?

Log in

No account? Create an account
Ни о какой безапелляционности в моих высказываниях не может быть и речи! [entries|archive|friends|userinfo]
Anatoly Vorobey

[ website | Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| English-language weblog ]

о достоинстве и парниковых газах [окт. 20, 2022|07:46 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]



Не могу перестать думать о немецких ученых-активистах, которые в количестве 15 человек пришли с протестом в парк развлечений Volkswagen и приклеили себя к полу, на неограниченный срок, пока Германия не согласится пересадить экономику на безуглеродные рельсы. Чтобы спасти планету и все такое.

Следующее сообщение от них - жалуются, что Volkswagen не дают им горшков, чтобы с достоинством справлять нужду, а сами они не догадались захватить.

Я вошел в цикл, мне сначала смешно, потом немножко стыдно, что смешно, потом опять смешно, и так далее.

События развиваются стремительно, и вот они уже пишут, что Volkswagen отключили электричество и отопление в здании. Надвигается ночь. Ученые сидят, приклеенные к полу, в полукруге в темноте, а за ними со всех сторон - темные автомобили демонстрационного зала. И только у одной машины включены фары и в свете этих фар они сидят и вполголоса, негромко ведут задушевную беседу о парниковых газах. Я не знаю о чем, там только фотография, но мне кажется, что о парниковых газах.

Это было 16 часов назад, с тех пор от них ни слова. Что если те фары погасли? Волнуюсь.

[оригинал]
Ссылка79 комментариев|Оставить комментарий

геометрическая иррациональность [окт. 20, 2022|03:35 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Красивое геометрическое доказательство иррациональности квадратного корня из двух.

Возьмем прямоугольный треугольник с катетами 1 и 1. Длина его гипотенузы - корень из двух (по теореме Пифагора). Если это число рационально и равно a/b, то мы можем увеличить треугольник в b раз, и получить таким образом равнобедренный прямоугольный треугольник, у которого все стороны целые числа (в данном случае: b,b и a).

Но такая ситуация невозможна, и вот почему. Если у нас есть равнобедренный прямоугольный треугольник с целыми сторонами, то можно внутри него построить другой такой же, но поменьше (сейчас объясню, как). Тогда внутри него можно построить еще поменьше, потом еще и так без конца. Но так не может быть: невозможно уменьшать длины сторон без конца, оставляя их целыми (скажем, если сейчас сторона длиной 1000, то больше 1000 раз ее не уменьшить, хоть удавись). Это противоречие доказывает, что такой треугольник не существует, и значит корень из двух не равен никакой дроби a/b.

Как построить внутри такого (равнобедренного прямоугольного с целыми сторонами) треугольника еще один такой же поменьше?

Смотрим внимательно на картинку.



Окружность с радиусом в длину катета отсекает кусок от гипотенузы. От места пересечения ведем перпендикуляр вниз на второй катет. Новый треугольник поменьше имеет катеты, обозначенные двумя сечениями.

1. Он прямоугольный по построению (повели перпендикуляр).

2. Он равнобедренный по равенству обозначенных углов. В исходном треугольнике два угла по 45° (т.к. он равнобедренный). В новом прямоугольнике есть один из этих 45° и один прямой угол, значит, оставшийся тоже 45°.

3. Два касательных отрезка к окружности из одной точки равны друг другу, и поэтому все три отрезка, обозначенные двумя сечениями, равны между собой (и равны разности гипотенузы и катета старого треугольника). Отсюда видим, что все три стороны нового треугольника получаются вычитаниями из сторон старого, и остаются целыми числами, если старые были целыми.

(доказательство придумал Том Апостол и опубликовал в 2000-м году).
Ссылка29 комментариев|Оставить комментарий

что я думаю о плане маска [окт. 19, 2022|12:52 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

У меня спросили приватно, почему собственно я сказал, что считаю "план Маска" плохим, что в нем плохого? Ответ получился длинным, и я решил превратить его в отдельный пост.

Напомню сначала, что такое "план Маска" (твит Маска за 3 октября):

1. В четырех регионах (Донецкая, Луганская, Запорожская и Херсонская области) устраивают повторные референдумы под эгидой ООН, по их результатам они отходят к России или остаются в Украине.
2. Крым остается в России (исправляется "ошибка Хрущева").
3. Гарантируется водоснабжение в Крым из Украины.
4. Украина остается нейтральной.

Кроме того, главным доводом за "план Маска" и в каком-то смысле его частью я считаю утверждение Маска в следующем твите, что это почти наверняка будет конечным итогом в любом случае - но если договориться сейчас, то предотвратим много смертей и опасность ядерной войны.

Теперь мое мнение (лонгрид). Оно делится на две части, потому что есть два смысла, в которых план Маска может быть "хорошим" или "плохим". План может быть "хорошим" в том смысле, что есть отличный шанс сейчас так сделать и избежать огромного кровопролития и опасностей, пусть даже результат нам не очень нравится (так часто бывает с мирными планами). Или он может быть "хорошим" в том смысле, что вот так было бы идеально, результат лучший, на который можно надеяться, пусть даже шансы достичь его невелики или неясны. Я думаю, что план Маска плохой с обеих точек зрения. Но это разные вопросы.

Начну с практичности плана, насколько он реален. Я думаю, довольно очевидно, что украинское общество - не только правительство, но и общество в целом - не готовы сейчас пойти на такие уступки, которые содержит для них "план Маска". Причем вдвойне, и по долгосрочным перспективам, и по конкретной ситуации сейчас (эйфория от успешного пока что контрнаступления). Поэтому план Маска просто нереален.

Пример мирного плана который мог бы быть реальным сейчас, мне кажется - это отход российских сил к границе 23 февраля, откат аннексии 4 регионов, сворачивание ДНР/ЛНР, репарации и замораживание вопроса о Крыме на 10 лет в будущее.

Неготовность украинского общества к уступкам на Донбассе, в Запорожье и Херсоне связана не только с ощущением "отечественной войны", сплоченностью общества и текущими успехами, но и тем, что объективно говоря армия РФ показала крайне низкую обученность и готовность к полномасштабной войне. Постольку, поскольку ВС РФ воспринимаются как "бумажный тигр", непонятно, почему бы не планировать дальнейшее их вытеснение с территории Украины.

Мне кажется, что, возможно, Маск общался если не с самим Путиным (что он отрицает), то с людьми из его окружения, и впечатлился тем, насколько твердо они утверждают, что проведены "красные линии" на том, чтобы не возвращать 4 региона, не говоря уж о Крыме. И на этом основано его убеждение (полностью ложное, на мой взгляд), что если сейчас не заключить мир по "плану Маска", то в конечном итоге все равно к этому и придет, только после еще многих смертей.

Значительная часть российской пропаганды с начала войны посвящена именно созданию впечатления, что позиция России фундаментально не является гибкой, в отличие от позиции Украины. "Россия здесь навсегда" обязательно заявляют в каждом завоеванном районе. Аннексия и заявление Путина, что этот вопрос пересматриваться никогда не будет. Срочные попытки все перевести на российские рельсы (валюта, школьные программы). И наоборот, позиция Украины утверждается как максимально гибкая. Собственно, Украине согласно российской пропаганде и "не нужны" эти регионы, и в интересах украинцев от них отказаться, и они бы давно это сделали, но их заставляют "кураторы" (ведь "у Украины нет субъектности"), чтобы поддерживать конфликт с Россией.

Я считаю это (предположительная негибкость позиции России) гигантским блефом, на который, видимо, попался Маск. В реальности все совершенно наоборот. В украинском обществе у Зеленского нет достаточно власти и авторитета, чтобы пойти на мирное соглашение, резко противоречащее царящим в обществе настроениям, а "план Маска" несоменно таковым является.

И наоборот, все российские договора и аннексии не стоят бумаги, на которой напечатаны. Решает только один человек, у которого несомненно достаточно мощная силовая вертикаль, чтобы он мог принимать решения, резко противоречащие настроениям общества, как и делал в прошлом. Да и обществу в целом довольно-таки наплевать на Донбасс, Запорожье и Херсон, и отказ от этих территорий, если он будет "правильно" объяснен государственной пропагандой - а это легко - не приведет ни к каким масштабным волнениям.

С Крымом в этом смысле несколько сложнее, но я думаю, что и в этом случае РФ легко может уйти оттуда и сохранить правящий режим. В любом случае нет серьезных причин считать присоединенные на октябрь 2022 года части 4 регионов Украины "красными линиями", от которых Россия никогда не откажется, и это опровергает ключевую часть плана Маска, то, что делает его особенно притягательным (если бы это было верным) - "все равно на этом все закончится". Все может быть, но нет причины так считать.

Теперь о том, хорошее ли это решение вообще, абстрагируясь от того, насколько оно сейчас реально. Тут логично разделить "план Маска" на две части. Первая про 4 региона: повторные референдумы под эгидой ООН, или - шире говоря - "пусть народ Донбасса/Запорожья/Херсона решает, в какой стране будут эти регионы". Вторая часть: Крым безусловно российский, нейтральность Украины, и то, что ничего не указано про репарации/санкции/гарантии ненападения России в будущем.

Вторая часть вообще безнадежна, в ней все плохо. Нейтральность Украины означает карт-бланш России напасть в любое время в будущем. Почему прописаны пере-референдумы для 4 регионов, но не для Крыма, который был так же незаконно аннексирован (и референдум там был столь же фейковый), неясно. То, что ничего не сказано о репарациях и санкциях, означает, что РФ воспринимает такой план как, само собой разумеется, включающий полный отмен западных санкций и никаких репараций. Частично это все извиняется тем, что "план Маска" это всего лишь один короткий твит, конечно. Но тем не менее.

Первая часть, про повторные референдумы и судьбу 4 регионов, более "идейная" и интересная. Она плоха по двум несвязанным друг с другом причинам, идейной и прагматической.

Мое идейное возражение (я тут не говорю ничего нового в сравнении с обычной международной практикой, мне кажется) состоит в том, что образовавшийся после 1945 и частично узаконенный в чартере ООН статус-кво состоит в том, что территории лишены легитимации отделиться от государства, которому принадлежат, даже с демократического согласия населения данной территории - и особенно это верно в случае отделения-ради-присоединения к государству-соседу, что рассматривается как завуалированная аннексия. Я вижу в этом прагматичный компромисс между стремлением дать населению любой территории право решать свою судьбу, и тем, что неограниченное применение такого права на практике ведет к завоевательным войнам и аннексиям, маскируемым как отделение, интенсивной этнической чисткой одних регионов и переселением целых национальностей на других - все ради контроля над "демократическим мнением большинства населения" данной территории.

При этом отделение территории является легитимным, если происходит с согласия населения всего государства, либо на всеобщем референдуме, либо на референдуме данной территории, на который получено согласие всего государства (Квебек, Шотландия). Там, где такое согласние не получено, оно нелегитимно (Каталония).

В свете этого принципа аннексия Крыма была нелегитимной, равно как и аннексия 4 регионов. Повторные референдумы на этих территориях бессильны ее легитимизировать. Более справедливым и правильным решением будет вернуть эти регионы (и Крым) Украине и тем людям из их населения, которые хотят быть в составе России, либо уехать в Россию, либо работать над продвижением легитимного референдума по шотландскому/квебекскому примеру, с согласия всей Украины.

Предположим однако, что нас не волнует этот принцип и мы принимаем за аксиому право населения Донбасса итд. решать, к какой стране принадлежать. Тогда вторая, прагматичная причина, заключается в том, что невозможно надеяться честно и беспристрастно провести такие референдумы, даже под контролем ООН, над завоеванной военным путем армией РФ территорией. Особенно важно отметить, что с территории Донбасса, например, за последние 8 лет из-за беспредела и "русского мира", царящих там, уехало на территорию Украины 1/3 населения. Справедливо ли, чтобы эта треть населения не участвовала в референдумах? С Запорожской и Херсонской областями существует та проблема, что аннексирована по разным версиям чуть ли не вся территория областей, включая места, которые армия РФ не контролирует.

Даже если принять право населения территорий решать этот вопрос на референдуме, то как минимум следует настаивать на том, чтобы этот вопрос решался в совершенно другой обстановке: когда население живет в мире, все, кто были изгнаны из домов или уехали из-за военных действий или контроля сепаратистов, получили возможность вернуться, была полностью разрешена пропаганда обеих сторон, и эта спокойная ситуация продолжалась бы несколько лет, после чего можно хотя бы гипотетически говорить о получении какого-то приближения к демократическому мнению населения. Очевидно, это не то, что имеет в виду план Маска под "повторными референдумами под эгидой ООН".

Всё.
Ссылка464 комментария|Оставить комментарий

пять интересных ссылок для физиков [окт. 18, 2022|10:57 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

На самом деле не для физиков, а для "физиков", которые не лирики, т.е. научно-технического уклона.

1. Stellarium - программа, показывающая звездное небо, как его можно было бы увидеть там, где вы находитесь, если бы не все это дурацкое световое загрязнение. Плюс можно искать звезды, созвездия, крутить-вертеть все это и так далее. В одном только дефолтном каталоге - 600 тысяч звезд! Кроме самой программы, есть и веб-клиент: https://stellarium-web.org/

2. Если вам хочется посмотреть на график функции или разобраться с геометрической задачкой, вам следует знать о сайтах Desmos и Geogebra. Они оба очень хороши и у каждого есть свои достоинства. В Desmos проще смотреть графики разных функций и вообще интуитивней интерфейс, в Geogebra - гораздо более мощная геометрия. Desmos позволяет легко выложить ссылку на любой конкретный график, Geogebra - на коллекцию личных диаграмм-демонстраций. Возможно, один из них удовлетворит все ваши потребности, но стоит посмотреть на оба.

3. Альтернативы Гитхабу обсуждаются в верхнем комменте этой дискуссии в Hacker News (и нет, это не только Гитлаб).

4. Семь грехов вычислительной линейной алгебры. Интересно! Не знаю, когда мне пригодится эта критика типичных ошибок пользователей алгоритмов в линейной алгебре, но интересно. Обсуждение в HN дает несколько конкретных примеров таких грехов и добавляет интересных ссылок в этом же духе.

5. Sensor Watch. Безумцы, храбрости которых поем мы песню, сделали микросхему с современным процессором, которая полностью заменяет внутренности классических кварцевых часов Casio F-91W, продолжая пользоваться родным экраном и кнопками. К сожалению, чтобы часы долго работали от батарейки, в проекте нет беспроводной связи (WiFi или Bluetooth), можно только зарядить код через USB. Но все равно можно сделать массу интересного; как пример, вот кто-то объясняет, как сделал, чтобы часы показывали OTP-коды для Гугла/Гитхаба.
Ссылка15 комментариев|Оставить комментарий

почему мужчины такие [окт. 18, 2022|12:47 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Предлагаю к обсуждению цепочку твитов Даниэлы Виттен, профессора биостатистики в Америке.

"Когда я говорю мачо-технарям (в оригинале: tech bro), что я профессор-статистик, они немедленно сообщают мне, что я "профессор-преподаватель", а не "профессор-исследователь". Я говорю нет, я ПРОФЕССОР, я занимаюсь исследованиями и преподаванием, но в основном исследованиями. Тогда они говорят мне - а, значит вы профессор для студентов-бакалавров, не то что те профессора, что у меня в свое время были, которые аспирантам тоже преподавали.

Иногда я пытаюсь все-таки им объяснить, а иногда прекращаю, потому что боюсь, что у них мозги взорвутся.

Мужчины - почему вы такие?!

(В последний раз такое случилось три дня назад, на детском мероприятии, когда один такой сказал мне, что МИТ - где он учился в свое время - очень отличается от Вашингтонского университета - где я преподаю - потому что в МИТ профессорами называют только тех, кто занимается исследованиями)"

[оригинал]
Ссылка120 комментариев|Оставить комментарий

про илона маска [окт. 17, 2022|12:12 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Краткая хронология:

1. 3 октября Маск пишет твит с предложением "мирного плана" https://twitter.com/elonmusk/status/1576969255031296000

2. в этот же день он получает много хейта с украинской стороны, особенно следует отметить хамский "опрос" в твиттере Зеленского ("какого Маска вы предпочитаете, поддерживающего Украину или поддерживающего Россию" https://twitter.com/ZelenskyyUa/status/1577006943499350016) и ругательное "фак офф" (https://twitter.com/MelnykAndrij/status/1576977000178208768) от Мельника, посла Украины в Германии, который как бы и был уволен еще летом (после череды оскорблений в адрес немецких политиков, хотя официально просто "ротация"), но оставался 3 октября, насколько я еще могу судить, официально послом, новый посол вступает в должность 15 октября.

3. в российской прессе его немедленно всячески хвалят и превозносят, Медведев шутит о том, что он "рано расшифровался" итд.

4. 7 октября Маск комментирует стоимость сервиса Starlink - что он уже обошелся его компании в 80 миллионов долларов и до конца года это будет 100 миллионов. https://twitter.com/elonmusk/status/1578433482757271552

5. 14 октября в прессу сливается тот факт, что компания Маска просит у Пентагона оплатить дальнейшие расходы на Starlink.

6. в тот же день Маск отвечает на чей-то комментарий, связывающий это с Мельником, и пишет "мы просто следуем его рекомендации 🤷‍♂️" https://twitter.com/elonmusk/status/1580819437824839681

7. Опять Маск герой в российских СМИ и злодей в украинских. Однако следует отметить твит вице-премьер-министра Украины Федорова, который без всяких выкрутасов просто написал о том, насколько неоценима поддержка Маска и Starlink для Украины: https://twitter.com/FedorovMykhailo/status/1580934203385860097. Маск на это ответил благодарностью.

8. 15 октября Маск пишет "черт с ним, будем продолжать бесплатно финансировать украинское правительство" https://twitter.com/elonmusk/status/1581345747777179651

Ключевой момент: письмо SpaceX, которое опубликовали 14 октября, пункт 5, было написано на самом деле 8 сентября, оно было послано намного раньше оскорбительного твита Мельника, пункт 2. Поэтому вся эта история - буря в стакане воды. В любом случае стоимость Starlink для SpaceX - крохотная сумма по масштабам Пентагона и очень малый процент той суммы, что уже потрачена американским правительством на помощь Украине. Возможно, Пентагон возьмет на себя финансирование, возможно нет - похоже на то, что Маск не собирался в любом случае прекращать поддержку Украины, а его ответ в пункте 6 был просто шуткой, сарказмом.

Далее, украинские официальные лица не очень умно повели себя в этой истории, насколько я могу судить (за исключением Федорова). Starlink действительно дает огромное преимущество украинским силам и является ключевым звеном в цепочке быстрого и точного планирования и реагирования, которые позволили ВСУ стабилизировать фронт, а потом перейти в наступление. При этом никто не обязывал SpaceX предоставлять Украине столько терминалов и сервис, тем более за свой счет. Заниматься СМИ-хайпом в ответ на твит Маска о том, как он видит движение к миру, было крайне рискованным и глупым занятием, даже если в итоге все обошлось. Я не понимаю, почему Мельник до сих пор не уволен с позором из украинского МИДа, и мне кажется позорным и вредным для Украины тот факт, что это еще не произошло (и это неважно, что с поста посла его уже уволили, потому что свой твит он писал, находясь в этой должности). Опрос у Зеленского был не таким плохим, но тоже хамским и излишним. Возможно - надеюсь на это - украинские официальные лица обратились к Маску с более разумными словами по менее публичным каналам.

Что же касается исходного твита Маска с "мирным планом", то как я 3 октября не понимал бурную реакцию на него (и не только украинских официальных лиц, см. например обсуждение здесь), так и сейчас не понимаю. Я тоже думаю, что это плохой план, и не отражает реальности ситуации в Украине, как военной, так и гражданской. Ну и что? Маск не политик, не президент, не генерал, из того, что он затвитил свое мнение о чем-то и это передали СМИ, не следует, что именно так кто-то поступит, кто-то с этим согласится итд. Плюс его поддержка Украины была и остается неоценимой, а твит совершенно очевидно написан из искреннего желания уменьшить число жертв. Ведь если на секунду предположить, что Маск прав и к тому, что он пишет, все равно в итоге все сойдется, тогда действительно стоило бы достичь этого прямо сейчас переговорами, верно ведь? А если он неправ в этом предположении, то может, просто стоит так и ответить?

Т.е. на месте украинских официальных лиц я бы ответил что-то в духе "мы благодарны Илону Маску за поддержку народа Украины в это тяжелое время, и понимаем, что его предложение вызвано искренним желанием добиться мира и уменьшить кровопролитие. Мы расходимся с Илоном в оценке ситуации и в прогнозе дальнейшего развития, и твердо уверены в том, что сможем добиться освобождения захваченных агрессором наших граждан и территорий". Как-то так. А не так, как вышло.
Ссылка340 комментариев|Оставить комментарий

rings of power [окт. 16, 2022|06:56 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Закончился первый сезон амазоновского сериала по Толкину, "Кольца власти", который я не смотрел. С первых серий пошел шквал очень отрицательных отзывов на него, который только усилился к финалу сезона. Типа:

It's really incredible how bad Rings of Power is. Like not only is it boring, ugly, uneventful, repetitive, and flat, it also seems to actively go out of its way to avoid becoming interesting or telling you anything about its characters.

или целой статьи о том, как этот сериал не просто очень, очень плох (и по-моему, убедительно аргументирует), но плох настолько, что демонстрирует точку поворота к падению западной цивилизации (а это, может быть, все же преувеличено немного).

С другой стороны, есть голоса поклонников сериала, которых раздражает вся эта критика, и которым он либо просто очень понравился, либо понравился "несмотря на недостатки". В реддите они все собрались в сабреддите LOTR_on_Prime. Типичная реакция на финальный эпизод оттуда: "I stayed up late last night to watch the finale, was blown away. Tears in my eyes. So thankful that I finally got to see something like this made."

Кстати, если помните, перед тем, как сериал начали показывать, много споров было о том, что эльфов будут играть актеры разных рас, и вообще куча всякой дайверсити будет, и одни предсказывали, что из-за этой дайверсити сериал будет ужасный, а другие - что он будет прекрасный, но расисты ухватятся за дайверсити и будут из-за нее расистски ругать. Так вот, мне кажется, что эта тема вообще ушла в сторону, те, кто ненавидят сериал, редко этот вопрос упоминают, их раздражают не расы актеров, а диалоги, развитие сцен, подход к характерам персонажей, структурирование сюжета по формату "mystery box" Дж.Дж.Абрамса, итд. Те, кому нравится сериал, считают эти претензии надуманными, основанными на фанбойском преклонении перед материалом Толкина и преувеличенными сквозь линзы культуры возмущения соц. сетей.

Эта "Расёмон"-подобная ситуация настолько меня заинтриговала, что я, видимо, посмотрю все же эти восемь серий вскорости, чтобы составить свое мнение. Но мне также интересно ваше, если вы смотрели сериал. Что вы о нем думаете?
Ссылка49 комментариев|Оставить комментарий

израильские партии [окт. 16, 2022|06:13 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Полезный ликбез от Аллы Гавриловой в ФБ о том, как устроены израильские выборы и партии. Для новоприбывших, которые собираются голосовать на предстоящих выборах.

Зверский лонгрид. Меня попросили написать пост про выборы - для тех новых репатриантов которые впервые примут участие в голосовании и (совершенно напрасно) не ходят на лекции моих коллег. Постараюсь коротко и без шуточек чай не тещин дом.

Сначала технические моменты

Голосовать на выборах в Кнессет могут все граждане старше 18 лет, не лишенные этого права особым решением суда и зарегистрировавшиеся как жители Израиля как минимум за 60 дней до выборов. (Подчеркиваю это для репатриантов "мобилизационной" волны). Чтобы принять участие в голосовании, вам нужно узнать, где находится ваш избирательный участок. Если вы не получили на дом извещение (такой сиреневенький листочек с вашим именем и адресом участка), вы можете проверить, где голосуете, по этой ссылке gov.il/apps/moin/bocharim (на русском кажется нет, там вас просят ввести номер теудат зеута и дату выдачи его же). Сам листочек вам для осуществления своего волеизъявления не нужен, нужен только теудат зеут или даркон или права (это обязательно). Скорее всего, ваш участок расположен в ближайшей к вашему дому школе или доме культуры (матнасе). Участков обычно в одном здании несколько, на бумажке есть номер, на двери класса тоже, а у работников на участке - списки. У вас попросят теудат зеут и выдадут вам конвертик, в который вы, пройдя за ширмочку, должны будете положить бюллетень (они лежат за ширмочкой). На бюллетене будет название партии и обозначающие эту партию буквы. Подробности про то что может не засчитаться - в комментариях. Да, на подходах к участку скорее всего к вам будут приставать представители разных партий, маскирующиеся под обычных школьников, и совать вам бюллетени. Не берите. Даже если школьница очень симпатичная и буковки на бумажке знакомые. Если неловко отказывать, всегда можно сказать "руссо туристо облико морале" - сами отвяжутся, классику никто не любит.

Теперь о том, за кого вы голосуете

Голосуете вы за партии, а не за их лидеров. Hence, один бумажка. В Кнессете 120 мест. Соответственно, между партиями, прошедшими электоральный барьер, делятся 120 мандатов. Правительство может создать партия, которая наберет больше половины (61 мандат). Уже много десятков лет ни одна партия столько не набирает, поэтому правительства у нас коалиционные - то есть, составляются из множества партий. Как лего или паззл, только сложнее. Про сложнее я подчеркиваю не зря, а чтобы сразу вас обидеть и сообщить, что вы ни за что не угадаете как будет выглядеть после выборов коалиция, поэтому даже не пытайтесь этим руководствоваться, отдавая свой драгоценный голос той или иной партии. Если вас не так легко обидеть и вы готовы после этого читать дальше, то объясню подробнее.

Как формально происходит создание правительства

Чтобы попытаться создать правительство, лидер одной из партий должен получить на это так называемый "мандат" от президента государства. Как правильно, такой "мандат" президент даст лидеру партии, набравшей наибольшее число голосов. Но не всегда - если президент видит, что лидер самой крупной партии точно коалицию не соберет, то он передает "мандат" следующему. Это все тонкости, а что нужно знать, так это то, что главой правительства необязательно станет лидер крупнейшей партии. Например после последних выборов главой правительства стал лидер партии набравшей 7 кажется мандатов. (Hence мой призыв не воображать).

Как (последние годы) составляется коалиция в Израиле

Если когда-то и были времена, когда коалиция составлялась из партий, придерживающихся схожих убеждений, то эти времена канули в Лету. То есть, раньше у нас были левые, правые, арабы и ультраордотоксы. Позже к этим четырем лагерям добавились крупная центристская партия или (как на этих выборах) партии, которых правые называют не центристами, а левыми, а левые - одним из неприличных слов на ваш выбор обозначающих одну жопу на двух стульях. Но главное даже не это, а то, что все эти партии какое-то количество лет назад поделились на два условных лагеря - бибисты и антибибисты (по имени бывшего премьер-министра а теперь главы оппозиции Биньямина Нетаниягу). Я не буду вдаваться, почему, я ведь обещала коротко, но главное что занимает большую часть избирателей - это кто будет во главе правительства - Биби или Небиби. В последнем правительстве (которое работает если можно так выразиться и сейчас) заседали партии с диаметрально противоположной идеологией. Собственно, поэтому оно и развалилось (поэтому и потому что было очень узким и в принципе нестабильным), но некоторые скажут, что это было красиво.

В принципе, о том, в какой блок (биби или небиби) войдут те или иные партии, в основном известно заранее (наверняка или из предвыборных обещаний), но, во-первых, кто из нас не нарушал свои предвыборные обещания? А во-вторых, правительство может быть и ротационным (то есть, сначала один премьер, потом второй, если первый его не нае… обманет, а и такое бывало). Поэтому я повторюсь: вы ни за что не угадаете как будет выглядеть коалиция поэтому не пытайтесь этим руководствоваться. То есть, если вам реально важно, кто будет в ближайшее время нами рулить - Биби или Небиби, вы можете попробовать отдать свой голос одной из партий, которые войдут в тот или иной блок. То есть, сначала выбрать блок (партии которые скорее всего пойдут с биби или партии которые скорее всего с ним не пойдут) а потом уже партию. Но учтите что всегда можете с этим пролететь.

То есть, я бы вам советовала голосовать по принципу того, принципы какой партии вам принципиально близки, а главное - полезны. Почему я три раза повторила слово принципы? Нет, не потому что я аж настолько косноязычна, а потому что коалицию вы все равно не угадаете (извините), а голосовать "сердцем" вы не можете просто потому что если это ваши первые выборы то вы тут максимум год, а за это время вы вряд ли успели сердечно привязаться к тем или иным политикам-реалиям-местам-идеям и тд.

Поэтому, на мой взгляд, вам стоит просто понять, какая партия наиболее близка к вашему мировоззрению или (что кому важнее, я бы выбрала второе но понимаю что у всех свои предпочтения) бытовой ситуации. То есть, грубо говоря, если партия Васи обещает каждому левше по бесплатной квартире и у этой партии есть какой-то шанс попасть в правительство, то будь я левшой я бы выбрала Васю, потому что квартиру конечно вряд ли, но может хоть будку организует. (Я при этом помню что пишу это для людей которые как минимум умеют читать и знают что чем смелее предвыборные обещания тем меньше шансов что их попытаются реализовать, а вот если Вася пообещает даже не будку а косточку то может и даст).

Но это все была лирика, а теперь про какие у вас есть варианты, очень пунктирно

О партиях, которые точно не проходят электоральный барьер, я не буду. Об ультраортодоксальных и арабских буду только два слова. Об остальных тоже постараюсь схематично.

"Ликуд". Правая партия. Лидер - Биньямин Нетаниягу. В общей сложности 17 лет с перерывами был главой израильского правительства. Партия считается продолжателем идеологии
Читать дальше...Свернуть )
Ссылка34 комментария|Оставить комментарий

анекдоты [окт. 13, 2022|04:21 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Хочу позаимствовать идею у уважаемого О.Л. в фейсбуке и попросить читателей написать в комментариях ваш самый любимый анекдот. Какой угодно, политический или похабный, школьный или неполиткорректный, советский, матерный, абсолютнов всем известный - неважно, главное, любимый или один из самых любимых (если тяжело выбрать самый).

Пусть нам всем станет немного веселее.

Спасибо!

Мой выбор:

Мама собирает сыну обед в школу:
— Вот, положила тебе в ранец хлеб, колбасу и килограмм гвоздей.
— Мам, но зачем??
— Ну как же, берешь хлеб, кладешь на него колбасу и ешь.
— А гвозди?
— Так вот же они, положила!
Ссылка372 комментария|Оставить комментарий

нет вобле [окт. 13, 2022|12:33 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]



В интересное время живем, товарищи.
Ссылка45 комментариев|Оставить комментарий

еще раз о распаде россии [окт. 12, 2022|07:35 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Андроник пишет:

Собственно, уже общее место - бывшие москвичи, питерцы, екатеринбуржцы в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Праге пишут о сострадании украинцам. И о ненависти и презрении к своим бывшим соотечественникам, всем без разбора (ну или за исключением сидящих героев). Многие из них призывают на головы "ватников" и "орков" страшные кары, говорят о том, как было бы хорошо для прогрессивного человечества, если бы Россия развалилась на части.
Когда их спрашиваешь - но, ведь, в новейшей истории распады государств без кровавых и/или других крайне печальных последствий можно пересчитать по пальцам. Неужели не жаль своих школьных друзей, соседей, родственников, оставщихся в стране? И они - удостоив тебя гневной отповеди или нет - между собой тебя обсуждают: "ОНИ ТАМ (в России, в Москве, в Мордоре) безнадежны, полное отсутствие эмпатии, моральные инвалиды..." и т.д.

Воля Ваша, но, по-моему, что-то перекосилось в сознании людей, коль скоро отсутствием эмпатии считают беспокойство о близких. И, наоборот: по мне, так что-то есть извращенное как раз в том, что сопережевание своим - не согласие с ними, не соучастие в их преступлениях, не поддержка их в их ожесточении, а именно беспокойтство о том, что их ждет - почитается как нечто антигуманное, глубоко неэтичное. То, что, даже если по слабости испытываешь, надобно скрывать, не показывать другим, ибо стыдно и людям с такими эмоциями не место среди людей цивилизованных.


Начну с того, что я вообще не видел ни одного "бывшего москвича, питерца, итп.", которых Андроник называет "уже общим местом" - так, чтобы говорили о ненависти и презрении к всем оставшимся в России, кроме сидящих героев. Вот буквально ни одного человека. Может, я не тех бывших москвичей читаю в соц. сетях, но мне кажется, что скорее это крайне искаженная картина, возникшая под крайним идеологическим давлением. Андроник не одинок в этом, он просто ярко описывает то, во что многие другие "патриоты" верят - что действительно все эти сбежавшие поносят всех оставшихся последними словами.

Но вообще-то я процитировал Андроника не для этого, а ради слов о распаде России, где он затрагивает что-то важное, в чем мне для себя по крайней мере хочется разобраться. Я действительно встречал обсуждения в соц. сетях уехавших о том, что хорошо бы, чтобы Россия развалилась, и это убрало бы угрозу от нее всему миру (хотя довольно редко, совсем не "общее место"; чаще об этом говорят украинцы и давние эмигранты). Но предпочитаю отвечать за себя. Я много думал в последние месяцы о том, как "хорошо" могла бы закончиться эта война. Как понимают все нормальные люди, Украина не претендует на российские земли (в смысле, реально российские, а не фальшиво-аннексированные). Если ВСУ удастся вытолкуть ВС РФ за пределы украинских земель, Украина не будет вторгаться на Кубань, в Ростов, Воронеж, Москву. Но если этим закончится война, а режим в России останется какой есть, это будет скорее всего только задержка на 2-3 года, пока РФ не переведет всю экономику на военные рельсы, не мобилизирует еще несколько миллионов и не попробует снова.

Мне кажется, именно этим притягателен вариант "РФ надо разбить на много отдельных княжеств". Ни одно из них не будет таким мощным, как вся РФ, и не будет так сильно угрожать соседям; и склонность воевать и убивать, которой сейчас заражена часть населения (да, я знаю, что не все...) и которой по крайней мере на словах клянется вся правящая элита, будет направлена друг против друга какое-то время.

Вместе с тем, я не могу не понимать (и поэтому процитировал Андроника), что такой распад РФ вполне грозит огромными, чудовищными жертвами в миллионы мирных людей, еще гораздо большими жертвами, чем от всей войны в Украине. И я лично не могу сказать "так им и надо", "так и правильно" и радоваться такому гипотетическому исходу. Но и согласиться с тем, что предпочтительнее, чтобы путинская Россия продолжала существовать как есть и лихорадочно строить новые ракеты - тоже не могу. Вот такой парадокс, из которого не вижу супер легкого выхода. Да, я понимаю, что все это крайне гипотетически, реально вообще никто не разваливает РФ и вряд ли развалит, итд. итп. Но для меня это моральный вопрос, в котором мне собственные порывы не очень нравятся.

Возможно, лучший выход из этого лабиринта, который я вижу для себя сейчас - сугубо практический, он состоит в уверенности, что поражение РФ в войне вовсе необязательно - и на самом деле крайне маловероятно - повлечет за собой ее распад. Собственно, уверенность в таком распаде является одной из козырных карт Z-пропаганды более "интеллектуального" пошиба, которая часто выглядит примерно так в последние месяцы: "да, может мы и зря начали войну, об этом можно спорить, но сейчас мы по-настоящему воюем, причем со всем НАТО, и если мы проиграем в этой войне, России больше не будет, ей не дадут существовать, это совершенно очевидно, и в такой ситуации мы все обязаны защищать свою родину" итд. Следует твердо признать, что это полностью ложь. Любое отступление ВС РФ с украинских земель, включая из Крыма, будет легко объяснено населению Соловьевыми и Скабеевыми и представлено как победа ("не дали НАТО завоевать Россию"), а Росгвардия и ОМОН и вся пятимиллионная силовая вертикаль легко подавит любые внутренние протесты на эту тему, да и вряд ли будет особо что давить. Эта возможность - просто уйти из Украины и прекратить войну - все еще остается у российского руководства, и в этом смысле с 24 февраля ничего не изменилось. Если РФ развалится, это произойдет под внутренним экономическим и политическим давлением - вследствие мобилизации следующих 300 тысяч, потом еще, потом еще миллиона, экономическим спадом, потерей контроля над "варлордами" с частными армиями типа Пригожина или Кадырова, итд. итп. Моей вины (и коллективного "Запада", к которому я себя приписываю) в этом не будет - гол в свои ворота.

А вы как думаете?
Ссылка671 комментарий|Оставить комментарий

проценты на калькуляторе [окт. 12, 2022|06:37 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Забавное открытие совершила К.А., процитирую полностью ее запись из фейсбука:

Вы будете смеяться надо мной, но я все равно расскажу. Как преподавателя Экселя с международным дипломом победила продавщица из посудной лавки.
Зашла в магазинчик, где торгуют разной кухонной утварью. И мой взгляд привлекла кастрюля. Подошла продавщица и говорит:
- Прекрасная кастрюля, настоящий чугун! - Слово "чугун" она произнесла по-русски. - 40% скидки для членов клуба.
- Я - член клуба, - ответила я и принялась составлять в голове пропорцию для подсчета процентов.
- Я тебе сейчас скажу сколько она стоит после скидки, - сказала продавщица и достала калькулятор. - Значит так, кастрюля стоит до скидки 670 шекелей, а со скидкой 40%...
И она сделала на калькуляторе странную операцию:
670 - 40% = 402
- 402 шекеля.
- Но так же нельзя делать! - воскликнула я. - Это неверно!
- Как неверно? - возразила она. - У меня дочка - бухгалтер, и меня научила, а у меня знаешь какая умная дочь!
Я вышла из посудной лавки, шатаясь, как слон. Вот, делюсь с вами. Вы это знали?


Я когда-то это знал, но потом забыл, потому что это же извращение и так нельзя. Не, ну серьезно.

И даже в Гугл-поиске такое работает. Весь мир вокруг нас полон опасных соблазнов. Но нельзя. Я никогда не буду так считать проценты.
Ссылка91 комментарий|Оставить комментарий

о предлогах [окт. 12, 2022|01:00 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Мои дети, родившиеся и выросшие в Израиле, свободно говорят на русском как на родном, но время от времени бывают любопытные ошибки; конечно, случаются кальки с иврита, но мне больше мешают неправильные окончания в некоторых падежах, обычно "-ах" вместо "-ов"; и сегодня у меня было озарение, и я, кажется, понял, как это работает.

Ребенок Д. (9 лет) расспрашивал меня о том, как добывают яд из ядовитых растений (даже не спрашивайте) , я ему объяснял, как мог (что выжимают сок итд), и в какой-то момент он сказал буквально: "ааа, так значит, внутри цветках есть жидкость..."

И тут до меня дошло. Просто на этот раз все очень ясно, потому что ударение на окончание: цветкАХ или цветкОВ. Обычно я до этого слышал что-то вроде "я вышел из дому без наушниках" и не был даже уверен, что слышал ошибку - потому что если окончение безударное, то разница между наушникАХ и наушникОВ только в глухом -Х или -Ф в конце (попробуйте сказать вслух быстро). А когда слышал, то думал, что он неправильно запомнил этот падеж, и путает в нем [х] и [ф] иногда.

Но теперь-то ясно, что дело не в путанице формы падежа, а в путанице между падежами, причем именно в управлении предлогов. "Управление предлогов" означает "какой падеж идет с каким предлогом". В русском языке после "внутри" идет родительный падеж (внутри кого? чего?), а после "в" например предложный (в ком? чем?). Носителям языка этого не нужно знать и даже задумываться об этом - они обычно и не знают. Они просто ставят правильную форму. А у ребенка Д. это видимо не устоялось - возможно, под влиянием двуязычия с ивритом - и он иногда после таких предлогов, как "внутри" или "без", ставит предложный падеж. Но только там, где они очень похожи - я никогда от него не слышал "внутри игре" или что-либо подобное, разумеется.

И заодно стало ясно, откуда взялось это "ними", которое меня сводит с ума у ребенка Ю. (14 лет) иногда, когда она говорит: "А мы к ними сегодня поедем в гости?" Конечно, это опять путаница с управлением этого конкретного предлога - "к" требует дательный падеж, а похожий на него "с", скажем - творительный. "К кому/чему", но "с кем/чем". Причем в форме "к ней/с ней" они совпадают. Семантически "к ним" похоже на "с ними" (что-то вместе с этими людьми делают, встречаются), вот и накладывается по ошибке творительный падеж.

Прикольно, короче. Подумайте о том, как вам легко, если русский родной - в редком случае, когда вдруг что-то неясно, можете поставить в вопросительную форму, как учили в школе - "без кого/чего" очевидно правильно, а "без кем/чем" очевидно неверно. А теперь подумайте, что у тех, кто изучает русский как иностранный, этого "очевидно" нет в голове. Им надо тяжело и нудно запоминать для каждого предлога, а если забыл - то что поделать, ошибаться. Пока через сколько-то лет, может, не перемелется в голове в интуицию.

P.S. Дети обидятся, если я не подчеркну, что такие ошибки я у них слышу может раз в неделю, а не просто вот постоянно и все время :)
Ссылка25 комментариев|Оставить комментарий

интеграл [окт. 11, 2022|10:00 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|, ]

Недавно попалась красивая задачка, поразившая своей на первый взгляд контринтуитивностью.

(у этой задачи еще более ограниченная аудитория, чем обычно у математических записей, я это понимаю. Обещаю сегодня еще что-то написать для лириков тоже :))

Доказать, что



При этом:

- tan^-1 означает арктангенс, а не котангенс;
- то, что кажется ошибкой в условии, таковой не является.

Я не буду скрывать комментарии, и через несколько часов запощу красивое решение (если до тех пор оно не появится).
Ссылка11 комментариев|Оставить комментарий

о выезде из россии [окт. 11, 2022|09:38 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Предлагаю к обсуждению запись Евгения Рощина (политолог, Принстонский университет) на тему уезжающих сейчас после мобилизации из России. На Западе сейчас набирает силу точка зрения "нечего их впускать, пусть остаются и свергают режим", которая мне кажется наивной и совсем не полезной. По-моему, Рощин хорошо об этом говорит. Оригинал в фейсбуке.

"С начала мобилизации с тревогой следил за выездом многих знакомых и друзей за пределы России. Хочется сказать несколько слов о них, особенно в свете того, что этим людям кто-то сейчас запрещает въезд в Шенгенскую зону или предлагает отправлять их менять власть в своей стране.

Этот аргумент предполагает, что стоит народу захотеть и он сможет сбросить своего правителя. Подразумевается, что при автократии люди живут, как когда-то писал де ла Боэти, в «добровольном рабстве». Но стоит им перестать жить по правилам автократа, как такой режим сразу и падет. А если люди не сбрасывают режим, а живут как жили, то они как бы его принимают и разделяют ответственность за его действия. В этом аргументе, как подсказывает опыт наблюдений, кроется ошибка. Быть народом, ответственным за политический режим или государство, означает способность контролировать действия режима и правила им формулируемые. В этом случае жизнь по правилам и будет означать их принятие. Политическая ответственность народа будет связана с его участием в выборах, существованием независимых СМИ, судом и других институтов контроля и участия. Это участие дает возможность говорить о таком «руссоистском» коллективном субъекте. Субъектность народа формируется в результате обсуждения, планирования и координации общих действий. Когда эти действия должным образом обсуждены, субъектность народа продолжает выражаться в простом принятии жизни по общим правилам.

В России давно уже нет выборов, а все публичное обсуждение ограничено двором автократа и ведется в его интересах. Несогласные с курсом граждане могли бы обратиться к оппозиции, но она вся в тюрьме или изгнании. Полицейское государство делает все для предотвращения возникновения неподконтрольных ему горизонтальных связей. В таких условиях независимое от автократа коллективное действие невозможно, а индивидуальное быстро карается мощным репрессивным аппаратом. Таким образом, в России нет ни народа как субъекта, ни его выраженного согласия. Есть разрозненное множество индивидов. Мнение многих из них нигде не представлено и не имеет шансов на представительство. В такой среде «жизнь по правилам» невозможно трактовать как негласное согласие с режимом. Это сообщество еще можно представить в виде известной картинки с обложки Левиафана, но в данной фигуре нервная система передает импульсы лишь в одном направлении.

Возможностей для политического действия у людей в таком сообществе практически не осталось. Можно попробовать устроить забастовку или выйти в пикет, чтобы потом быть задержанным по произвольным основаниям. На индивидуальном уровне остается только базовое политическое действие уже по поводу отношения с сувереном, не олицетворяющим общую волю. Человек может попробовать выйти из общественного договора, в буквальном смысле выйдя за пределы границ суверенной власти.

Да, кто-то кинет камень в уезжающих, сказав, что они спасают свою шкуру. Я же считаю, что мы недооцениваем значение политического действия уезжающего, которой и которому необходимо многое переосмыслить, принимая одно из важнейших решений в жизни. Не говоря уже о моральном измерении отказа убивать других людей."
Ссылка280 комментариев|Оставить комментарий

о тех, кто передумал [окт. 11, 2022|03:04 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Есть ли у вас родственники или личные знакомые, которые после 24 февраля были за войну с Украиной (или против), а теперь - против (или за), короче изменили свою поддержку на противоположную уже после начала войны?

Если да, расскажите, в какую сторону, и что на них повлияло. Спасибо!

P.S. (если вы сами изменили, тоже считаетесь как родственник, рассказывайте)
Ссылка344 комментария|Оставить комментарий

меньшиков [окт. 11, 2022|01:37 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]



У меня нет особого пиетета по отношению к Меньшикову (который здесь наблюдает, как его театр подписывает соглашение о сотрудничестве с Следственным Комитетом РФ), поэтому наверное фотография не вызывает столь сильных чувств, как у многих. Но фото вышло знаковое и характерное, да. Когда-нибудь попадет в учебники. Если будут еще учебники.

(Ксения Ларина в ФБ: "Я испытываю ужас. Тот самый, главный и самый неконтролируемый - экзистенциальный, неподвижный, который прорастает корнями из-под земли.
И ещё я думаю о том, что нет никакой возможности увернуться ни у кого. И если вы думаете , что вы таким образом спасаете людей или дело своей жизни, то знайте - вы губите и людей, и себя, и дело своей жизни. И обратного пути из этой воронки нет. Примите это, не отворачивайтесь, не погружайтесь в песок «чистого» искусства. Нет больше чистого - только грязное, трусливое, дрожащее, покорное, принимающее грязные и унизительные условия. Не предавайте себя.")
Ссылка70 комментариев|Оставить комментарий

на злобу дня [окт. 8, 2022|01:06 pm]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

Я тоже иногда не успеваю подарок на ДР купить вовремя, и приношу на следующий день.
Ссылка356 комментариев|Оставить комментарий

стоило начать [окт. 7, 2022|08:51 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]



Меня трудно удивить в последнее время, но этой мрази удалось.
Ссылка143 комментария|Оставить комментарий

нобелевка [окт. 6, 2022|10:42 am]
Anatoly Vorobey
[Tags|]

В 2016-м году, присудив премию Бобу Дилану (автору замечательных песен), литературная Нобелевка для меня перешла в статус клоунады, за которой нет смысла следить.

В этом году у нее есть шанс выйти из этого статуса. Посмотрим, воспользуется ли она им.

(если Рушди получит)

Апдейт. Не воспользовалась. Ну и ладно.
Ссылка100 комментариев|Оставить комментарий

navigation
[ viewing | most recent entries ]
[ go | earlier ]