Anatoly Vorobey (avva) wrote,
Anatoly Vorobey
avva

Category:

о философии

Есть времена, когда философия стремится расширить вселенную своего рассмотрения: освоить новые, неосвоенные пока области, задать новые вопросы, соединить до сих пор несоединённое.

Но есть и такие времена, или такие направления философии, которые стремятся её ограничить: вывести что-нибудь за её рамки, сказать, что это на самом деле не философия, а что-то другое, или вообще бессмыслица какая.

Одни пытаются философию расширить, другие — сузить.

Самым знамемитым сужателем (сузителем? сузивателем? суживателем?) 20-го века был ранний Виттгенштейн.

Можно провести параллель между попытками сузить философию в 20-м веке, и такими же попытками в эпоху Ренессанса и непосредственно после неё. Тогда многие философы стремились сузить философию, чтобы отграничить её от теологии, (чистой) мистики, риторики, алхимии. Из огромного и очень неровного багажа, оставленного средневековьем, они придирчиво отбирали ценное, "истинно-философское" с их точки зрения. Одновременно с этим они сортировали античное наследие, стремясь смахнуть с него налипшую паутину средневековья, и очищенный материал разделить на жанры и области.

В общем и целом, у них это всё получилось. Философия, несомненно, сузилась, но одновременно с тем приобрела свой особый характер.

В 20-м веке всё было по-другому. Попытки сузить всю философию к чему-то определённому не удались и не могли, по-видимому, удасться. Предположим, есть множество философов в мире, которые не понимают, какое вообще отношение к философии имеют, скажем, труды Гегеля. Но это не мешает каким-то другим философам защищать диссертации по Гегелю, писать монографии, и продолжать расширять и множить славное дело гегелеведения. Вместо общего смещения области определения философии происходит специализация и дробление.

В других дисциплинах тоже происходили специализация и дробление, процессы, столь свойственные 20-му веку, но там, как правило, специалисты в одной области не подвергали сомнению право другой области вообще существовать. Споры в основном велись насчёт важности разных областей и распределения ресурсов и денег. Но в философии сложилась ситуация, при которой, скажем, книгу, которую я сейчас перечитываю, современное введение в проблему универсалий (D.M.Armstrong, Universals: An Opinionated Introduction), многие философы назовут не то чтобы неверной или плохой, а просто бессмысленной, книгой ни о чём, о несуществующей проблеме. Это забавно само по себе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments