах ситуации, чтобы состоятельная благотворительная организация сделала такую рекламную кампанию в пользу именно мальчиков, чтобы ее поддержала официально Youtube и всякие знаменитости итд. Может, я неправ в этом, и есть такие кампании, на которые можно мне указать. Но так мне кажется. А если не такое объяснение - то какое?

Ссылка148 комментариев|Оставить комментарий

детская грамматика [окт. 21, 2017|05:07 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Юля говорит довольно чисто по-русски, но на уровне синтаксиса нередко сказывается влияние иврита. Сегодня сказала:

"Я оставила на столе игрушки, которые я с ними играю".

Даник летом начал говорить "я хочу", и совершенно пленил этим родителей. Но "я хочу" не всегда срабатывает, и вот месяц назад он усвоил, что есть магическое слово - такое, что если его произнести, родители приходят еще в больший восторг, и дают ему все, что он хочет. Это слово "пожалуйста" - но, кажется, он усвоил его в виде наречия, со значением что-то вроде "очень":

- Мам, я хочу попкорн.
- Нет, Даник, сейчас уже поздно и пора спать, какой еще попкорн?
- Мам, я ПОЖАЛУЙСТА хочу попкорн!

Когда "пожалуйста" не работает, потому что ну никак уж нельзя, Даник сильно обижается. Я его понимаю: что это за волшебное слово, если оно то работает, то нет? На всякий случай он повторяет просьбу с "пожалуйста" несколько раз, со все возрастающим возмущением - дает нам шанс одуматься - а потом начинает хныкать.
Ссылка16 комментариев|Оставить комментарий

navigation
[ viewing | 20 entries back ]
[ go | earlier/later ]